Методическое пособие Речевые игры в логопедической работе с особыми детьми

Речевые игры в логопедической работе о «особыми детьми».

Андреева Светлана Николаевна ГБСКОУ №4 Василеостровского района

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются у умственно отсталых детей в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука в словах сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко. У глубоко умственно отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

Использование игровых технологий решает мотивационный аспект автоматизации звуков речи, позволяет сделать даже сложный материал доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых технологий приводит к качественному улучшению процесса автоматизации звуков, введение звуков в речь происходит эффективнее при одновременном развитии фонематического анализа и синтеза, интерес к игре способствует установлению положительного фона на занятии, что предотвращает быструю утомляемость детей .

Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Поставленный звук автоматизируется:

в слогах;

в словах;

в словосочетаниях;

в предложениях;

•в связной речи.

Автоматизация звука в слогах

На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без стечения, затем — со стечением согласных. Детям можно предложить следующее задания:

1.Повторить ряд слогов за логопедом.

Шу- ша- шу- шо

Ша- шо- шу- ша

2.Произнести ряд слогов, соблюдая ударение .

Ша- шо- шу

Ша- шо- шу

Ша- шо- шу

3.Произнести слог столько раз, сколько услышишь хлопков.

4.Произнести слог столько раз, сколько фишек ( палочек) на столе.

5.Игра «Доскажи словечко» .

Логопед начинает слово, ребёнок заканчивает, добавляя слоги ( например – за, — зы ).Игру можно провести с мячом.

РОГРО-

ВАБЕРЁ-

БЛУ заСЛЕ-

КОГЛА-

МОРО-ФРА-

АРБУ-БЛУ-

ЗАНО-АЛМА-

Эти упражнения будут способствовать также развитию слухового и зрительного внимания и памяти. Их можно провести в игровой форме. Например, логопед рассказывает ребенку о волшебной стране, в которой живут маленькие человечки. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает ребенку научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед ребёнком конструируется волшебная страна и фигурки человечков. Если ребёнок неправильно назвал предъявленный слог, волшебный человечек убегает.

Полезно совмещать автоматизацию звуков с пальчиковой гимнастикой. Например, следующие упражнения:

1.«Поиграй на пианино».

1) Пальцами всеми по очереди ребенок ударяет по столу и называет слоги.

2) Задание то же, но ударяем по цветным кружкам на карточке.

2. «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок произносит слоги.

Если ребенок умеет читать, то можно предложить следующие упражнения:

1.Игры с кубиками.

1) Слоговой кубик.

Ребёнок бросает кубик и читает слог, который выпал.

2) Кубик с точками.

Ребёнок бросает кубик. Сколько точек выпадет, столько раз нужно произнести слог, предложенный логопедом.

3) Два кубика. На одном кубике согласные буквы, на другом гласные.

А) Одновременно бросаем два кубика. Читаем получившийся слог.

Б) По заданию логопеда ребёнок составляет слог.

2. Разнообразные слоговые таблицы .

1) Для чтения слогов (открытых, закрытых, звукосочетаний).

РА – РО – РУ — РЫАС- ОС- УС-ЕСТРА- ТРО- ТРУ

РЫ – РА – РО — РУЕС- УС- ИС- АСТРЫ- ТРА-ТРО

РО – РУ – РЫ — РАОС- ИС- УС- ЕСТРУ- ТРО- ТРА

СА СОАШ УШЦВА ЦНА

СУ СЫОШ ИШЦТА ЦМА

Р

А

Р

О

У

Ы

А

У

Р

О

Ы

3. Слоговое лото.

РА

РО

РА

РУ

РЫ

РО

РЫ

РУ

АР

ЫР

АР

УР

ОР

ОР

ЫР

УР

РТА

РТА

РКА

РКА

РНА

РНА

Отработав звук в слогах, можно переходить к следующему этапу.

Автоматизация звука в словах

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук — в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных. Можно использовать следующие игры:

1. «Назови картинку». Можно придумать множество вариантов этой игры. Цель: четко и правильно назвать картинки. За правильное проговаривание слова картинку отдают ребенку.

1) Логопед отбирает нужные картинки и кладёт их в стопку изображением вниз. Ребёнок поочерёдно открывает картинки и проговаривает их название.

2) Картинки выставлены на наборном полотне или разложены на столе. Ребёнок называет картинки. При правильном произнесении слова картинку отдают ребёнку. Чтобы заинтересовать ребёнка, картинки можно положить в конверт или ящичек.

2. Игры с мячом.

1) «Повтори как я».

Логопед называет слово с отрабатываемым звуком и бросает ребёнку мяч. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч логопеду.

2) «Один — много».

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет предмет во множественном числе и возвращает мяч логопеду.

Эту игру можно проводить и с картинками по типу лото.

3. Логопедическое лото.

У ребёнка большая карта, у логопеда маленькие карточки. Логопед называет слово, ребёнок ищет нужную картинку и четко её называет. После этого логопед отдаёт ребёнку маленькую карточку.

В процессе автоматизации звуков в словах проводится работа над развитием памяти и внимания:

4. На наборном полотне выставлено несколько картинок. Ребёнок стоит спиной к доске и изображений не видит. Логопед называет 2-3 картинки. Ребёнок должен их запомнить и, повернувшись к доске, выбрать и назвать.

5.На наборном полотне выставлено 3-4 картинки. После внимательного рассмотрения и запоминания их последовательности картинки закрывают. Ребёнок должен назвать все картинки в том же порядке, правильно произнося каждое слово.

6. Игра «Чего не стало?».

На столе разложен ряд картинок. Ребёнок смотрит и запоминает. Затем по команде логопеда закрывает глаза. Логопед убирает одну картинку. Ребёнок должен открыть глаза и сказать чего не стало.

7.У ребёнка карточка, на которой изображено несколько предметов. Он должен ответить на вопрос логопеда одним словом:

Что является одеждой? Продуктом питания? Школьными принадлежностями? Транспортом?

Скажи, что мы кушаем? На чём едем? Что надеваем? Чем рисуем?

На этом этапе проводится работа над развитием звукового анализа и синтеза, фонематических представлений. Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова. Отрабатывается умение выделять звук из слов, определять его место в слове, выбирать картинки с данным звуком. Можно провести следующие игры:

8.«Кто в домике живет?».

1-ый вариант.

Перед ребёнком помещается картонный домик с кармашком в каждом окошке и раскладываются предметные картинки с изображением зверей и птиц. Логопед рассказывает: « Для зверей и птиц построили домик. Давай поможем им расселиться. В домике могут жить те животные, в названии которых есть звук [з].

2-ой вариант.

Можно играть и с двумя домиками. В первый помещаются животные, в названии которых есть звук [з], а во второй- без звука [з].

9.«Поезд»

Используется картонный поезд ,состоящий из паровоза и вагонов. В каждом окошке- кармашки для картинок. На крыше вагонов прорези для табличек.

1-ый вариант.

Логопед показывает ребенку паровоз с двумя вагонами и 6 предметных картинок, объясняет:

«Прибыл паровоз для зверей и птиц. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [c], во втором- без звука [с] ».

2-ой вариант.

Используют 3 вагона и 9 картинок. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [c], во втором вагоне- со звуком [ж], в третьем вагоне- со звуком [р]. Далее таблички меняются.

3-ий вариант.

Логопед вставляет в прорези на крышах новые таблички с кружками. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог. Во 2-м вагоне- животные с двумя слогами, в 3-м –с тремя.

10.«Соберем вещи».

Перед ребёнком карточка с изображением чемодана и предметов одежды. Логопед говорит ребёнку:

« Мы отправляемся в путешествие. Давай сложим вещи в чемодан.В нашем чемодане должны быть вещи со звуком [ш]. Ребёнок по очереди называет картинки. Если в названии картинки есть звук [ш], то картинка закрывается картонным квадратиком.

Для детей, умеющих читать, предлагаются игры типа:

11.«Сложи слова» (из кубиков, из карточек с написанными буквами и слогами).

КР

МТ

СОРСЫЧ

НН

12.«Рассыпанные слоги».

13.«Рассыпанные буквы».

14.«Лесенка».

СЫН

СЫР

СОР

СОН

СОМ

14.«Составь поезд».

Перед ребёнком кладётся паровоз с написанной буквой и вагоны с написанными слогами .

Логопед даёт задание ребёнку: « Попробуй присоединить к паровозу разные вагончики. Какие новые слова получились?»

С-МЕХТОНКОТТУК

Автоматизация звука в словосочетании, предложении, связной речи

На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком. На данном этапе проводится работа над просодической стороной речи: над логическим ударением, интонацией. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи происходит обогащение словаря, формирование грамматического строя речи. Детям предлагаются следующие задания :

1.«Мой, моя».

1-й вариант.

На наборном полотне размещены картинки с изображением предметов разного цвета. Ребёнок рассматривает эти картинки и отбирает только те, про которые можно сказать белый ( белая ) или синий ( синяя ). Ребёнок берёт нужную картинку и проговаривает её название, например: белый мел, белый халат и т.д.

2-ой вариант.

Ребёнок проговаривает названия картинок и раскладывает их в две колонки. В первую- картинки, про которые можно сказать мой, во вторую- моя.

2.«Живое — неживое».

Ребёнку предлагается рассмотреть карточку с картинками и подумать, что здесь живое, а что неживое. Образец ответа: Ежи живые. Лыжи неживые и т.д.

3.«Кто как передвигается?»

Логопед задаёт ребёнку вопрос: « Как передвигается улитка? И т.д.

Образец ответа: Улитка ползает. Ласточка летает. Линь плавает и т.д.

4.«Магазин».

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки на отрабатываемый звук, например «С», и предлагает «пойти» в магазин. Ребёнок должен сказать, что он хочет купить. Образец ответа:

Я хочу купить свитер.

Я хочу купить серый свитер.

Я хочу купить сарафан в горошек.

5.«Закончи предложение».

6.«Что изменилось?».

Перед ребёнком кладут 3-4 картинки. По команде логопеда ребёнок закрывает глаза, а логопед в это время меняет местами 2 картинки. Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось. Образец ответа:

Щётка поменялась местами со щукой.

7.«Зоопарк».

Логопед предлагает ребёнку, глядя на картинки, сказать, кого он видел в зоопарке. Образец ответа:

В зоопарке я видел лису ( волка, лошадь, белку, лося ).

На данном этапе широко используется кукольный театр, игры драматизации, когда логопед разыгрывает с ребёнком короткие сценки.

Заключение

Процесс автоматизации звуков для «особых детей» очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребёнок в школе и дома, то результат логопедической работы обесценится. Логопед должен работать в постоянном контакте с дефектологами, воспитателями и родителями. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители, И в этом заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обстановке. Только в совместной деятельности логопеда, педагогов и родителей залог успеха такой важной работы как введение звука в речь.