Научная статья_45100

Изучение героических былин в 5 классе.

В последние годы в учебниках, хрестоматиях по литературе все чаще появляются разделы по истории литературы, расширяется круг авторов, а сами разделы обобщаются за счет включения в них большего числа произведений различных жанров. В таких учебниках осуществляется не только историко-литературный подход к подаче материала, но и умело сочетаются научность и систематизация знаний, направленная на расширение круга чтения школьников.

Обратимся к разделам фольклора. Расширение жанровых границ этих разделов объясняется тем, что без приобщения детей к устному народному творчеству, без проникновения в его поэтику, осознания его нравственного потенциала не будет воспринято художественное и идейное богатство русской литературы. Фольклорные страницы включают не только сказки и загадки, но и славянскую мифологию, народные легенды, былины.

Термин «былина» был введен в научный оборот в 30-40-е годы 19 века И. П. Сахаровым. До этого в русской науке этот жанр называли «богатырскими сказками». В народном бытовании употреблялись слова «старина», «старинка», «былина». Сказители «выпевали» былинный текст, поэтому словесное и музыкальное начала были естественны для древнего слушателя. Современному читателю былинный текст открывается не в таком состоянии. Читателю-ребенку воспринимать былину еще сложнее, поскольку в ней отсутствует развлекательное начало, много непонятных слов, незнакомых образов. К работе над этим жанром учитель должен подходить особенно тщательно, соединяя традиционные методы работы над материалом и свой собственный авторский опыт. Опора на творческий диалог учителя и ученика здесь необходима.

Среди былинного эпоса особое место занимают героические былины об Илье Муромце. Самые ранние записи этих текстов были сделаны в 17-18 веках, но наибольший интерес к ним проявился в начале 19 века после опубликования сборника, составленного , как предполагается Киршей Даниловым (академическое издание появилось в Ленинграде в 1958 г.). Былинами в 19 веке интересовались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин, В. И. Даль. В 20 веке собирание и изучение былин продолжили Б. А. Рыбаков, Д. С. Лихачев, Б. Н. Путилов.

Героические былины — интереснейший жанр, который соединяет значительные обобщения в изображении исторических событий с фантастикой мифов и сказов. В герое-богатыре отражается представление об идеальном человеке: физическая сила, высокие нравственные качества, мудрость, справедливость. Образ Ильи Муромца наиболее ярко воплощает основную идею героических былин – защита родной земли. В былинах создается его биография. Крестьянский сын, чудом исцеленный, он сначала помогает родителям работать на земле, но его богатырская сила направляется народам-сказителям в более нужное русло.

Богатырь-«мужичище» становится главным защитником Земли Русской. Вот один из эпизодов описания битвы с врагом («Илья Муромец и «Калин-царь»). И поехал Илья по раздольному чистому полю Во тую во силушку великую, Стал конем топтать да и копьем колоть, И он бьет-то силу, как траву косит ,-У Ильи-то сила не уменьшится.

Можно обратить внимание детей на сравнение («бьет…как траву посит»), на поведение богатырского коня. Работа над деталью должна стать одной из основных при изучении былин.

Былины дают возможность ребятам представить себе далекие «стародавние» времена. Но былинная или эпическая история творится по собственным законам и по-своему соотносится с историей реальной. В былинах много имен и географических названий, но все исторические события и образы обобщены, время «повернуто вспять», в древность. Реальность – политическая, бытовая, житейская проглядывает в былинах, она растворена в эпической истории воссозданной народной фантазией. Один из этапов былинной истории – «век богатырства», время жизни, деяний и подвигов богатырей. Былины, описывающие героические богатырские подвиги хотя и трудны для детство восприятия, но именно они вызывают наибольший интерес у детей при знакомстве с этим видом эпического жанра. При этом отмечается следующая особенность: читатель-ребенок вдруг проявляет интерес не только в истории возникновения, бытования жанра, но и к былинному тексту, а учитель испытывает определенные трудности при подготовке «преподнесенного» материала, т.к. изучение былинного жанра в школе почти не освещено в методико-критической литературе. Нами был проведен эксперимент по выявлению степени усвоения былинного жанра в 5 классе.

Опишем один из его этапов.

В качестве объекта для проверки поставленной задачи была взята героическая былина Киевского цикла «Ильины три поездочки», а формой проверки стали «интегрированные уроки», соединившие предмет литературы и изобразительного искусства. По нашей гипотезе именно обращение к закреплению словесных образов в «зрительные»(цвет, рисунок, объем) должно было отразить не только уровень «памяти» читателя-ребенка, но и побудить его к воспроизведению исторического, условно-реального образного мира былин в рисунке, цвете, то есть изображению прочитанного. Дети не ограничивались в выборе красок, эпизодов, былинных персонажей. Весь класс получил установку на то, что рисовать умеют все, хотя рисунок каждого индивидуален.

Анализ детских рисунков показал интересные результаты зрительного усвоения былины, раскрыл неожиданные аспекты проявления индивидуальности, читателя-ребенка в качестве художника. Значительную часть рисунков можно считать иллюстрацией к эпизоду выбора Ильей дороги у «вещего камня». Богатырь изображен в центре и является ядром композиции. На некоторых рисунках (3 рисунка) богатырь показан один и в центре – портретная форма. Эта группа усвоила из текста, что Илья – главный герой, а эпизод с камнем приняла как центральный. Следующая группа (8 рисунков) тоже изобразила в центре богатыря-воина. Здесь больше внимания уделяется детализации воинских атрибутов. Из атрибутов, упомянутых в тексте, дети воспроизвели лук и стрелы, а мячом «наградили» по ассоциации с представлением о богатыре вообще. Интересной деталью является изображение кольчуги и шлема. Кольчугу дети рисуют в виде «рубашки из чешуи», а шлем напоминает шлемы красноармейцев 20-х годов. Палицу, хотя она и упоминается, дети не изображают, т.к. не знают, как она может выглядеть в реальности.

Предмет дальнейшего исследования – соотнесенности словесного образа и образа в красках. Дети используют чаще всего красный и черный (коричневый) цвета при изображении Ильи. Красный цвета отражает, скорее всего, представление о красоте героя, а черный (коричневый) – цвет оружия и противника, связанный с мотивом убийства, уничтожения.

Таким образом, данные экспериментальных уроков показывают, что усвоение былинного жанра детьми значительно улучшается в процессе проведения интегрированных уроков, а рисование становится в свою очередь стимулом к дальнейшему чтению и изучению былинного жанра.