Моя педагогическая концепция

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Красота спасет мир.

Ф. М. Достоевский

Все течет, все изменяется. По законам природы это изменение происходит по спирали. На каждом новом витке человечество имеет свои достижения и проблемы. Мне кажется, что с некоторого времени мы зациклились в своем развитии. Я не буду анализировать причины этого кризиса, меня больше волнует, как выйти из него именно в духовной, нравственной сфере, так как от этого зависит все остальное.

Перед школой стоит слишком много задач, но охватить необъятное нельзя. Думаю, что лучше, если все-таки главным считать воспитание и на этом сосредоточить все свои знания и умения. Школа дает прекрасные знания, и мы должны быть уверены, что эти знания попадут в ненадёжные руки. Ведь не даем же мы в долг каждому встречному, а только тем, в чьей порядочности мы не сомневаемся.

Информация о преступном мире поражает, насколько возрос их «профессионализм», оружие изготавливают, да еще какое, техникой владеют и т. д. И все это направлено порой на такие зверства, что диву даешься. А ведь эти знания они когда-то получили в школе. Было бы лучше, если мы в первую очередь учили бы их добру, пусть в ущерб знаниям. Из двух зол выбирают меньшее.

Мы долгое время «строили дом на земле без основания, который, когда на него наперла вода, тотчас обрушился». Как эти библейские слова согласуются с тем, что мы имеем сейчас в нашей стране.

«Красота спасёт мир», а не научно-технический прогресс, который в руках бездушных людей привел к сложным экологическим проблемам. Только добрый человек может увидеть и оценить красоту, поэтому наша задача — сеть добро в души молодых людей. Учить любить все живое на Земле. Задумайтесь, ведь любая букашка совершеннее самой сложной электронной машины. Имеем ли мы право убивать то, что не в состоянии создать. Природа умнее нас. Это естественно. Ведь мы маленькая часть природы, значит, должны с уважением и любовью относиться к ней.

Что говорить о прародительнице — природе, если к собственным родителям чаще всего относятся без должного уважения и любви. Существование домов для престарелых, куда сдают своих немощных родителей, — это самый страшный порок общества. Когда я вижу таких жалких стариков, вспоминаю рассказ Л. Н. Толстого, где маленький мальчик смастерил миску и с радостью объявил своим родителям, что когда они будут старенькими, то он тоже будет их кормить из нее в темном чулане, так же, как они кормят бабушку и дедушку. Родители прослезились.

А как назвать тех, кто бросает своих детей, только что родившихся, таких крошечных и беззащитных?

Поэтому надо помнить, это касается всех, а учителя в первую очередь. Тот, кто учит, сам должен постоянно учиться и быть примером во всем.

Воспитывать одному невозможно, для этого должен быть коллектив единомышленников -учителей и родителей. Ведь «главная педагогия, — справедливо считал Достоевский, — это родительский дом», где ребенок получает первые впечатления и уроки, формирующие его нравственность, духовность на всю жизнь.

А с другой стороны, в наше время так много неблагополучных, распавшихся семей. Господствуют случайные семейства. Отцы и матери пьют, поэтому не все родители могут нам помочь в воспитании детей, их самих надо перевоспитывать. Задача воспитания пополняется новыми неизвестными и оттого решение ее становится сложнее. Но решать ее надо, как бы сложна она ни была.

Душа подростка открыта добру и подвигу, он чист сердцем, даже наивен и непосредствен. И если в это время мы не будем для них авторитетом, найдется кто-то, кто может увести их в дебри мирского бытия.

Воспитание в школе не должно сводиться к классным часам и беседам во внеурочное время. Дети знают, когда их будут воспитывать, и заранее настраиваются агрессивно.

В школе каждая минута, каждый час, т.е. каждый урок должен быть воспитывающим и не в двух отвеченных словах, а от начала и до конца в органическом единстве с изучаемым материалом.

Поэтому в своей работе я решила обратиться к сказке. Почему к сказке? Во-первых, это всегда очень поучительная история, где добро побеждает зло. Во-вторых, сказку любят все от мала до велика. В-третьих, повышается интерес к предмету. Я заметила, что урок-сказка проходит на одном дыхании и для меня, и, что очень важно, для детей. Материал, изложенный в сказочном повествовании, становится более понятным и усваивается на 100%.

Таким образом, такой подход решает сразу все задачи, стоящие перед уроком: воспитывающие, обучающие, развивающие.

Мы слишком рано видим своих детей взрослыми. Когда рассказана ребенку последняя сказка? Не ошибусь, если скажу, что в основном это происходит при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. А ведь в сказках все живое, и пока ребенок слушает их, он бережно и любовно относится к окружающему миру, вот так, как в стихотворении А. Барто. «Мы не заметили жука».

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму: — Там жук живой! Раскроем раму!

В качестве примера приведу несколько уроков, где воспитывающие задачи органически связаны с изучаемым материалом. Таких уроков у меня достаточно много, я и продолжаю работать в этом направлении.

Вот как мы познакомились с химическими свойствами кислорода.

За семью морями, десятью горами, В древнем химическом королевстве Жил король — красив и горд. Обожал его народ,

Звал любовно Кислород!

Он умело управлял,

Все на свете окислял.

Знал он всех — кому помочь, Злобу мог он превозмочь. Чудеса король творил,

Все в порядок приводил.

А в соседнем королевстве,

Не скрывал злющих глаз,

Жил король — Угарный Газ.

У него отец — Алмаз.

Этот газ своею злобой Мог любого погубить, Все живое на планете Он задумал усыпить.

Кислород, узнав об этом, Собирается в поход:

Едет на переговоры

Мудрый царь наш — Кислород.

Вот собрались два царя, время провели не зря. Трудно было Кислороду

Газ Угарный победить.

Наконец, сумел его он

В углекислый превратить.

И так далее с иллюстрациями происходящих событий в виде эксперимента и рисунков в течение урока.

А при изучении химических свойств воды мы лечили Дистиллированную Воду, которая жила со своим отцом всемогущим Пероксидом Водорода в прекрасном замке. Мы лечили еес помощью различных веществ, в результате познакомились с химическими свойствами воды. Но никакие лекарства не помогли Принцессе. Отец был в отчаянии. Тогда один из мудрецов подумал и сказал, что знает, как помочь Принцессе, потому что понял причину недуга.

Ей

не хватало

Ивы, талла

И горечи цветущих лоз,

Ей

Водорослей не хватало,

И рыбы, жирной от стрекоз,

Ей

не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало,

Чистой

Дистиллированной Воде.

Он выпустил ее из замка, открыл перед ней безбрежные пространства. Она, растворив в себе различные вещества, приобрела могучую силу плодородия, вдохнула жизнь на планету. В результате Вода выздоровела и стала еще более прекрасной. Ей стали посвящать стихи и гимны. Вот что сказал о воде французский писатель А. С. Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Таким образом, одним из выводов урока была мысль о том, что жизнь прекрасна, если ты полезен.

Второй год я провожу, интегрированные уроки, которые не менее интересные и воспитывающие, чем уроки-сказки. Такие уроки объединяют знания, полученные на различных уроках, и позволяют создать у учащихся единый взгляд на мир. «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Эти уроки развивают познавательный интерес, так как чем больше узнаешь, тем больше вопрос возникает. Этот парадокс подметил один древний мудрец. И объяснил своим ученикам так:

«Пусть песок, на котором мы стоим, есть все неизведанное. Ваши знания давайте обозначим вот таким кругом. — Мудрец начертил на песке небольшой кружок. — Мои же познания глубже ваших, поэтому и круг мой будет шире. А линия окружности — это граница между знанием и неизведанным. Теперь сравните, чья окружность длиннее — ваша или моя? Вот и получается, чес больше я познаю, тем больше неизведанного граничит с моими знаниями».

Такие уроки поставят новые вопросы перед учащимися и кому-то захочется найти ответ на них, прочитав дополнительную литературу. А для некоторых отпадает вопрос, который они иногда задают: «Зачем мне нужны ваши, например, окислительно-восстановительные реакции?»

Окислительно-восстановительные реакции мы будем изучать на двухчасовом уроке совместно с учителями биологии и литературы, потому что эти реакции лежат в основе процессов дыхания, фотосинтеза, без которых немыслима наша жизнь; в основе процессов, которые волнуют и радуют нас, — смена одного времени года другим. Конечно, если мы вспомним стихи, послушаем музыку, посмотрим картины, в которых тонко подмечена вся красота происходящих явлений, то, думаю, на вопрос учащихся будет дан исчерпывающий ответ, а, главное, это принесет им эстетическое наслаждение,

Я очень благодарна учителям нашей школы, которые поддерживают мои предложения и плодотворно сотрудничают со мной.

Еще очень важно учить детей мечтать, фантазировать. Для этого надо играть. Ничто так не развивает, как игра, ведь процесс познания начинается с живого созерцания. Превращая процесс обучения в игру, мы делаем труд детей радостным и творческим.

Среди многих игровых уроков я бы выделила уроки — деловые игры. На которых ребята пробуют себя в различных делах и получают массу информации о профессиях, о лучших трудовых коллективах. Такие уроки провожу после каждого изученного производства, а изучаем мы их более двадцати. Обсудив проблемы различных производств, беремся за их решение, представив себя коллективом того или иного производства. Например, на сталелитейном заводе переходя на более современный способ производства стали — кислородно-конверторный, обсуждая все «за» и «против» с представителями завода, которые давно работают по этому способу. На цементном заводе разбираем пришедшую рекламацию на плохое качество цемента, выясняем причины брака и способы его устранения. Представляя себя дизайнером хрустального завода и завода фаянсовых изделий, предлагаем новые образцы для серийного производства. В сернокислотном производстве меняем технологическую линию в связи с переходом на новое сырье и т. д.

Конечно же, все эти темы тесно связаны с экологией. И мы еще и еще раз говорим о том, что Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Долго терпела Земля. Она вздыхала и стонала, но люди не слышали ее стонов. И вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то все живое погибнет и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы. Но пока это еще только первые и очень робкие шаги, поэтому так важно учить детей природопользованию, со всеми вытекающими отсюда последствиями.