Методические рекомендации на темуПравописание звонких и глухих согласных на конце и в с

МБС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIIIвида г. Мичуринска

(Методические рекомендации)

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Из опыта работы

учителя начальных классов

Ирины Викторовны Гореловой

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Работа 1. Предупредительный диктант.

На доске записаны слова, в которых пропущены непроверяемые безударные гласные: гор…д, т…традь, к…рндаш, к…лхоз, н…род, м…роз, …рбуз.

Каждое слово в начале комментируется, затем списывается, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.

Работа 2. Использование загадок.

Учитель читает загадку. Дети её отгадывают и записывают отгадку, подчёркивая орфограмму.

Учитель раздаёт детям карточки, на которых кроме загадок записаны задания к ней: записать однокоренные слова к отгадке, поставить знак ударения.

Загадки про арбуз, алфавит, медведь, карандаш, овёс, тетрадь, автобус, мороз.

Работа 3. Картинный диктант.

Данный вид работы способствует активизации познавательной деятельности, вызывает интерес к предмету.

1.Учитель показывает картинку, дети называют изображённый предмет словом, записывают в тетрадь, объясняя орфограмму.

2.На доске записаны слова: арбуз, медведь, карандаш, тетрадь, аист. Учитель предлагает внимательно их прочитать, затем закрывает их и говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если назвать изображение предмета совпадает с записью на доске, то это слово записывается.»

Работа 4. Использование словаря школьного учебника.

Задания по работе со словарём могут выполняться как в классе, так и дома.

1.Учитель просит детей выписать все слова с парными согласными и подчеркнуть в них орфограммы.

2.Дети выписывают слова с парными согласными в два столбика:

в первый столбик слова с безударной гласной о;

во второй столбик слова с безударной гласной а.

Работа 5. Использование орфографического словарика.

Учитель даёт задание: выписать из слов, начинающихся на букву а, слова с парными согласными на конце и подчеркнуть орфограмму.

Работа 6.

Учитель предлагает узнать слово по его началу или концу и записать в тетради, подчеркнув орфограмму: …буз, …род, ка…, …вод, ал…, доку…,

…роз, …род.

Работа 7.

От слов арбуз, город, народ, медведь, тетрадь, мороз, завод нужно образовать однокоренные слова, слова с помощью суффиксов –иц-, -к ,-очк-,

-ск-, -н -, -ик- и выделить части слова.

Работа 8. Ребусы.

Работа над ними повышает интерес к предмету, активизирует внимание. Чтобы комплексно провести эту работу, необходимо дать такие задания:

записать однокоренные слова;

подобрать синонимы, антонимы;

составить словосочетания. д/ро (народ)

Работа 9. Перфокарты.

1.Дети должны подбирать к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос какой?

город- ———— мороз ———

огород — ——— овёс- ———

2.Вставьте пропущенные буквы:

с…поги, колхо

ябл…ко, моркоь

м…шина, горо

л…пата, каранда

сев…р медвеь

Работа 10.

Пользуясь орфографическим словарём, дети должны дописать таблицу:

с д з

автобус народ арбуз

Работа 11. Составление и запись словосочетаний.

Учитель предлагает детям какое — нибудь слово и просит составить и записать с ним, используя слова для справок, как можно больше сочетаний:

сладкий …….., большой ……… , жёлтый……….., русский……., дружный………

Слова для справок: карандаш, арбуз, город, алфавит, народ.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Задание 1.

На доске учитель записывает слова:

с..бака, стр..на, п..сок, м..г..зин, сн..жок, к..вёрр..мвай, лош..дь, предлагает распределить их в 2 столбика:

в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной,

во 2 столбик слова с непроверяемой безударной гласной.

Задание 2. Группировка и запись слов по фонетическим признакам.

1.На доске слова: заяц, карандаш, молоко, медведь, завод, воробей, ученик, город.

Распределите их в 2 столбика:

в 1столбик – слова, состоящие из двух слогов,

во 2 столбик – слова, состоящие из трёх слогов.

2.Учитель даёт ряд слов: завтрак, овощи, рассказ, столица, яблоко, комната, огурец, язык – и предлагает записать в 2 столбика:

в 1 столбик – слова, начинающие с гласной буквы,

во 2 столбик – слова, начинающие с согласной буквы.

3.Расположить слова в алфавитном порядке и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную букву:

сорока, вагон, агроном, библиотека, осина, тетрадь, урожай, язык

4.Задание усложнить, предложить детям слова, начинающиеся с одной и той же буквы:

Карандаш, календарь, костёр, класс, комбайнёр, квартира.

5.Постановка ударения.

Учитель записывает слова на доске:

магазин, библиотека, документы, сантиметр, шофёр, километр, квартал – списать их, ставя правильно ударение.

6.На доске слова: коньки, яблоко, сирень, фамилия, медведь, язык записать эти слова в 2 столбика:

в 1 столбик – слова, где звуков больше, чем букв;

во 2 столбик – слова, где звуков меньше, чем букв.

Задание 3.

Дописать таблицу, используя орфографический словарь:

а е о

пальто медведь дорога

……… ……… ………

……… ……… ………

а а – а о о о

газета карандаш посуда огород

Задание 4.

Задание на воспроизведение слов в таблицах по их неполной записи можно провести в игровой форме

…оро…

…оро…

…оро… (город, мороз, горох,)

…е…е…

…е…е… …

…е…е… … … (берег, весело, деревня,)

…оло… …

…оло… …

…оло… … …

…оло… … … (молоко, солома, соловей, молоток)



"
"