Моя педагогическая система

Моя педагогическая система.

Отечественную систему образования и воспитания , как и состояние современной российской педагогики, можно в целом охарактеризовать как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. В современном обществе на первое место выступает проблема преступности и насилия и, как следствие, безнравственности, бездуховности.

Что же делать учителю в этой ситуации? Ждать, когда все образуется? Или бороться? Ожидать лучших времен в бездействии просто , на мой взгляд, аморально. Поэтому мы стараемся создать целостные педагогические системы , ведь это системы, включающие в себя и воспитание , и образование, и обучение, и социализацию и творческое саморазвитие человека. Основной задачей как педагога при организации процесса обучения и воспитания для меня является найти такие методы организации учебного процесса, чтобы в доступной и увлекательной форме сформировать систему научных и производственных знаний, развивать память, внимание, воображение обучаемых. Вообще интерес к урокам в условиях современной школы возможен лишь тогда, когда учащиеся являются не только объектом, но и субъектом познания и воспитания. Иными словами, я всегда придерживаюсь принципа: не просто преподносить знания , а учить мыслить , приучать к активной самостоятельной работе. На мой взгляд, самым опасным врагом интереса является шаблон. Для избежания стандарта , учитель должен прежде всего идти в ногу со временем и создавать благоприятную почву для развития , а акцент делать на развитии личности ученика, воспитанника, так как развитие личности ученика, воспитанника , по-моему, является следствием развития всей педагогической ( образовательной) системы. Я уверена в том , что развитие любой педагогической системы характеризуется следующими закономерностями:

а) для образования – это переход образования в самообразование;

б)для воспитания – это переход воспитания в самовоспитание;

в) для социализации- это переход социализации в самореализацию;

г) для обучения – это переход обучения в самообучение;

д) для развития педагогических систем в целом - это переход развития в саморазвитие.

Исходя из выше сказанного при планировании своей работы я стараюсь придерживаться инновационно — исследовательского подхода и сочетать его с практически — ориентированным подходом, раскрывающим новые и новейшие технологии обучения и воспитания. Поэтому индивидуальной методической темой была выбрана тема: «Творческий подход к обучению русского языка путем использования задач познавательного характера», а темой воспитательного процесса была выбрана тема: «Социализация личности в процессе обучения и воспитания на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей». Почему была выбрана именно эта тема?

В качестве основных понятий – категорий чаще всего называют : образование, обучение и воспитание. Кроме того , к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие понятия, как «развитие» и « социализация личности» , так как без них невозможно достижение системно — целостного понимания основных закономерностей развития образовательно — воспитательных систем.

Напомним некоторые определения педагогических понятий – категорий. Образование – это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуществляется в различных формах и видах.

Обучение это два взаимно обусловленных вида деятельности ( деятельность учителя и учащихся), направленные на решение учебных задач, в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе способности к обучению.

Воспитание – это один из видов человеческой деятельности , которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

К важнейшим понятиям педагогики причисляется также «социализация личности». Приведу определение А.В.Мудрика, которое , по-моему, наиболее удачно схватывает его суть: « Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе , которому он принадлежит».

Содержание процесса социализации определяется тем,что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально — ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный , так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладеет личность. Так , например, ребенок втягивается в преступную группировку. Ясно ,что у него будут развиваться качества , характерные для подростков из преступного мира.

Нелишне заметить , что социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, дети в семье при общении с родителями овладевают социально — ролевыми функциями посредством обучения и воспитания, которые осуществляли его родители.

С учетом сказанного можно дать следующее определение : социализация личности – это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально – ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Исходя из выше сказанного моя педагогическая система – это система , включающая в себя воспитание , образование, обучение , социализацию и творческое саморазвитие ребенка. Особенностью такой системы является бинарность – взаимодействие воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и учения, развития и саморазвития. Всякий раз осуществляется два параллельных вида деятельности : деятельность ученика и учителя, которые развиваются как взаимообусловленные и сопряженные деятельности.

А теперь , что касается именно моего предмета.

Формирование лингвистического мировоззрения и лингвистического мышления учащихся невозможно , на мой взгляд , без овладения ими лексическими и грамматическими значениями.Совершенно очевидно , что усвоение лексических значений происходит с меньшими трудностями по сравнению с усвоением грамматических значений . Понимание же абстрактных грамматических значений возможно лишь при наличии умения осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения и др, Поэтому очень важно , чтобы учащиеся осознанно овладели грамматическими значениями, а для этого нужны поиск и отбор наиболее эффективных приемов работы. Кроме того , обучение русскому языку предполагает не только накопление определенного запаса лингвистических знаний, но и умение творчески использовать языковые средства. Я думаю, творческий подход можно сформировать и развить , систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера. И именно поэтому, выбирая свою методическую тему, я остановилась на познавательных задачах на уроках русского языка. Целью данной темы является внушение учащимся того, что хороших результатов добивается тот , в ком счастливо сочетается природный ум , глубокие познания, широта кругозора и свободное владение приемами красноречия. Построение познавательных задач происходит с учетом того , что было трудным для учеников в изучаемом грамматическом материале и что явилось проблемой на разных этапах поиска решения. Исходя из выше сказанного передо мною всегда стоят задачи:

аа каждом уроке развивать познавательную активность учащихся;

базрабатывать модели уроков с заданиями поискового характера;

в) помочь учащимся овладевать сложной системой грамматических значений;

г)привить любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, стремление овладеть богатствами языка;

д) активизировать работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы.

Вариантов использования познавательных задач на уроке русского языка очень много . Вот некоторые из них:

При изучении темы «Образование причастий» можно поставить перед учащимися вопрос: Как вы думаете, с какими постоянными морфологическими признаками глагола связана возможность образования страдательных причастий? Решая подобную задачу, учащиеся лучше понимают, что для образования причастий важны вид, переходность и спряжение.

Или « отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой. Например, при знакомстве с темой «Состав слова» учитель предлагает ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?».

Согласитесь ли вы с утверждением ученика, который считает , что наречие напротив в следующих предложениях выполняет оду и ту же синтаксическую функцию?

Подобные задачи помогают учащимся вдуматься в суть языкового явления, увидеть за сходством форм различия в грамматическом значении рассматриваемого языкового материала. В рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. Рассуждение требует логической , стройной системы доказательств, так как цепь рассуждения – убедить собеседника в чем- либо или изменить его мнение. Рассуждение состоит обычно из утверждения, которое нужно доказать(тезиса), доказательства- обоснования высказанной мысли (аргументов, доводов) и вывода ( общего итога).

Каждый урок составляется в соответствии с технологией встречных усилий , который условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно - подготовительный этап, сотворчество, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Рассмотрим такой урок. Начало урока, «разминка» обязательно связана с темой урока, цель которой — создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Например, при изучении темы: «Изъявительное наклонение» дается начало предложения : Люди, которые плохо владеют речью ( учащиеся должны продолжить высказывание и назвать глаголы).

Контрольно - подготовительный этап урока или если сказать проще введение в тему. Вновь продолжается работа с этим предложением. Учащиеся записывают это предложение , но уже с продолжением : и выполняют морфологический разбор глагола изъявлять и раскрывают его значение по толковому словарю . Здесь происходит уплотнение имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи;

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»: цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учащиеся сознательно ставят перед собой задачи, решения которых требуют осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия;

Рефлексивный этап урока: основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки. Учащиеся выполняют упражнение , где нужно вставить пропущенные буквы.

Далее проецируются вопросы, постепенно приводящие учащихся к определению Изъявительного наклонения. Например, Посредством какого глагола выражается просьба к выполнению действия?( не кушай).Можно ли определить его время? Как вы думаете к какому наклонению мы отнесем этот глагол? Попробуйте поставить этот глагол в условное наклонение? Значит остальные глаголы этого текста будут какого наклонения? Давайте сформулируем правило , какое наклонение называется изъявительным? Далее учащимся дается задание изменить глаголы настоящего и прошедшего времени по лицам и числам и учащиеся сами приходят к выводу , как изменяются глаголы изъявительного наклонения. Только потом определение зачитывается в учебнике. Далее идет первичное закрепление- (дифференцированная работа): 1группа-составляет предложения с глаголами изъявительного наклонения по иллюстрациям.2 гр. Работает с заданиями упражнения и переделывает эти предложения, поставив глаголы в изъявительном наклонении. Важным моментом является физминутка. Далее дается творческое задание : игра « Кто быстрее» 1 вариант: составляет связный текст с глаголами изъявительного наклонения . 2вариант: сгруппировать глаголы по группам. И последний завершающий этап Закрепление. Учащиеся строят грамматический дом для наклонений глагола, где выясняется , что большую часть этого дома нужно отдать глаголам изъявительного наклонения , так как их больше всех. Они имеют три временные формы. И урок заканчивается интригой , в какую часть дома мы разместим глаголы условного наклонения мы узнаем на следующем уроке. Важный аспект рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный,- то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня выполняют те , кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень, творческий, предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки. Например, 1 группа получает задание: выполнить упражнение; 2-подготовить диктант с глаголами изъявительного наклонения для сборника удивительных диктантов. 3 — сочинить сказку для принцессы Грамматики об изъявительном наклонении.

А теперь , что касается орфографической грамотности языка. Напомню , орфографическая грамотность – важнейший вид языковой культуры. К сожалению, практика свидетельствует , что вопросы орфографической грамотности относятся к самым нерешенным. Наверное, это объясняется тем, что учителя – словесники, увлекаясь развитием речи учащихся , мало внимания обращают на выработку навыков правописания. Кроме того в последние годы очень трудно добиться знания орфографических правил , к тому же значительно снизился интерес учащихся к чтению литературных произведений. Я выбрала свои приемы преодоления этих проблем. Познакомлю с некоторыми из них:

- на каждом уроке , когда ребенок работает у доски , он заканчивает свою работу ответом на три вопроса, вопросы задают сами учащиеся. Это могут быть вопросы по недавно пройденной теме , а могут быть вопросы и по материалу , пройденному в прошлом учебном году. У каждого ученика есть тетрадь для правил, с помощью которой он может быстро сформулировать вопрос. За ответ на все три вопроса ученик с учетом работы у доски оценивается оценкой «5». За ответ на два вопроса – оценкой «4». А если ученик не может ответить на вопросы , он соглашается с оценкой «3» или ему предоставляется возможность исправить свою оценку таким же образом на следующем уроке. Если отвечающий соглашается с удовлетворительной оценкой , ему дается задание подготовить вопросы по темам, на вопросы которых он не ответил. С помощью этого метода у учащихся непроизвольно идет повторение пройденных правил. Подготавливая вопросы для товарища , ученик должен сам хорошо знать ответы на эти вопросы , так как в случае, если работающий не может ответить на этот вопрос , он сам должен дать обоснованный ответ. Практикую и то , что , если на уроке прозвучит интересный вопрос по давно пройденной теме , ученик может быть поощрен оценкой «5».

- Основным принципом русской орфографии является морфологический. В соответствии с ним фонемы в составе одних и тех же морфем – корня , префикса, суффикса и флексии – воспроизводятся на письме всегда одинаково вне зависимости от изменения их произношения в разных фонетических условиях. Например, корень — лес- в словах : лесной, лесистый, лесник , лес пишется одинаково, а произносится по-разному. Следовательно, морфологический принцип имеет фонематическую основу. То есть этот принцип письма требует избрания какого-то одного . например, наиболее традиционного графического вида морфемы и исключает ее письменную вариативность. В соответствии с этим, я объясняю учащимся , что для правильного письма нужно:

1) услышать слово;

2)выяснить его лексическое значение;

3)разобрать слово по составу и выделить нужную морфему;

4)воспроизвести в памяти орфографическое правило, распространяющееся на данную морфему , и подвести ее под это правило;

5)записать слово.

А при традиционных написаниях я применяю установку Д.Н.Богоявленского: «для орфографии имеют значение зрительные , двигательные , слуховые. Поэтому я пользуюсь приемом не только повторного списывания, в котором участвуют зрение и движение, но и соединение списывания с отчетливым проговариванием.

Так как все написания , подлежащие усвоению учащимися, классифицируются в соответствии с принципами орфографии, и опора на эти принципы позволяет довести до учащихся , что в одних случаях надо определить морфему в слове и подобрать к нему проверочное слово(морфологический принцип), в других – писать , как слышишь(фонетический принцип), в третьих- посмотреть в словарь и запомнить , как пишется слово( традиционный принцип), и , наконец, исходить из этимологии слова.

Для формирования умения находить и хорошо понимать орфограмму я начинаю с понятия опознавательный признак для данной орфограммы. Необходимо , чтобы все виды упражнений по орфографии были сведены в единую систему, цель которой – переход учащихся к безошибочному произвольному письму. Эффективность списывания как вида работы по орфографии значительно возрастает , если практиковать :

1)свободные диктанты;

2)творческие диктанты;

3)самодиктанты;

4)диктанты с продолжением.

Эффективность обучения русскому языку зависит и от того, в какой мере учащиеся владеют пунктуационными правилами. На мой взгляд, в систематических занятиях по пунктуации учащиеся должны безошибочно устанавливать смысловые и синтаксические отношения между отдельными членами предложения , словосочетаниями и целыми предложениями. Покажу на конкретном примере , как умение разбираться в синтаксической структуре предложения позволяет школьнику правильно расставлять знаки препинания. Например, в предложении:

Лицо (чье?) человека обмотано платком, на голове пастушья шапка ( какая?) с вытертым бараньим мехом. Способы выражения несогласованных определений очень разнообразны: они могут быть выражены именами существительными в форме косвенных падежей.

В методике обучения русскому языку известны разные типы уроков: урок объяснения нового материала, урок закрепления материала, урок повторения и систематизации знаний и другие. Но при моей методической теме очень успешны уроки – презентации и творческие проекты. Особенно интересно проводить творческие проекты по литературе в старших классах. Так например , при изучении творчества В.В. Маяковского всегда имеются определенные трудности , связанные с восприятием творчества учащимися , а проведенный творческий проект « В.В.Маяковский- великий реформатор и новатор русского стихосложения» в 11-ом классе показал, что такие уроки способствуют формированию у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; содействуют развитию активности , самостоятельности, творческой деятельности, познавательного интереса учащихся.

В результате у учащихся обогащается грамматический строй речи, они легко могут справиться с языковыми задачами, легко выражают свои мысли. Прослеживается развитие чувства языка, навыков построения разных видов словосочетаний и сложных предложений. Ответы на уроках полные, обдуманные правильно и логически выстроенные.

Очень хочется отметить, что главная задача учителя – словесника – научить умению видеть и чувствовать прекрасное. В этом случае уместно вспомнить труды А.С.Макаренко и В. А. Сухомлинского , которые , на мой взгляд, неуместно забыты в последнее время.

На многих страницах педагогических сочинений А.С.Макаренко можно встретить его замечательные мысли о красоте и культуре:

« — Никогда не забывайте аксиомы: « Стремление к красоте , крепко заложенное природой в каждом человеке , есть лучший рычаг , которым можно повернуть человека к культуре».

« Какие бы грани человеческой воли и разума , сердца и мудрости ни открывались в вашей личности перед ребенком , писал, -В.А.Сухомлинский , обращаясь к учителям , — одобрение, похвала ,восхищение , гнев, негодование, порицание ( да, на эти чувства воспитатель тоже имеет право , он не бесплотный ангел) , любая из этих граней должна открываться на фоне главного – уважения человеческого достоинства, возвышения человека».

В общении с учеником нельзя быть формалистом. Необходимо помнить, что удачная шутка , реплика, чувство юмора – важнейшие стимулы организма.

Сколько бы мы не говорили о приемах , средствах , методах и о разных педагогических системах самое главное — мы должны , на мой взгляд, помнить об одном: любая педагогическая система должна базироваться на любви к детям и на сохранении их здоровья.

Культура самооздоровления , ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально , а является результатом его обучения , воспитания и саморазвития. На мой взгляд, учитель , знающий своих детей , уровень их здоровья и психического состояния, не будет возмущаться их непонятливостью, невнимательностью. Он не даст контрольную после очередной болезни ребенка, не будет придерживаться жестких требований и правил для всех. Педагогическая валеология очень актуальна в современном обществе. Одно из первых правил педагогической валеологии . вероятно, должно быть таким: обучая и воспитывая всякий раз помни: не навредит ли это здоровью твоего ученика, воспитанника?

Часто можно услышать , что « любовь творит чудеса». Обратим внимание на сочетание слов : Любовь и творит , то есть созидает , творчески создает нечто новое, неординарное. Более того , любовь и творчество – процесс двусторонний, чаще всего взаимный , можно сказать , сотворческий. Знакомясь с педагогикой творческого развития В.И.Андреева, я встретила замечательную фразу : «Творчество учителя – это состояние любви!»

Действительно как прекрасно сказано , ведь только в состоянии любви к детям , к своим ученикам, учитель способен их понять , созидать в них творческое начало , зарождающуюся творческую личность. И этот процесс опять – таки идет как процесс сотворчества , которому нужно состояние резонанса, чувство взаимной любви. То , что в реальной практике обучения и воспитания во многих наших школах дети испытывают дефицит ласки и любви – известно многим. Но мы просто часто на эту проблему не обращаем внимания. О колоссальной силе любви учителя к детям , к своим ученикам , и ответной любви учеников к своим учителям написано много. Так , например , Л.Н.Толстой писал: « Если учитель имеет только любовь к делу , он хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику , как отец, мать, он будет лучше того учителя , который прочел все книги , но не имеет любви ни к делу , ни к ученикам.» Очень важно , чтобы учитель не только любил своих учеников , учил их искусству любви , но и формировал у них умение узнавать и оберегать любовь во всех ее проявлениях. О проблеме любви и счастья , об умении узнавать любовь А.С. Макаренко писал так : « Научить любить , научить узнавать любовь , научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя , научить человеческому достоинству». И свое выступление хочу закончить стихотворными строками , которые являются лейтмотивом всего моего выступления:

Что же такое любви дарение?

— Музыка

Нашего сердцебиения?

— Нашего разума

Тайное пение?

— Танец

Рассудка и воображения?

Что ты такое

Любви дарение ?

Ты – вдохновение!

Ты – озарение!

Вечность , открытая

Нам на мгновение!

Вместе –

И тайна , и откровение !

— Да !

Соглашается любви дарение.

— Все это – я!

Это я !

Без сомнения!



"
"