Моя педагогическая копилка ТЕМА Мои секреты общения

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего специального образования

«Энгельсский политехникум»

«Моя педагогическая копилка»

ТЕМА

«Мои секреты общения»

Автор: Кузнецова И.В.

2013год

«Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери

Я работаю в Энгельсском политехникуме мастером производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования». Дети, которые приходят ко мне учиться необычные. Все они имеют ограниченные возможности здоровья и закончили коррекционную школу 8 вида. Поэтому с самого первого дня передо мной стоит задача найти правильные пути общения с ними, так построить учебный процесс, чтобы мои обучающиеся с удовольствием посещали уроки и овладели избранной профессией.

Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.

Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отношусь к каждому своему ученику индивидуально, не забывая при этом его личностные качества, особенности характера и мыслительной деятельности; во-вторых, никогда не забываю, что мои девочки – это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому ежедневно перед занятиями провожу индивидуальные беседы и выявляю настроение ребёнка, особенности его психического состояния; в-третьих, стараюсь постоянно в течение дня вести с ними позитивный диалог, настраиваю на положительную рефлексию. Моя группа живёт под девизом «У меня ВСЁ получится!!!».

Итак, начинается учебный день. Встречаю своих девчонок у порога техникума всегда в хорошем настроении, даже если у меня есть личные проблемы и неприятности. Их я оставляю за порогом учебного заведения. За 20 минут до начала занятий провожу индивидуальные беседы с каждой ученицей.

Приветствуем друг друга. Мы научились поднимать себе настроение различными способами приветствия, которыми пользуются разные народы мира. Например:

Раскрыть ладони на уровни груди и коснуться друг друга;

Поприветствовать, коснувшись правым плечом противоположного плеча друга;

Правой коленкой, коснуться противоположной коленки друга;

Приветствие индусов: ладони соединены и кланяемся друг другу;

Приветствие африканцев: потереться носами друг у друга.

На этом этапе формирую исходную мотивацию на установление теплых и дружеских отношений между воспитанниками, создаю условия для комфортного состояния воспитанников, создаю условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельности. Такие приветствия настраивают на позитивную волну. Учебный день начинается с хорошего расположения духа.

Вся система общения с моими подопечными строится с целью сформировать в моих ученицах следующие умения:

Умение формировать свои мысли

Формировать практические умения позитивного взаимодействия в коллективе.

Формировать представление о роли позитивного общения в современной жизни

Формировать умения анализировать и оценивать эффективность общения в разных жизненных ситуациях

Формировать у обучающихся гуманное отношение друг к другу, стремление к взаимопониманию и взаимоподдержки.

На уроках производственного обучения особенно важно позитивное общение между обучающимися, потому что работа в швейном цеху достаточно серьёзна и требует положительного эмоционального настроя всего коллектива работающих. Кроме того, часто приходится выполнять работу по изготовлению единого швейного изделия, а здесь непременно необходимо понимание единой задачи, которую невозможно выполнить без положительной мотивации общения. Чтобы достичь положительного результата на таких уроках, я использую приём выведения формулы общения «Дадим друг другу слово и услышим друг друга». Эта формула позволяет нам научиться выслушивать мнения всех, обсуждать различные точки зрения и приходить к единому выводу о том, каким должно быть наше швейное изделие. Когда же девочки выполняют индивидуальную работу, то общение чаще всего происходит либо на уровне «мастер-ученица» с получением консультации как правильно выполнить швейную операцию, либо на уровне «ученица-ученица» с получением совета по эстетике выполняемой детали. На этом этапе происходит развитие способности к самовыражению; соотнесение знаний об эффективном общении; формирование коммуникативных способностей через диалог и инициативное сотрудничество. Таким образом, на практических занятиях мои обучающиеся получают опыт делового общения, учатся правильно выражать свои мысли, корректно отстаивать свою точку зрения.

На воспитательных часах проблеме общения я придаю особое значение. В течение двух лет обучения вопросы позитивного общения обсуждаются на мероприятиях различного плана. Однако, самой эффективной формой в этом смысле является «круглый стол», на котором решаются проблемы нашего коллектива, проводятся тематические дискуссии, обсуждаются планы на будущее. В качестве примера хочу привести воспитательный час на тему «Секреты общения». В течение занятия мои обучающиеся пришли к выводу о том, что люди постоянно общаются: мы общаемся в техникуме, на улице, дома, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение для нас является важной частью жизни, без которой мы прожить не сможем. Именно от общения зависят наши успехи и настроение. А секреты общения – это те способы, которые помогают нам успешнее общаться.

Уметь слушать – всё равно, что быть хорошим собеседником. П.Мариво

Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Д. Карнеги

Не верь речам, верь своим глазам. Сократ

Лучше слов порою взгляды говорят… Слова из песни.

Красивый наряд улучшает настроение, но он не должен портить характер. Народная мудрость

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много». М Монтегю

Только слово делает нас людьми, только слово даёт возможность общаться межу собой. М. Монтень

«Чем проще человек выражается, тем легче его понимают» И. Куприн

«Мы все чувствительны к комплементам» А. Линкольн

«Счастье – это когда тебя понимают» фраза из к/ф «Доживём до понедельника»

Проанализировав мудрые высказывания, девочки вывели наш секрет позитивного общения. Он кроется в умении пользоваться секретами мудрецов, которые заложены в этих афоризмах.

-Оказывается общение, имеет свои законы и секреты. Их необходимо учитывать. Именно от них и завесит успех построения отношений. Здесь нет мелочей: взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация – всё это может быть очень важным. У каждого человека есть свой небольшой секрет общения. Один, не говоря ни слова, умеет хорошо выслушать человека, другой – всегда с улыбкой на лице, третий вежливый и обходительный.

На этом этапе происходит формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий; взаимодействие членов коллектива со сверстниками; коллективное обсуждение проблем; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов.

В заключении хочется сделать вывод о своих секретах общения с моими подопечными.

Мои секреты общения:

Я стараюсь начинать с того, что интересует моего ученика. Ведь всякое проявление интереса к собеседнику, является скрытым комплиментом, каждому приятно сознавать, что он интересен

При разговоре произношу имя собеседника и улыбаюсь ему

Смотрю в глаза собеседнику во время разговора, тем самым «говорю» ему о своей заинтересованности и открытости разговора

Киваю головой, подтверждая, что слышу собеседника

Использую паузы, ведь каждому надо время подумать, собраться с мыслями

«Отзеркаливаю» чувства собеседника при разговоре

Никогда не перебиваю собеседника

Слова Антуана де Сент Экзюпери о единственной роскоши на свете, роскоши общения как нельзя лучше отражают моё представление о задачах педагога, работающего с особыми детьми, которые требуют не только особого внимания, но и очень деликатного словесного к себе обращения.



"
"