Мои родные-эвенки

Муниципальное казенное общеобразовательное управление СОШ№7 с Кутана

МО «Алданский район»

Мои родные-эвенки

Выполнила работу:

ученица 6 класса Гладких Изольда

Руководитель:

Трофимова Валентина Иннокентьевна

Содержание.

1.О народе эвенков.

Жизнь эвенков.

Оленеводство.

Охота.

2. Связь эвенков с русскими.

3.История развития села Кутана

4.Мой дедушка. Его жизнь.

3.Мой отец-охотник.

4.Итог работы.

Рецензия .

Целью данной работы является обогащение знаний о народе -эвенках, о жизни и деятельности своей родни. В данной работе есть краткие сведения об эвенках как о самой многочисленной и наиболее широко расселённой народности из числа так называемых малых народностей северной Сибири. Упоминается об основных занятиях эвенков как охота, рыболовство, оленеводство и так далее. История развития села Кутана также описывается в данной работе. С присоединением Забайкалья к России представилась возможность близкого общения эвенков с трудовым русским народом. По примеру поселенцев они стали заниматься новым видом хозяйства — земледелием, что явилось стимулом для оседания семей эвенков — бывших кочевников. Длительное общение эвенков с пришлыми русскими крестьянами переросло в дружбу. Ярким примером этого служат браки между ними, образование многих русско-эвенкийских семей. И ярким примером тому является то, что семья автора является интернациональной поэтому тему доклада автор приурочивает к «Году единства и дружбы народов», который скоро завершится. Автор говорит то, что ее семья имеет непосредственное отношение к Трофимову Николаю Гермогеновичу, т.к ее прабабушка является его родной сестрой . Описывает жизненный путь своего дедушки Николая Гладких . По примеру отца, дедушки, ее отец стал охотником .Я уверена , как истинная эвенкийка, Изольда продолжит традицию своих потомков.

Рецензию составила руководитель Трофимова Валентина Иннокентьевна.

Меня зовут Гладких Изольда. Я хочу рассказать о своих потомках-эвенках.

Эвенки — самая многочисленная и наиболее широко расселённая народность из числа так называемых малых народностей северной Сибири. Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами

Эвенки — самоназвание народа, раньше известного под названием тунгусов, орочёнов, бираров, манегров. В настоящее время название эвенки стало общепринятым. Эвенков делят на 2 большие части, обособленные друг от друга территориально и различающиеся по своему хозяйству: 1) охотники-оленеводы; 2) коневоды, скотоводы и земледельцы. Происхождение эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они расселились по территории современного обитания. Раньше вели кочевой образ жизни. Основными занятиями были охота, рыболовство, оленеводство, а также они владели кузнечным делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, шили из них одежду, мастерили лодки, лыжи, нарты, домашнюю утварь из дерева и бересты.

Жили эвенки обычно в чумах, летом крытых берестой, а зимой — оленьими шкурами. В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники-оленеводы. Эвенк-охотник проводил верхом на олене добрую половину своей жизни. Были у эвенков и группы, охотившиеся пешком, но в целом именно верховой олень — главная визитная карточка этого народа. Охота играла ведущую роль у большинства территориальных групп эвенков. Охотничья сущность эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле как рыболовство. Рыбалка для эвенка — та же охота. Главными орудиями рыбного промысла у них долгие годы были охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили и острога — разновидность охотничьего копья. По мере истощения фауны значение рыбного промысла в жизнеобеспечении эвенков стало возрастать. С установлением советской власти коренным образом изменилась жизнь эвенков. Кочевые группы перешли к оседлости. Наряду с традиционными отраслями начали развиваться земледелие, животноводство, звероводство. Оленеводство имело в основном транспортное значение, оно было развито в различной степени в разных районах. Преобладали стада по 25 голов. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили, пасли при помощи собак.

После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отела оленей места — возвышенные, сухие, богатые кормом и проточной водой. Для стельных важенок огораживали специальные участки. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ /временных посёлков/, где оставались семьи охотников, в то время как сами охотники были на промысле Большое влияние на хозяйство и культуру эвенков оказали также русские крестьяне, поселившиеся по соседству. От них эвенки научились земледелию К началу XX века пушной промысел перестал быть ведущей отраслью всего комплексного хозяйства эвенков, но его роль в их хозяйстве все же осталась значительной. Доход от пушного промысла по отношению к общему доходу от хозяйства у эвенков составлял до 30 %, тогда как у бурят — всего 10 %. Доход от промысла на душу населения составлял, по официальным данным, у эвенков 4р.50 к., у бурят — всего 58 к. С присоединением Забайкалья к России представилась возможность близкого общения эвенков с трудовым русским народом. По примеру поселенцев они стали заниматься новым видом хозяйства — земледелием, что явилось стимулом для оседания семей эвенков — бывших кочевников. Продукция земледелия обогащала их рацион. Эвенки получили возможность обменивать пушнину на необходимые вещи, приобретать продукты, производимые крестьянами. Влияние русских сказалось в появлении новых орудий промысла: огнестрельного оружия, металлических ловушек (капканов, петель), обметов для ловли соболей, сетей и неводов. По примеру русских баргузинские эвенки строили свои дома (зимники) и хозяйственные постройки (сараи, амбары), широко пользовались земледельческими орудиями: плугами, боронами, серпами, косами, вилами, использовали опыт русских при изготовлении саней и легких кошевок, телег и сбруи, заимствовали предметы домашнего обихода: столы, стулья, посуду. Длительное общение эвенков с пришлыми русскими крестьянами переросло в дружбу. Ярким примером этого служат браки между ними, образование многих русско-эвенкийских семей. В начале XIX века 93 человека из баргузинских эвенков были выделены в особый разряд «оседлых земледельцев». Такие семьи являлись как бы промежуточными звеньями для более активного взаимовлияния культур. В смешанных семьях весь бытовой и хозяйственный уклад обычно совмещал традиции обоих народов

В Республике Саха (Якутия) проживает 15 106 эвенков, в Алданском улуе — 1890 человек Эвенкийский язык — является основным языком северной (тунгусской) подгруппы тунгусо-маньчжурских языков. Учурские эвенки, по сравнению с томмотскими, лучше сохранили свой язык. Пожилые эвенки (из б. колхоза им. Чкалова на Учуре) говорят между собой на родном языке, вместе с тем они владеют и якутским языком. Среди этой группы эвенков встречаются отдельные семьи, где дети говорят по-эвенкийски (за исключением воспитанников детских учреждений). Но, несмотря на это, и они утратили свой фольклор. Единственным сказителем, сохранившим в памяти эвенкийские сказания, оказался Н.Г.Трофимов (Бута). От него мы записали сказание «Иркисмондя-сонинг». Н.Г.Трофимов родился в верховьях Учура (приток р. Алдан) в семье эвенка-охотника. Иркисмондя-сонинг» — самое любимое его сказание . По роду хозяйственной деятельности эвенки Алданского района являются охотниками-оленеводами. накануне коллективизации вели кочевой образ жизни, они охотились на диких оленей, лосей, кабаргу, изюбра, а также на пушных зверей: на белку, колонка, горностая, ласку, лисиц, росомаху, рысь, волка, медведя, зайца и других. Охота на диких копытных обеспечивала охотников-оленеводов мясом и шкурой. Пушной промысел вели только для обмена, за пушнину приобретали муку, масло, сахар и боеприпасы.Олени служили в основном только как транспортное средство. Забивали домашних оленей только в исключительных случаях. С начала 30-х годов на территории юго-восточной Якутии начали появляться первые охотничье-промысловые товарищества и простейшие производственные объединения. Беднейшая часть охотников-оленеводов вступила в колхозы без долгих колебаний и раздумий. До прихода золотоискателей на просторах междуречья Лены и Алдана, в предгорьях Яблонового, Станового хребтов и Джугджура многие века кочевали тунгусские роды. Ревизские сказки 10 народной переписи 1858 г. показывают, что к Майскому тунгусскому управлению было приписано 22 рода численностью 3166 душ, в том числе мужского пола 1589 человек. Эвенки родов эдян, бута, сологон, майдинцы, куолуминцы, кырымах, борукуот и др. освоили территории по Алдану от устья реки Амга до реки Тимптон, до Охотского побережья, на севере граничили с ламунхинскими и оймяконскими ламутами, с юкагирами. В их числе известные по сей день фамилии Трофимовых, Григорьевых, Дормидонтовых, Бубякиных, Соловьевых, Софроновых, Стручковых, Лукиных, кочевавших на территориях бассейнов До революции кочующие эвенки были заняты пушным промыслом, охотой на зверей, рыболовством. Между тем уже осуществлялась переориентация бродячих родов на оседлый образ жизни. рек Кутаны, Белькачей, Учура и Угино Начало интенсивной промышленной золотодобычи в 1924 году привело к образованию административной территории — создан Алданский округ. В его ведение было отнесено руководство тунгусское население Алданского округа насчитывало 3718 человек, объединённых в 751 хозяйство, которые содержали 6265 оленей. В Тимптонском районе проживали эвенки 4 родов, 51 хозяйство,208 человек, которые имели 603 оленя. В Алданском районе 7 родов, 340 хозяйств, 1710 человек имели 2782 оленя. кочующими тунгусами. Исключительно первоочередными задачами советской власти становятся вопросы торгового снабжения, борьба с голодом среди инородческого населения, приобщение их к цивилизованным нормам быта, ликвидация болезней и безграмотности. Важно то, что инициаторами движения в защиту северных народностей становятся политические ссыльные, отбывавшие сроки на Крайнем Севере и ведущие учёные — этнографы, заинтересованные в сохранении уникальной материальной и духовной культуры. С 1955 года Институт языка и литературы Якутского филиала СО АН СССР проводит I этап этнографического обследования малых народов Якутии. По данным экспедиций выпущена монография С.И. Николаева «Эвены и эвенки юго-восточной Якутии», включающая работы по Алданскому, Усть-Майскому, Томпонскому, Оймяконскому районам, на территории бывших Учурского, Тимптонского, Томмотского и Токкинского районов ЯАССР.

По переписи 1959 года из 41 тысячи населения Алданского района эвенков — 1520, из которых 604 человека проживало в городской местности. Владеющих языком насчитывалось 222 человека. На огромной территории размещено 4 колхоза: «Учур» с центром в с. Кутана, «Серп и Молот»- наслеги Буягинский, Нимгерканский и Беллетский с центром в с. Хатыстыр, им. Чкалова — Учуро-Бытинский (Угино) и Джеконда.

Кардинальные изменения произошли в материальном производстве. До 30-х годов XX века эвенки в основном подразделялись на две производственные группы — охотники-оленеводы и скотоводы. С началом коллективизации осуществляется целенаправленная политика перевода на оседлость кочевых и бродячих народов. Для этого правительством ЯАССР принималось специальное решение об изучении природных ресурсов Алдана, составлению проектов окультуривания сельскохозяйственных земель В разные годы коллективными хозяйствами последовательно и уверенно руководили Мартынов Мартын Николаевич, Дормидонтов Алексей Иванович — колхозом им. Сталина Учурского района Периоды колхозно-совхозного строительства были периодом интенсивного хозяйственного, культурного развития эвенкийского населения Алданского района. Наибольший уровень жизненного благосостояния был достигнут в 70-х годах XX века. В связи с политикой укрупнения на территории Алданского района был создан и первое время неплохо действовал колхоз, затем совхоз «Алданский», включавший в себя 5 отделений, центры управления которых размещались в селах Кутана, Хатыстыр, Угоян, Угино, Золотинка. В 1974—75 годах поголовье оленей достигало 20 тысяч голов, оленеводческие бригады добивались 85—98 % сохранения взрослого поголовья, 64—90 % делового выхода тугутов. В совхозе были применены новые методы предубойного откорма оленей, что позволило реализовывать государству оленье мясо в среднем в 101—110 кг живого веса. В целях рационального использования пастбищных угодий оленеводы придерживались маршрутов, составленных зоотехнической службой, организованно проводилась племенная работа. В совхозе было создано 3 племенных стада эвенкийской породы оленей. Охотники-промысловики Алданского района постоянно лидировали в республике по добыче «мягкого золота». Неоднократно награждались за достигнутые успехи правительственными наградами: Трофимов Николай Васильевич из Кутаны. Охотников прежних времен отличало бережное отношение к территории своего пользования. Они знали количественное и биотоническое соотношение животных своих угодий, забивали под план точно определённое количество зверей. Соответственно и одаривала их тайга. До проведения политики специализации в сельском хозяйстве в каждом отделении совхоза содержали фермы серебристо-чёрных лисиц. В 1974 году с закрытием села Угино, отделением «Золотинки» на территории Алдана действуют два совхоза: «Алданский» и «Учурский». Ослабление государственного регулирования сельским хозяйством с начала 90-х годов привело к разукрупнению хозяйства. Приспосабливаясь к вводимым рыночным экономическим отношениям, коренное население Алдана пошло на создание коллективных семейных хозяйств в форме родовых общин, получив в качестве пая оленей, лошадей, технику. Государство закрепило за этими структурами 6,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий.

За годы советской власти решён вопрос по ликвидации безграмотности. Во всех центрах оседания тунгусов в 20-х годах были открыты ликбезы, преобразованные в начальные школы. Первая стационарная школа открыта в г. Томмоте в 1925 году. В ней обучалось 24 школьника. Фактически все эвенкийские дети прошли интернат. Административная реорганизация приводила к постоянной передислокации средних школ с интернатами. Вследствие этого многие ребята не завершали среднего общего образования. Только после 1961 года средние школы были открыты в селах Хатыстыр, Кутана, Золотинка. Средняя школа в селе Угоян открыта в 1993 году. Из эвенков Южной Якутии, получивших высшее образование, первоначально в Ленинградском институте народов Севера, были Платонов А.Н., Соловьёв А., Васильева Прасковья Фёдоровна из Кутаны Платонов Алексей Николаевич из Кутаны, закончив перед Великой Отечественной войной Институт Севера, вернулся на родину, долгое время болел. В 1937 году к 100-летию А.С. Пушкина он написал стихотворение «Памятник». Темы его стихов отражают общественно-политическую жизнь того времени, звучат мотивы родины. В 1938 году издан его первый сборник «Эвэнки давлавурин», следом издан второй сборник «Стихи». Печатался в российских журналах. Павлова (Трофимова) Марьяна Ильинична из Кутаны в 2001 году защитилась на степень кандидата педагогических наук и в настоящее время работает доцентом Института физической культуры и спорта ЯГУ

Большую работу проводили во второй половине XX века председатели Анаминского сельского совета Макарова Мария Васильевна, Мартынов Николай Павлович и др.

Депутатами Верховного Совета ЯАССР 1,3,5,7 созывов в 1937 году были избран Мартынов Мартын Николаевич (Учурский). IV созыв (1955 год) —Григорьев Василий Еронтьевич (Учурский район).

Тяжелым испытанием на плечи всего советского народа легла вторая мировая война. Несмотря на Указ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина об освобождении от призыва представителей малых народностей Севера, многие эвенки шли на призывные пункты и на фронт. За добросовестный, самоотверженный труд, бескорыстную самоотдачу во благо своих сородичей ряд представителей коренного населения заслуженно получили звание «Почетный гражданин Алданского района» В 1993 году этот титул получает Васильева Прасковья Федоровна, уроженка с. Угино, отличавшаяся до конца жизни активной жизненной позицией. С 1953 года она без перерыва работает на ниве народного образования. Одновременно звания удостаиваются известный лидер анаминских эвенков, депутат трех созывов Верховного Совета ЯАССР, участник Великой Отечественной войны Мартынов Мартын Николаевич и Николаева Анна Кирилловна — ведущая доярка с. Кутана. Позднее это звание присуждено Мартынову Павлу Николаевичу — охотнику из с. Кутана, участнику ВОВ. История тунгусских родов продолжается. Родная земля, испещренная ранами, нанесенными золотодобывающими машинами, по-прежнему питает своих детей, давая им силы выживать в несвойственных экономических реалиях. И я хочу рассказать о семье-эвенке, но в то же время о семье интернациональной. Так как этот уходящий год является «Годом единения и дружбы народов». Мой прадед Гладких Михаил Алексеевич родился в Иркутской области и приехал в1930 году Алдан. Он по национальности был русским. Был направлен в Учурский район на прииск «Улахан». Там он встретил мою прабабушку Трофимову Матрену Гермогеновну. Матрена Гермогеновна является родной сестрой нашего эвенкийского сказителя Николая Гермогеновича Трофимова Ньукуучаан. Мой прадед говорил на русском языке, а бабушка -на эвенкийском. Но они вместе родили 8 детей. В 1940году родился мой дед Гладких Николай Михайлович. Детство его прошло на приисках. Там он учился в школе. Но вскоре мать его заболела корью и умерла с 2мя детьми. Тогда всех детей отдали в Алданский детдом. Но мой дед с братьями сбежали из детдома к отцу. Немного побыв на прииске , они начали кочевать с оленями .У них было 12 оленей. Они обменивали мясо на продукты . Государство в то время никакой помощи не оказывало. В 1954 году прииски закрылись. Они переезжают в Тырканду. Работники экспедиции покупают у моего деда оленей и назначают его оленеводом. Мой дед с 17 лет работал самостоятельно оленеводом-проводником. Много ездил с верховья Алдана до реки Учур.Он даже доехал до Амурской области до реки .Зеи. Прочитав рассказ Федосеева «Оленевод-проводник» он побыл на памятнике у реки Зеи. Приехал в Угино, потом в Кутану к дяде Николаю Гермогеновичу Трофимову. Он помнит как он пел олонхо, он слушал его и начал петь. Мой дедушка исполнял песни на эвенкийском языке на концертах, на Международном семинаре таежных охотников «Еалат», который состоялся в Хатыстыре в 2009году. С моей бабушкой Верой Павловной родили семеро детей. У них 19 внуков, два правнука. Мой дедушка все время , как настоящий эвенк держит оленей. У них сейчас много оленей. До недавнего времени дедушка сам жил с моим отцом на таборе. Благодаря ему мой отец стал охотником-оленеводом. Мой отец родился в 1980году. Является седьмым ребенком в семье. В школьные годы интересовался физкультурой, вольной борьбой. С детства он полюбил тайгу. В 13 лет он впервые охотился на лося. Это была его первая большая охота. Отец любит тайгу потому что, находясь в тайге человек становится здоровым, сильным физически и морально, человек не болеет. У отца есть олени, но в последнее время стало очень трудно для оленеводов. Так как стало много волков, медведей. Государство не оказывает должного внимания. Молодежь не остается в тайге, все стремятся в город. Сезон охоты на соболей сейчас в самом разгаре. Самое большое количество соболя у отца-это 180 штук. На эти шкурки отец покупает себе транспорт, нужные для тайги вещи, продукты и так далее. В свободное время отец делает чучела разных животных, чтобы добытое животное запомнилось на долгие годы. Сейчас мой отец поступил на учебу, учится заочно, но тайгу он все равно не отставит, я думаю. Своего сына , хотя он маленький, тоже учит быть смелым, сильным, чтобы он продолжил наш род Гладких. То , что учил мой дед моему отцу будет передаваться от поколения к поколению. Как эвенкийка я буду следовать традициям и обычаям моего народа, учу язык. Пою песни и танцую танцы эвенкийского народа. В свободное время люблю писать стихи. В будущем я хочу стать журналистом.

Использованная литература:

Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. — Якутск, 1964.

. Госкомстат РФ, Госкомстат РСЯ. Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера. — Якутск, 2002.

А Н Мыреева Эвенки

Василевич Г.М. Эвенки. Ленинград. 1969.

Г.М.Василевич. Исторический фольклор эвенков

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. М, 2005. 464 с.

http://tradkulzab.na…storyEvenk.html

http://www.evenkya.ru/rus/

Мой отец- охотник

Мой дедушка в молодости и сейчас