Моя педагогическая философия

Творческая работа – эссе

на тему: «Моя педагогическая философия»

Если вы владеете знанием, дайте

другим зажечь от него свои светильники.

(Томас Фуллер)

Как люди становятся педагогами? Как они приходят в школу? У каждого своя дорога, своя судьба. Одни с детства мечтают стать учителями, другие попадают сюда случайно… Я же в школу не пришла, я была здесь еще до своего рождения.

Я мысленно возвращаюсь в детство, где горячо любимые родители Берингов Анатолий Михайлович и Берингова Прасковья Григорьевна проработали в сфере образования почти по сорок лет. Они очень любили свою работу, учеников и те отвечали им взаимностью. Коллеги уважали моих родителей, а знакомые прислушивались к их мнению. Волею судьбы я тоже стала педагогом и была уверена, что заслуживаю такого же уважения. Какой же наивной я была! Ничего подобного не произошло! Мне пришлось много потрудиться, чтобы дать понять детям, что я – интересная личность, я – учитель, способный дать им необходимые знания. Насколько прав был польский педагог Януш Корчак, писавший: «Будь сам собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей дай себе отчет в том, что ты способен сам. Ты сам – тот ребенок, который должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить себя».

Каждый человек в любой сфере деятельности врач, бизнесмен или инженер повышает свою квалификацию для того, чтобы добиться наибольшего успеха в карьере. В современном мире для этого есть много возможностей, стоит только захотеть ими воспользоваться. Педагог имеет в этом больше преимуществ. Да, именно УЧИТЕЛЯМИ с большой буквы я считаю своих учеников. «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» писал Максим Горький.

Основу моей педагогической философии составляют следующие истины.

Первая заключается в том, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Природа не создает двух похожих людей. Может кто-то поспорить со мной и не признать, что все дети разные, даже близнецы?

Вторую истину открыла мне сама жизнь. При нашем стремительном ее темпе невозможно стоять на месте. Вчерашние, до мелочей продуманные механизмы уже не работают и нужно изобретать новые. Это не может не влиять на деятельность педагога. Современному обществу нужны мобильные, предприимчивые люди, способные самостоятельно мыслить, творчески решать проблемы, возникающие у них на пути. «Все, что человеческое сознание способно вообразить, оно способно и получить». Сказанное принадлежит не педагогу, а американскому бизнесмену Уильяму Клементу Стоуну. Это утверждение лежит в основе моей воспитательной концепции, цель которой не только преподавать предмет, но и учить ребят принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Вы считаете, учитель может воспитать в своих учениках качества современного человека, не обладая ими сам? По-моему мало, кто согласится с этим. Ведь только тот, кто умеет учиться умеет все. Это – третья истина.

Наконец, самая важная истина, без которой учителю нельзя. Нужно уметь любить. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь» (Василий Ключевский).

Познание этих истин очень помогает мне в моей работе. Все свои успехи большие и маленькие я посвящаю своим родителям, которых, к сожалению, сейчас нет со мной рядом. Мой и их профессиональные пути частично все же повторились. Я, как и они прожила уже довольно долгую жизнь в школе. Двадцать лет – это большой отрезок, не так ли? А мысли вновь и вновь возвращают меня в то далекое детство, где мои родители были и остаются для меня самым главным в жизни авторитетом…