Мое педагогическое кредо — музыкальный руководитель

Музыка, как никакое другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Язык музыки способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь не зря говорят: «Музыка начинается там, где кончается слово».

Проблема музыкального образования состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли, чувства. Впечатления музыкальными звуками, развивать в них эмоциональную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности. С детства ребёнок обычно учится говорить слова и фразы, его приучают любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же необходимо знакомить ребёнка с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкального искусства, их понимание.

Богатые народные песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы, чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

С малых лет я слышала старинные песни. Пели мать и отец, и сельские родственники. И песню заводили все. Много песен пели. Вероятно она, песня, во мне спокойно жила, да как схватила меня за сердце, так и не отпускает.

Петь и понимать народные песни я училась, да и сейчас учусь у народных певиц и певцов. Постоянно с ними общаюсь, записываю их песни на магнитную плёнку и слушаю, слушаю, перенимая манеру и стиль исполнения. Ко мне пришло понимание, что народное творчество, фольклор – это чуть ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, от внутренней пустоты. И начинать нужно с детей. Ведь если с самого раннего возраста им сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Одной из целей моей работы в Центре реабилитации «Дружба» являются культурологический и полихудожественные аспекты, которые помогают осуществлять связь детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с народной культурой как системой ценностей.

Я помогаю детям развивать личностный потенциал, когда ребёнок исполняет разные роли в разных жанрах музыкального народного творчества, выбирая те, которые ему больше подходят и нравятся.

Успешно руководить детским творчеством, считаю, может педагог, сам не утративший способность видеть и чувствовать по-детски. Быть причастным к радости детского мироощущения. К творчеству способен каждый человек, каждый по-своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех.

На каждом своём занятии поддерживаю в детях увлечённость народной музыкой, интерес к народному творчеству. Под влиянием интереса в детях развивается музыкальная наблюдательность, обостряется работа воображения, восприятия, фантазии, усиливается внимание, сосредоточенность. Это уроки, вызывающие в детях разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний. А то, что пережито душой, остаётся в сердце надолго или навсегда. Ребёнок, открывая для себя мир народной музыки, утверждается как маленький творец, хранитель народных традиций, созидатель прекрасного.