Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Последнее время нашей стране все больше становятся нужны профессии, требующие исследовательского типа личностей. Формирование определенных ценностей, ролевых моделей поведения, которые могут обеспечивать инновационную деятельность, напрямую связаны с научно-исследовательской деятельностью. В гимназии «Перспектива» научно- исследовательской деятельности учеников уделяется особое внимание.

Именно исследовательская деятельность делает детей не потребителями готовых знаний, а творческими участниками процесса познания.

Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности способствует развитию творческой активности, особого склада мышления, самостоятельности, расширению сферы интересов.

Включение детей в творческий процесс исследования в гимназии «Перспектива» начинается с дошкольного возраста. Работа с самыми маленькими исследователями знаменательна тем, что воспитатели и педагог- психолог занимаются не организацией процесса овладения детьми новыми знаниями, а развитием исследовательского навыка как способа познания окружающей действительности.

Работа с детьми ведется через различные виды деятельности: игру, участие в различных конкурсах, проектную деятельность, в которой большое значение имеет общение между детьми и их сотрудничество. Дети понимают, что для достижения цели необходимо договариваться, помогать друг другу, осуществлять совместный поиск решений. Также с воспитанниками пишутся несложные исследовательские работы, способствующие развитию ответственности, коммуникативных качеств, познавательной и творческой активности.

Большую роль в проектной и исследовательской деятельности играет организация взаимодействия с родителями и привлечение их к исследовательскому процессу.

В рамках своей деятельности педагог-психолог проводит диагностические обследования, направленные на: определения уровня развития познавательных процессов каждого воспитанника, определение сформированности предпосылок УУД. Проводит наблюдения за детьми в игровой деятельности, на занятиях, прогулках, режимных моментах. Это позволяет анализировать индивидуальные особенности детей и определять, что им больше всего интересно, к чему имеются склонности. После этого проводится консультирование воспитателей и родителей. На своих занятиях педагог-психолог дает задания поискового и творческого характера, задает вопросы открытого типа, играет с детьми в различные игры. Все это положительно сказывалось не только на эмоциональном самочувствии воспитанников, но и на их общем развитии, познавательной активности, а также способствует формированию предпосылок УУД. Полученный опыт исследования приносит детям большую радость и является основой их дальнейшего познавательного продвижения.

Начало учебы в гимназии стимулирует познавательную активность. В учебных и игровых формах исследования учащиеся действуют в соответствии с моделью ролевого поведения исследователя.

Известно, что активные творческие дети, когда не находят применения своим познавательным потребностям и правильного направления своей активности могут пойти по стихийному пути развития. Также желание исследовать может привести к более негативному поиску острых ощущений. Поэтому очень важно своевременно заинтересовывать детей и включать их в общение, игровую, учебную, исследовательскую и другую деятельность.

Научно- исследовательской деятельностью занимаются многие ученики, особенно из числа учащихся начальной школы. Практика показывает, что конечный результат и упешность ребенка во многом зависит от его личностных качеств. Поэтому работая с детьми в учебно- исследовательском направлении педагог- психолог развивает личностный потенциал ребенка, открывает его скрытые ресурсы. Особое внимание уделяется развитию умения детей показывать и объяснять результаты своей деятельности. Научно- исследовательская деятельность открывает возможности для личностного роста учеников, позволяет им осознать свою значимость.

Осуществление детьми творческого поиска, решения задач исследования способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Учение обретает личностный смысл, развиваются интересы, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.

Участие детей старшего и среднего звена в исследовательской деятельности обеспечивает не только повышение мотивации учения, но и эффективность учебной деятельности.

Любое участие в конференциях обогащает опыт ребенка, так как помимо новых знаний и открытий дает знакомство с профессионалами, которые транслируют ценности науки, и являются образцами моделей социализации одаренных личностей, что важно для дальнейшего развития и самоопределения детей.

Для привлечения учащихся младшего и среднего звена к исследовательской работе ежегодно проводится «День исследователя» на котором детям объясняется, что такое исследовательская деятельность, зачем она нужна. Ученики знакомятся с некоторыми учебно- исследовательскими работами, презентации которых проводят дети, имеющие победы на конференциях. Также знакомятся со структурой, методами исследования, получают рекомендации по выполнению исследовательских работ.

Помимо этого с детьми и родителями проводятся беседы по привлечению к участию в исследовательской деятельности. Консультации по выбору тем, составлению анкет, подбору диагностического материала, анализу полученных результатов.

Большое внимание уделяется подготовке детей к публичному выступлению по представлению своей работы на конференциях. Подготовка осуществляется через групповые и индивидуальные занятия, классные часы. На занятиях детям предлагаются задания творческие, побуждающие к проявлению активности, сотрудничеству, позволяющие проявить себя, раскрыть свой потенциал, скорректировать самооценку. («Кто я», «Визитная карточка», «Интервью», «Проба на роль», «Мои качества», упражнения визуализации). На классных часах мы играем в «Конференцию» и «Экзамен», распределяем роли, проигрываем различные ситуации, которые бывают на конференциях и на экзаменах. Такая подготовка укрепляет уверенность в себе, снижает тревожность, способствует развитию мастерства риторики.

В подростковом возрасте у учеников возрастает интерес к психологии и к школьному психологу как к личности, которая может ответить на волнующие вопросы, помочь, посоветовать. Именно в этом возрасте дети задумываются о себе, стараются себя лучше узнать и понять. Многие именно через исследовательскую деятельность разбираются в различных вопросах, начинают лучше понимать себя и других, избавляются от комплексов.«Исчез страх выступать перед классом, наоборот хочется выступить. Это оказывается здорово!» Н.З. 6 кл. «Я стал лучше работать за компьютером, раньше только играл. Появились новые знания, которые помогают мне на всех уроках». К.А. 7кл. «Раньше меня почти не замечали ребята, а теперь появились друзья» Р.С 5кл.

Тематика научно- исследовательских работ разнообразна, на каждом возрастном этапе она своя, отвечающая запросам учеников того или иного возраста. Дети сами выбирают себе направления исследования и темы, педагог-психолог помогает их формулировать, подбирать методы исследования, теоретический материал, определять гипотезу, анализировать результаты, делать выводы. Вот некоторые из тем: «Профилактика стресса в подростковом возрасте», «Влияние музыки на произвольное внимание детей младшего школьного возраста», «Изучение влияния занятий спортом на формирование уверенности», «Успешный ученик. Как им стать», «Фитотерапия как средство укрепления здоровья подростков», «Влияние ношения обуви на каблуке на самооценку», «Общение как ценность подросткового возраста».

Личность научного руководителя очень важна, так как он является наставником и помощником. Большое значение играет его отношение к работе, увлеченность наукой, любовь к детям и их принятие. Ежегодно ученики начального и среднего звена пишут научно- исследовательские работы вместе с педагогом-психологом. За последние три года исследовательской деятельностью с педагогом- психологом занимались 16 учеников младшего и среднего звена гимназии. Большинство из них стали победителями городской конференции, один ученик стал лауреатом второй степени на всероссийской научной конференции. В 2012-2013г было проконсультировано в дошкольном и основном отделении гимназии 11 учеников и родителей по их исследовательским работам. Научно- исследовательские работы писали 7 учеников, все они стали победителями городской конференции, а один из них стал лауреатом 3-й степени на всероссийской научной конференции в Москве.

В конце каждого учебного года гимназия «Перспектива» проводит ассамблею. Это большое торжественное мероприятие на котором поздравляют и награждают учеников победивших в конференциях, олимпиадах, конкурсах и педагогов их подготовивших. Для детей, родителей и педагогов- это одно из самых радостных и запоминающихся событий, способствующие повышению личной значимости каждого участника.