Мониторинг качества производственного обучения – актуальная проблема эффективности подг

«Мониторинг качества производственного обучения – актуальная проблема эффективности подготовки квалифицированных рабочих»

Технология проведения уроков УП по профессии

«Машинист крана (крановщик)»

Автор: Солоненченкова Т.М. мастер п./о.

ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»

Идея опыта: «Мониторинг качества производственного обучения – актуальная проблема эффективной подготовки обучающихся по профессии «Машинист крана (крановщик)»

Личная концепция автора опыта или система работы.

Система работы повышает эффективность и качество обучения, привитие любви к профессии и повышение профессиональной активности учащихся

Творческие находки автора.

Важную роль в эффективности обучения играет мониторинг – это процесс отслеживания качества на всех этапах контроля. Для оценки профессионального становления учащихся можно использовать различные виды мониторинга.

На первом этапе (стартовая диагностика) учащимся, поступившим в колледж уделяют особое внимание мотивации выбора профессии, уровню его общего образования, предъявляемым избранной профессии.

На втором этапе (промежуточный контроль качества), методом сбора информации, т.е. провожу контрольные срезы, тесты, кроссворды по темам программы производственного обучения, самостоятельное выполнение практических работ. Источники информации: зачеты, контрольные работы, итоговые оценки.

На третьем этапе (финишная диагностика, включая адаптацию выпускников на производстве) сопоставление получаемых результатов с первоначальными. На данном этапе контроль качества осуществляю в строгом соответствии с требованиями Госстандарта.

Анализ качества производственного обучения показывает, что для качественного усвоения знаний учащимся необходимого наличие двух факторов – мотив к учению и умение учиться.

Примером учащимся для подражания является мастер производственного обучения грамотный, высококвалифицированный, знающий свое дело, умеющий произвести впечатление на них своим личным примером. Для производственного обучения наиболее важный фактор – это умение учиться.

Выполнение разнообразных практических работ, включающих в себя самые различные способы деятельности избранной профессии, требует от учащихся прочных осознанных знаний, умений и навыков, обеспечивающих их перенос и применение на практике.

Процесс производственного обучения в группе происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Цель производственного обучения – формирование профессиональных умений и навыков у учащихся, основ профессионального мастерства по профессии повар, кондитер, пекарь, вооружение учащихся профессиональными и практическими знаниями.

Производственное обучение провожу в три этапа — обучение в лаборатории, учебном цехе, обучение на предприятиях города и района и пред выпускная производственная практика на штатных рабочих местах, каждый из которых имеет свои особенности.

Я обучаю учащихся по профессии повар, кондитер, пекарь по приготовлению блюд, кондитерских изделий, мучных изделий, хлебобулочных изделий. В производственной лаборатории колледжа учащиеся отрабатывают первоначальные приемы по нарезке овощей, приготовление первых и вторых горячих блюд, изготовлению мучных кондитерских изделий, хлебобулочных изделий. Отработка первоначальных трудовых приемов в лаборатории проводится согласно программе производственного обучения, модульному обучению и квалификационной характеристике, общий и профессиональной компетенции с применением новых технологий. Каждый вид работы имеет свои сложности.

Подготовка рабочих высокой квалификации совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от качества урока производственного обучения. Урок производственного обучения – это основная форма обучения и воспитания учащихся. Именно здесь формируются у учащихся умения и навыки, способность анализировать, творчески подходить к решению производственных задач.

Готовясь к проведению занятий, тщательно знакомлюсь с содержанием каждой темы программы, с литературой, определяю, что нового передового можно внести в данный урок, намечаю содержание, порядок и методы проведения вводного инструктажа, формируют вопросы, тщательно продумываю последовательность личного показа трудовых приемов, методы и приемы контроля, учета знаний, умений и навыков, формы подведения итогов урока, содержание домашнего задания.

Готовлю материально – техническую базу, проверяю пригодность каждого рабочего места учащихся для изучения учебного материала, выполнения практических упражнений, обеспечиваю их необходимыми инструментами, приспособлениями, наглядными пособиями, затем составляю план урока.

На первых занятиях в мастерских знакомлю с будущей профессией, рассказываю о значении ее на производстве, сообщаю основное содержание, требования в отношении знаний, профессиональных умений и навыков, предъявляемые квалификационной характеристикой, общими и профессиональными компетенциями.

Важное знание при обучении учащихся имеет создание дружного, сплоченного коллектива группы, отношение между мной и учащимися, а так же между самими учащимися в процессе производственного труда. Урок состоит из вводной, основной и заключительной части, соответственно в каждой части провожу инструктирование.

При формировании первоначальных умений и навыков по темам программы провожу уроки – упражнения. Обычно первоначальные трудовые умения и навыки могут вызвать у учащихся неприятные чувства: неумение, неуверенность, усталость. Поэтому особое внимание уделяю на текущий инструктаж, стараюсь помочь учащимся овладеть навыками а работе. Веду наблюдения за слабыми учащимися, помогаю им, показываю еще раз тот или иной прием. Стараюсь похвалить, пусть даже за малейшие успехи, а это придает им уверенность в выполнении упражнений.

Правильный текущий инструктаж в процессе производственного обучения чаще всего является решающим фактором обучения.

При закреплении и совершенствовании умений и навыков провожу уроки по выполнению комплексных работ, т.е. учащиеся выполняют разнообразные виды и приемы работ, различные блюда и изделия, применяя новые технологии и переходя от простого к сложному. Изменения к лучшему в отношении к труду становятся заметными, учащиеся видят результаты своего труда и стремятся выполнить работу качественно, когда получают за свой труд хорошую или отличную оценку.

При фронтальном обучении учащихся использую бригадную форму, благодаря которой имею возможность руководить одновременно работой всей группы, применяя групповое инструктирование учащихся, коллективное обсуждение ошибок, причины и способы устранения их.

Процессы обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Чтобы успешно выполнить свою задачу на уроках производственного обучения, реализовать поставленные цели в основном использую – словесный, наглядно – демонстративный, практический и активные проблемные методы.

Основным методом производственного обучения являются упражнения.

Структура психологической и практической деятельности учащихся в процессе упражнений не остается неизменной.

Для того, чтобы учащиеся овладели профессиональными навыками так, как ими владеют квалифицированные рабочие, необходимо не только вооружить их различными умениями и навыками, обогатить и конкретизировать их знания, но и научить применять их на практике, развить у них ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координация, быстрота мышления, чувство времени. Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места данной темы в программе и ее содержании.

Поэтому упражнения в процессе производственного обучения провожу по определенной системе, где имеет место взаимосвязь их учебных целей, которые должны постоянно и повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая цель обязательно сохраняет, включает последующую. Каждое упражнение должно подготавливать выполнение следующего, а следующее способствовать усвоению нового и одновременно закреплять предыдущее.

Практика работы показывает, что эффективность обучения возрастает, если учащиеся выполняют сложные работы отсутствует однообразие в производственной деятельности учащихся, применяются новые технологии.

Поэтому после обучения в лаборатории и учебной мастерской, отработав все основные приемы и упражнения, распределяю учащихся на производственное обучение по предприятиям города и районга, где под руководством наставников и под моим контролем учащиеся совершенствуют свое мастерство, получают хорошие навыки в работе, при этом возрастает интерес, повышается производительность труда и выше результаты успеваемости.

По окончании изучения тем программ по теоретическому и производственному обучению провожу уроки – конкурсы профессионального мастерства, которые показывают положительные моменты и одновременно выявляют типичные ошибки, недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся. Учащиеся обучаются по стандартам третьего поколения (модульное обучение) – по окончанию изучения каждого модуля провожу экзамен, оценивая знания по общим и профессиональным компетенциям.

Анализ качества производственного обучения за два года показывает, что результаты стали выше, т.к. учащиеся чувствуют себя увереннее приобретая навыки и повышая свое мастерство. В настоящее время нет проблемы с трудоустройством учащихся на практику, а также и хорошая закрепляемость на предприятиях.

Профессиональная закрепляемость, адаптация выпускников – это результативность труда (нормы выработки, качество выполняемых работ, профессионально — квалификационная мобильность, разрядность выполняемых работ), также правильность выбора профессии с последующим профессионально-квалификационным продвижением. И все же одним из важнейших условий совершенствования производственного обучения являются изучение и использование в обучении передового производственного опыта, новых технологий по Европейскому стандарту.

Проводя диагностику качества производственного обучения в группе, прихожу к выводу, что состав учащихся разный. Программу производственного обучения одни усваивают быстро, с опережением, другие слабее с затруднениями выполняют задания, приходиться больше проводить индивидуальной работы с отстающими, но при этом привлекаю и наиболее сильных, которые помогают мне при проведении практических занятий, вот здесь и хорош бригадный метод обучения. Распределение учащихся проходит равномерно по бригадам, сильные помогают слабым и результат получается хороший, качество в обучении только выигрывает. Большую роль в обучении, приобретении профессионализма играет целенаправленный выбор профессии. В большинстве случаев от таких факторов и зависит качество производственного обучения.