Модульное изучение темы Кислородсодержащие органические соединения10 класс

Модульное изучение темы «Кислородсодержащие органические соединения».10 класс

Цель: создание условий для выявления учащимися взаимосвязи между свойствами веществ на примере кислородсодержащих органических соединений.

Задачи: создать условия для использования исследовательского метода;

способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей),рефлексивных умений, навыков само- и взаимоконтроля, культуру монологической речи и представления результатов работы.

УЭ-. Вводный контроль.(1ч)

Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся о классификации, номенклатуре и строение кислородсодержащих органических соединений.

Тест

Соединение состава СН3СН2СНО называется

а) пропионовая кислота

б) пропанол

в) пропаноль

г) пропанон

Вещества, имеющие формулы СН3-О-СН3 и СН3-СН2-ОН, является

а) гомологами

б) полимерами

в) структурными изомерами

г) пространственными изомерами

3. Число и связей в молекуле уксусной кислоты соответственно равно

а) 2 и 7 б) 1 и 5 в) 2 и 6 г) 1 и 7

4.Продуктом гидратации бутена-1 является

а) одноатомный спирт

б) многоатомный спирт

в) альдегид

г) кетон

5.Не может являться спиртом вещество, формула которого

а) С2Н4О2

б) С3Н8О

в) С3Н8О2

г) С4Н10О2

6.Все валентные углы равны между собой в молекуле

а) этаналия

б) пропаналя

в) пропанона

г) бензальдегида

7.В состоянии sp2- гибридизация находятся все атомы углерода в молекуле

а) пропанона

б) пропаналя

в) пропеналя

г) этаналя

(Ответы: 1в, 2б, 3г, 4а, 5а, 6г, 7в.)

Учащиеся выполняют задания в течение 10 мин, сверяют ответы с эталоном, каждый правильный ответ оценивают 1 баллом, затем проводят итоги в соответствии со шкалой: 0-4 балла – необходимо повторить классификацию и номенклатуру органических соединений; 5-7 баллов – можно изучать тему «Кислородсодержащие органические соединения».

Соответственно с учащимися составляем на доске схему «Классификация кислородсодержащих соединений».

Классификациякислородсодержащих органических соединений

Затем выдаю каждому ученику контрольный лист, в котором указаны все виды работ, и разъясняю, что в него будут выставляться результаты самооценки и/ или взаимооценки, а также оценки учителя. Затем учащиеся делятся на группы по 4-5 человек.

УЭ-2. Взаимосвязь строения и свойств кислородсодержащих органических соединений (1ч)

Цель: создание условий для выявления учащимися взаимосвязи между строением и свойствами кислородсодержащих органических веществ.

Задачи: создать условия для изучения физических свойств кислородсодержащих веществ;

развивать умения при работе с текстом учебника и химическими веществами;

воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и навыки самостоятельной работы.

Ход урока

Для актуализации знаний проводим химический диктант.

Химический диктант

Вариант 1

Общая формула сложных эфиров.

Межклассовый изомер этанола.

Структурная формула 2,3-диметилпентаналя.

Назовите вещество по формуле:

СН3 — СН — СН — СН3

СН3ОН

Структурная формула представителя класса карбоновых кислот.

Вариант 2

Общая формула спиртов.

Изомер бутанола-1, отличающийся положением функциональной группы.

Структурная формула 2,2-диметилгексановой кислоты

Назовите вещество по формуле:

СН3 — СН — СН — СН3

ОНОН

Структурная формула представителя класса простых эфиров.

Учащиеся выполняют задания в течение 5 мин, затем сверяют ответы с эталоном, выставляют по 1 баллу за каждый правильный ответ.

После этого переходим к анализу строения органических веществ.

Модели молекул каких веществ изображены на рисунке?

Что между ними общего?

Предположите, какие свойства характерны для этих соединений. Почему?

Предлагаем учащимся по данным, приведённым в табл. 1, выявить закономерность и объяснить её.

Свои предположения учащиеся должны подтвердить экспериментально, работая в группах.

Таблица 1

Сравнение характеристик некоторых органических веществ

Вещество

Молярная масса, г/моль

tкип,˚С

Пропан

44

-42

Этанол

46

78

Бутан

58

0

Пропанол-1

60

97

Уксусная кислота

60

118

Этандиол

62

197

Пентан

72

35

Диэтиловый эфир

74

35

Бутаналь

72

76

Бутанол-1

74

118

Пропионовая кислота

74

141

На столах учащихся находятся образцы органических веществ: этанола, глицерина, уксусной кислоты, глюкозы. Школьники исследуют их физические свойства и заполняют табл.2.

Результат работы по заполнению таблицы учащиеся представляют в группах и заполняют контрольные листы.

Таблица 2

Физические свойства некоторых неорганических веществ

Класс

Формула

Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Запах

Вкус

Наличие водородных связей

Фенолы

С6Н5ОН

Спирты

R(ОН)n

Альдегиды

RCHO

Карбоновые кислоты

RCOOH

Сложные эфиры

R1COOR2

Углеводы

Cn(H2O)m

Домашнее задание. Для всех: пользуясь учебником ( Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010, §9), запишите уравнения химических реакций, отражающих свойства одноатомных спиртов.

Для желающих: предположите, какие свойства могут проявлять соединения, формулы которых приведены ниже. Напишите уравнения возможных реакций.

ванилин изованилин.

УЭ-3. Экспериментальный блок. Химические свойства кислородсодержащих органических соединений (2ч)

Цели: создание проблемной ситуации и нахождение условий для решения проблемы.

Задачи: создать условия для усвоения учащимися химических свойств кислородсодержащих соединений;

развивать исследовательские умения, навыки при составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства веществ;

воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и навыки самостоятельной работы

Ход урока

Учащиеся выполняют практическую работу в парах, используя карточки-инструкции.

Карточка-инструкция к практической работе.

Оборудование: спиртовка, спички, штатив с приборами, пробиркодержатель, тигельные щипцы, карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая, акриловая, лимонная), этанол, растворы глицерина, глюкозы, гидроксида натрия, сульфата меди (II), серной кислоты, перманганата калия, индикатора, карбонат кальция, магний, медь (проволока), оксид кальция.

Сформулируйте цель и проведите реакции в соответствии с инструкцией.

В пробирки с этанолом и глицерином добавьте свежеприготовленный гидроксид меди (II). Что наблюдаете?

В растворы уксусной кислоты, глюкозы и этанола поместите кусочки магния. Что наблюдаете?

В пробирку с этанолом опустите раскалённую медную проволочку. Что наблюдаете?

К растворам глицерина и глюкозы добавьте свежеприготовленный гидроксид меди (II). Что наблюдаете? Затем обе пробирки нагрейте. Что наблюдаете?

К растворам уксусной и серной кислот добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результаты испытаний.

К раствору лимонной кислоты в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результат с предыдущем опытом.

К раствору акриловой кислоты добавьте раствор перманганата калия. Что наблюдаете?

Заполните таб. 3

Таблица 3

Номер опыта

Уравнения реакций

Наблюдения

Ответьте на вопросы.

Почему при взаимодействии спиртов, фенола и карбоновых кислот с магнием выделяется водород?

Почему при взаимодействии глицерина и глюкозы со свежеприготовленныйм гидроксидом меди (II) образуется синий раствор, а при нагревании красный осадок выпадает только в пробирке с раствором глюкозы?

Какие реакции можно считать качественными на кислородсодержащие органические соединения? Почему? Выпишите из учебника уравнения этих реакций.

Какие свойства карбоновых кислот (физические и химические) можно считать общими свойствами кислот?

В чем причина Различий в свойствах карбоновых кислот?

Запишите вывод.

Обсуждаем результаты эксперимента, учащиеся оформляют отчёты и заполняют контрольные листы.

Домашнее задание. 1. На конкретных примерах проиллюстрируйте генетическую связь классов органических веществ:

На примере 2-3 кислородсодержащих соединений покажите, как связано строение веществ с их свойствами.

УЭ-4. Теоретический блок. Составление опорных конспектов (2ч)

Цель :обобщение и систематизация знаний о химических свойствах и получении кислородсодержащих органических веществ.

Задачи: создать условия для самостоятельного, отбора и обобщения необходимых сведений о химических свойствах и получении кислородсодержащих органических веществ;

развивать умения самостоятельно составлять опорные конспекты, культуру монологической речи и логичное изложение результатов работы;

воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и навыки работы в группах.

Ход урока

Демонстрируем учащимся опорный конспект по теме «Спирты».

Учащиеся работают в группах- составляют опорные конспекты по темам «Фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры и жиры», «Углеводороды».

По окончании отведенного времени группы представляют результаты работы,, обсуждением их. Школьники заполняют контрольные листы.

Домашнее задание. Для всех: выучите конспекты, § 9-13 напишите уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислородсодержащих органических соединений на примере конкретных веществ ( пропаналь, пропионовая кислота, рибоза).

Для желающих: подготовить мультимедийную презентацию о применении кислородсодержащих органических соединений.

Опорный конспект по теме «Спирты»

Классификация

СН3ОН (метанол)Предельные Одноатомные С2Н5ОН(этанол)

СН2=СН — ОННепредельные R(OH)n Многоатомные СН2ОН — СН2ОН

С6Н5 - СН2 — ОН Ароматические (этандиол)

Получение

R(OH)n

Химические свойства

H+

R-CH= СН2+H2O



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст