Натюрморт Личный выбор художника или заказ времени Беседа к теме история натюрморта

Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени.

Беседа к теме «история натюрморта»

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту не доступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.

Из объектов «мертвой природы» (перевод французского словосочетания, натюрморт- nature mort) предметы, согретые живым человеческим чувством, преображаются под кистью художника, начинают жить собственной неповторимой «тихой жизнью» (таков буквальный и несравненно более точный в определении натюрморта перевод голландского термина stilleven, немецкий stilleben, английский still life). Недаром еще в 18 веке великий французский просветитель и художественный критик Дени Дидро для обозначения этого жанра пользовался терминами «неодушевленная натура» и «покоящаяся натура».

Сложение его многообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения, хотя отдельные мотивы и детали встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта — греческом живописце Периакосе, жившем в эллинистическую эпоху. В знаменитой «Естественной истории» древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что голодные птицы слетались их клевать. Паррасий на столько совершенно изобразил занавес своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий. После этого Зевксис признал себя побежденным, так как ему удалось обмануть лишь птиц, в то время как Паррасий ввел в заблуждение его самого — прославленного мастера, виртуозно владеющего приемами светотеневой моделировки.

Описанный Плинием принцип имитации видимых предметов дожил до наших дней и не редко встречается в современной живописи. Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio- обман, насмешка).

«Обманки» особенно любили в эпоху Возрождения и барокко.

(Это дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или охотничьи трофеи, мухи на арбузе).

Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип тесно связан с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа и ярко расцвел в западно-европейском искусстве 17 века. Так, в Голландии сформировалось искусство, правдиво отражающее быт, нравы, природу Родины. Этот вид натюрморта, получивший название «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы. Питера Класса и Виллема Хеды. Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов, типичных для семьи голландского бюргера 1630-40 гг.

Пройдет время, и в место скромных «завтраков» Класса и Хеды займут богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа.

Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов , битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотичных пород. Одним из авторов этих громадных картин был Франц Снейдерс, а сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование «лавки».

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу «низменных» жанров, однако именно в 18 веке появляются великолепные полотна Ж.Б.Шардена, оживляющего мир «мертвой натуры». С развитием академической системы образования возникает учебный, или постановочный, натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения.

Во второй половине прошлого века импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно.

На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. Это работы К.Коровина, И.Грабаря, Пончаловского, А.Куприна, И.Машкова, А.Лентулова, М.Сарьяна, А.Осмеркина, А.Герасимова.

«Способность удивляться — один из величайших даров природы, — писал Мартирос Сарьян, — иногда самая не большая деталь рождает в воображении целый мир восторгов перед сказочной действительностью. Это счастливое переживание. Как же не сказать, что удивление ведет к обретению истины? По моему, каждое произведение должно сочетать в себе и восторг и удивление художника перед жизнью, природы».

В натюрмортах с цветами воплотилось изумление Сарьяна перед красотой природы, по-детски радостное его восприятие. Этой способностью и объясняется то, что его кисть осталась навсегда молодой.

Самобытный творческий метод Мартироса Сарьяна современен. Он созвучен живописным принципам начала нашего века, когда особенную роль и значение приобретал открытый, чистый цвет. Композиции натюрмортов этого десятилетия, как правило, веерообразный: художник строит их на устремленных снизу вверх энергичных линиях, воплощая в художественной форме жизнеутверждающую силу своего солнечного искусства.

Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи натюрморты были созданы в 40-50 гг. П. Кузнецовым и Ю. Пименовым.

В 60-80 гг. тяготение к повышенной предметности изображения, стремления к эстизации окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту многих советских художников (В. Стожаров, А. Никич, Т. Нариманбеков).

Итак, на протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра, главные черты которого сложились в 17 веке.