Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе

М

Методические рекомендации по проведению игр и творческих заданий для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. Логопед показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. Логопедпоказывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Логопед называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте логопед называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся — светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»Логопед называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается

перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. Например:

Воробей-чтоделает?

Прыгает,каккузнечик,суетится,какмышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.