Методические материалы по теме Социально-трудовая направленность уроков русского языка

Значительная часть детей с ограниченными возможностями, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к социально-трудовой жизни.

Актуальность: одна из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

I. Основными задачами школы являются:

— обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе;

— формировать речевую культуру через систему целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи умственно-отсталых школьников.

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим , т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин ,,поскольку он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность” (В.А.Добромыслов).

На уроках русского языка решаются следующие задачи социальной адаптации учащихся:

1).Развитие личностных качеств учащихся через коррекционно-развивающие упражнения.

2).Подготовка детей к социальной адаптации и интеграции в обществе через развитие устной и письменной речи.

3).Подготовка учащихся к самостоятельной жизни через словарную работу и деловое письмо.

II. Задания учебно- методического комплекса ,,Русский язык (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская), способствующие развитию познавательных способностей учащихся, развитию коммуникативной компетенции:

Класс

Русский язык трудовое обучение

Словарь

( труд )

Словарь

(СБО)

выборочно

Русский язык — СБО

5

Работа с пословицами о труде

верстак

станок

железо

станок

адрес

здравствуй

до свидания

Составление предложений по культуре общения ,,Вежливое слово”(у.26)

Составление правил работы в мастерской (у.385)

инструмент

картон

металл

пожалуйста

Составление рассказа по вопросам на тему нравственного воспитания ,,Уроки доброты”(у.30)

стамеска

станок

охрана

Работа с текстом ,,Полезные советы”.Устный пересказ по опорным слова с последующей записью(у.357)

6

Распространение предложений на тему ,,Кружок ,,Умелые руки”

агроном

комбайн

депутат

директор

Работа с текстом на т. ,,Учись беседовать”(у.60)

Работа с деформированным текстом на т. ,,Из чего дома строят”

инженер

выкройка

договор

кефир

Работа с текстом ,,История почтовой марки”(у.76,191)

Работа с текстом. Знакомство с профессией комбайнера

(у.80)

вытачка

середина

фанера

сервиз

соседи

Работа с текстом по нравственному воспитанию. Составление заметки в стенгазету на тему ,,Так вести себя нельзя”(у.182)

Работа с пословицами о труде (у.103)

печенье

Знакомство с текстом на тему ,,Как испечь печенье”(у.183), ,,Как выбрать подарок на день рождения”(у. 279)

Составление рассказа на тему ,,Как сшить салфетку”

материя

телеграмма

Тексты для контрольных диктантов (например, ,,Хорошие манеры”)

Составление ответов на вопросы на тему ,,О работе в столярной мастерской”(у.293)

хозяин

7

Работа с текстами ,,История деревянной игрушки”, ,,История кружева” (у.у.5,15)

бригада

манекен

мастер

бутерброд

гардероб

лекарство

Работа с текстом о русских обычаях ,,История чаепития” (у.25)

Работа с пословицами о труде.

Составление рассказов по пословицам (у.182)

масштаб

слесарь

токарь

паспорт

рецепт

Подбор пословиц к различным жизненным ситуациям (у.34)

Работа с текстом по профориентации (,,Кем быть”)-у.110

универмаг

О здоровом образе жизни (,,Правильный сон”)-у.128

чемодан

Деловое письмо. Заметка в стенгазету на тему ,,Любимый день” (у.183)

8

Составление сложных слов, обозначающих профессии (у.у.51-52)

квалифика-ция

абонемент

Работа с текстом по культуре общения ,,Правила общения”(у.10)

Работа с пословицами народов мира о труде

коловорот

операция

кулинария

Работа с текстом об истории пряника (у.12)

Подбор глаголов, обозначающих трудовые процессы

экскаватор

почтамт

телеграф

Деловое письмо: объяснительная записка, автобиография, заявление, письмо (у.у.16,63.174)

Работа с текстом ,,Расписная деревянная ложка” (у.256)

бюллетень

рентген

Работа с деформированным текстом о русских праздниках (,,Рождество Христово”(у.68) и др.

Составление текста о профессии пожарника (у. 120)

Тексты по нравственному воспитанию(,,Порядочный человек” (у.327)

Составление ответов на вопросы, требующие знаний по трудовому обучению (у.у.261, 263,264)

швея

эскалатор

9

Знакомство с профессиями ,,Четвёртый лишний”(у. 71)

бухгалтер

заведующий

Пословицы и поговорки о труде

коллега

кооператив

Уроки нравственного воспитания: -как стать красивой (у.344) ; -как принимать гостей; -история одежды (у.92); -правила поведения (у.166); -как найти друга (у.182)

Составление памятки о правилах поведения на производственной практике (у.209)

обязанность

организация

профессия

Составление ответов на вопросы с прямой речью типа: -о чём предупреждает Минздрав? -что предлагает реклама? -что советует стоматолог? (у.340)

III. Виды практических работ:

работа с пословицами

дидактические игры

работа с текстами: cоставление ответов на вопросы, выделение главной мысли, озаглавливание, дополнение текста, составление плана, пересказ;

работа с деформированным текстом;

выборочные диктанты;

составление памяток, правил;

составление связных рассказов по плану и опорным словам;

разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

изложения различного характера;

сочинения (по личным наблюдениям, описательного характера);

сочинения-миниатюры;

различные другие практические упражнения.

IV. Примеры возможностей формирования трудовых навыков на уроках русского языка в 8 классе.

Упр.261. Учащимся предлагается выбрать тему, ответить на поставленные вопросы. Предложения записать, соблюдая правила орфографии.

Для девочек. ,,Как мы обрабатываем верхний срез юбки 1. С чего вы начинаете работу? 2.Какие способы обработки верхнего среза юбки вы знаете? 3.От чего зависит выбор способа обработки? 4.По какой нитке вы раскраиваете притачной пояс? 5.В каких случаях притачной пояс изготавливают с прокладкой?

Для мальчиков. ,,Как мы изготавливаем ящик из досок1.Для чего служат ящики? 2.Какой инструмент вы выбираете для изготовления ящика? 3.Как вы разместите боковые стенки ящика? 4.Чем вы обработаете заготовки? 5.Как соедините боковые стенки? 6.Каким способом прикрепите дно ящика? 7.Чем обработаете ящик перед покраской ?

Составляя предложения, учащиеся используют знания, полученные на уроках труда. Это упражнение – подготовка к будущему экзамену.

Упр.246. Предлагаются пословицы народов мира о труде. Все они направлены на формирование общечеловеческих ценностей. Они учат трудолюбию, ценить свой труд и труд других людей. ( Не учись разрушать, а учись строить)

V. Примеры возможностей формирования социально-бытовых навыков на уроках русского языка в 8 классе.

Упр. 10. Учись общению. Предлагаются правила общения. Прочитать, запомнить и соблюдать. Анализируя данный текст, детям предлагается порассуждать над каждым правилом и сделать выводы. (Во время спора будь спокойным и вежливым. Собеседника убеждай, а не оскорбляй.)

Упр.327. Порядочный человек. Детям даётся понятие ,,порядочный человек”, анализируется, делается вывод.

Выполняя подобные упражнения, в детях формируются нравственные качества, возможность задуматься над своими поступками и сделать шаг к самовоспитанию.

VI. Словарная работа.

Словарная работа на уроках русского языка занимает особое место. В практике работы со словом используются все методы и формы. Наиболее интересным я считаю исследовательский метод. Его частично можно использовать в коррекционной школе. Примерный план работы со словом : — знакомство с новым словом (карточка + иллюстрация); — словарно-орфографическая работа; — составление и анализ словосочетаний, предложений с новым словом; — составление текстов или анализ готовых ; — составление словарных статей (пословицы, стихи и т. д.)

Образец :

Швея – работница, занимающаяся шитьём.(Портниха)

Швея шьёт.

Швея Маша получила профессию швеи.

Швея Софья на печи засохла. (Пословица).

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны.

На машинке строчу лихо,

Потому что я портниха. (Швея).

VII. Деловое письмо. Через уроки русского языка у учащихся и выпускников формируется умение поддерживать диалог, сотрудничать в группе, коллективе. При изучении раздела ,,Деловое письмо” обучающиеся решают проблемные ситуации правильного составления деловых бумаг:

— заявления;

-расписки;

-автобиографии;

-доверенности;

-объяснительной записки и др.

По итогам таких уроков создаётся ,,Портфолио деловых бумаг.