Ответы на экзаменационные вопросы по литературе

1 билет 1 вопрос

«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

Поход начинается с затмения. Сама природа как бы предупреждает Игоря о том, что поход его не будет счастливым. Но ум князя также находится в затмении, его амбиции вступили в столкновение с доводами рассудка, и он не решает вернуться.

В произведении не описывается первая битва, так как для идейного содержания произведения она не играет большой роли. Мы только узнаём, что русичи взяли богатую добычу.

А вот вторая битва описывается со всеми подробностями, так как она закончилась плачевно для Игоря и его войска. Особенно ярко автор «Слова» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поскачешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.

Золотое слово Святослава занимает центральное место в композиции произведения и служит для выражения авторской позиции. Святослав говорит о том, что ему приснился нехороший сон. Затем он вспоминает всех князей, которые «крамолу ковали», то есть занимались междоусобной борьбой. Он призывает русских князей к объединению.

Плач Ярославны – вершина художественного мастерства автора «Слова». Ярославна, в традициях фольклорной поэзии, обращается к солнцу, ветру, Днепру с просьбой, чтобы они помогли её мужу и его воинам. Этот образ очень поэтичен.

Идея «Слова…» — мысль о единении русских князей накануне татаро-монгольского ига.

Неизвестный автор произведения добивается выражения своей сокровенной мысли разными средствами:

А) несколько раз рефреном повторяется строчка: «О Русская земля! Уже ты за холмом». Таким образом он заостряет мысль, что Игорь оторвался от родной земли, у него нет поддержки.

Б) Большую роль в выражении авторской позиции играет одушевлённая природа, которая и свет солнца затмением заслоняет Игорю, и вороны полетели, и травы к земле приклонились.

В)Но наиболее ярко показан призыв к единению в Золотом слове Святослава.

Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись». Г)Кроме того, автор показывает, какие последствия принёс необдуманный поход Игоря для русской земли: кочевники делают набеги на русские земли.

Д) Плач Ярославны тоже призван показать ошибочность поступка Игоря, который не заручился поддержкой других князей, а пошёл в поход прежде всего движимый жаждой славы   Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

1 билет 2 вопрос

Особенности сюжета баллады В. А. Жуковского «Светлана».

БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

За 25 лет (1808 — 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их — вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла — всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, потусторонние силы.

Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главнее здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.

Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года — с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Протасовой.

У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

Святки — волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий — гаданию у зеркала, т. к зеркало — способ связи с потусторонним миром.

Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок») в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти.

Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры:

Утоли печаль моюАнгел-утешитель

Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает: Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину? Своеобразный сказочный «двойник» героини – «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами». Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца: Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. В балладе преобладает два цвета: белый и чёрный.

Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана — “светлая”.

Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы — противопоставление добрых сил злым, сна — действительности.

Конец баллады жизнерадостен. Светлана просыпается, и возлюбленный к ней возвращается. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.

Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда.

1 билет 3 вопрос

С какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность своего героя?

В образе Василия Теркина поэт сумел выказать главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» — это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя…» Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.         Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе…         Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.    События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та «скрытая теплота патриотизма», Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков: Тем путем идем суровым, Что и двести лет назад. Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе «Перед боем»: Вслед за властью за советской, Вслед за фронтом шел наш брат… В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе «На привале», где он впервой рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: «Был рассеян я частично, А частично истреблен… Но, однако, жив вояка». Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца жилище, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех «сабантуях»; вот он ест «со смаком» солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись «одной шинелькой». Мечта Теркина о награде («Я согласен на медаль») — это не тщеславное стремление прославиться или выделиться. На самом деле это стремление увидеть родные края и родных людей свободными. В главе «О горе», когда Теркин с любовью, с «дрожью сердечной» вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее звук, восклицает от всей души: Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна, А нужна, больна мне Родина,. Родная сторона! Если все пришло к концу… Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это совершенно реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С прочий стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. Богатырь не тот, что в сказке — Беззаботный великан, А в походной запояске. Человек простой закваски… В муках тверд и в беда горд Теркин жив и весел, черт!

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат.         Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, …Он идет — святой и грешный…         В образе Теркина Твардовский акцентирует лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле. Мать-земля родная ваша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше, И желанней сердцу нет…         Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле…»).Твардовский постоянно подчеркивает обыкновенность своего героя Василия Теркина с целью дать образ простого солдата. Он указывает на типичность своего героя, воплотившего в себе лучшие национальные черты в годину суровых испытаний: «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Отсюда — отсутствие яркой индивидуализации, например, в портрете («не высок, не то чтоб мал» — и всё).

Билет 2 вопрос 1

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова.

КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни страны и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, которого Белинский назвал Петром Великим русской словесности.

Филологические труды

Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура.

Церковнославянский язык в силу своего родства с русским заключал в себе определенные художественно-стилистические возможности. Он придавал речи оттенок торжественности, значительности. В силу этого церковнославянизмы, при умелом использовании их, обогащали эмоционально-выразительные средства русского литературного языка. Ломоносов считал, что использование церковнославянизмов в русском литературном языке необходимо. Свои идеи он изложил в работе, носившей название «Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке» (1757). Все слова литературного языка Ломоносов разделил на три группы. К первой он относит слова общие для русского и церковнославянского языка: бог, слава, рука, ныне, почитаю и т. п. Ко второй — только церковнославянские слова, понятные «всем грамотным людям»: отверзаю, господень, насажденный, взываю. К третьей группе принадлежат слова только русского языка: говорю, ручей, который, пока, лишь и т. п. Три названные выше группы слов являются «материалом», из которого «конструируются» три «штиля»: высокий, «посредственный» (т. е. средний) и низкий. Высокий «штиль» составляется из слов первой и второй групп. Средний — из слов первой и третьей групп. Сюда можно, заявляет Ломоносов, добавить слова из второй группы, т. е. церковнославянизмы, но делать это нужно «с великой осторожностью», чтобы слог не казался «надутым» (Низкий «штиль» складывается преимущественно из слов третьей группы. Сюда можно вводить и слова первой группы. В низком штиле церковнославянизмы не употребляются. Таким образом, основой литературного языка Ломоносов сделал русский язык, поскольку из трех названных групп две, самые обширные, первая и третья, были представлены русскими словами. Что касается церковнославянизмов (вторая группа), то они только добавляются в высокий и средний «штили», чтобы придать им ту или иную степень торжественности.

Каждый из «штилей» Ломоносов связывает с определенным жанром. Высоким «штилем» пишутся героические поэмы, оды, прозаические речи о «важных материях». Средним — трагедии, сатиры, эклоги, элегии, дружеские послания. Низким — комедии, эпиграммы, песни.

Сам Ломоносов писал преимущественно в «высоких» жанрах. М.В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.»Ода на день восшествия…» – типичное произведение в духе классицизма. Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.1. Вступление. Мир – основа блага государства.2. Величие России, ее процветание:хвала щедротам Елизаветы

Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», « доброму и прекрасному лику», стремлению « расширять науки», поэт заводит речь об её отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века».– заслуги Петра перед народами России

Петр- идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. Ломоносов пишет о его заслугах:

В полях кровавых Марс страшился,Свой меч в Петровых зря руках,И с трепетом Нептун чудился,Взирая на российский флаг.В стенах внезапно укрепленнаИ зданиями окруженна,Сомненная Нева рекла:»Или я ныне позабыласьИ с оного пути склонилась,Которым прежде я текла?»Тогда божественны наукиЧрез горы, реки и моряВ Россию простирали руки3,К сему монарху говоря:»Мы с крайним тщанием готовыПодать в российском роде новыЧистейшего ума плоды».Монарх к себе их призывает,Уже Россия ожидаетПолезны видеть их труды.– неисчерпаемые богатства России

В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова.– призыв к российской молодежи овладевать науками

Вводится тема науки, познания природы. Она завершается  гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде».

3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды

Билет 2 вопрос 2

Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели». Фраза точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека». Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.Главный герой – Башмачкин Акакий Акакиевич – занимает одно из самых последних мест в иерархической системе царской России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без нее уже никак нельзя было обойтись. И вот этого -то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника.Кульминация повести – сцена распекания «значительным лицом» «маленького» человека. «Смиренный вид А.А. и его старенький вицмундир» словно бы подстегнули генерала. Его просьба о защите распалила горделивую спесь генерала: «Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?» Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не А.А. сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…Равнодушие «значительного лица» слилось со злым холодом природной стихии: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров..Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье!»Со смертью Башмачкина сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. История «значительного лица» повторяет почти буквально все то, что случилось с А.А. «Значительное лицо» пронзили угрызения совести в связи с известием о смерти просителя. Но потом генерал пошел на вечер, веселился, выпил два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. Вдруг внезапно налетел порывистый ветер. Из разбушевавшейся стихии явился таинственный мститель, в котором генерал узнал А.А. Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.

Билет 2 вопро3

В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А.Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека». Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!». Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М.А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия в том, что человек несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

3 билет 1 вопрос

Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Тему маленького человека поднимали в русской литературе многие писатели. Не явился исключением и Н. М. Карамзин. То, что именно в его произведении впервые появляется эта тема, не случайно, ведь он относится к направлению сентиментализма, а именно в сентиментальных произведениях впервые проявляется интерес к обычному человеку, стоящему на низших ступенях социальной лестницы. Именно такова героиня повести Карамзина, она крестьянка.

Главной задачей писателя было доказать, что «и крестьянки умеют любить». И Карамзин прекрасно с этой задачей справился.

Сюжет повести незамысловат.

1. Сюжет повести. Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня

Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить

Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула.

Образ Лизы восхищает читателя.

2. Образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё это идёт от воспитания в семье, от примера родителей.

Как отец, Лиза исключительно трудолюбива, она работает, “не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей… день и ночь”.

Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира природы.

В ней высоко развито чувство дочернего долга: “Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою”. Она оберегает покой матери. Скорбя об умершем отце, она “для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и весёлою”.

Лиза чиста и непорочна. Автор обращает внимание читателя на детали, подчёркивающие это качество: когда к ним в хижину пришёл Эраст и попросил молока, Лиза “принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем…”; “щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер”…

“Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть на неё”…

Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь. Именно так она относится к Эрасту.

Для создания образа любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” ( у неё и голос робкий), “прекрасная” — таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в пользу героини.

Эпитет “несчастная” и его синоним “бедная” помогают в постижении смысла названия произведения. Автор сочувствует героине и настраивает на это читателя.

Автор представляется нам в произведении как патриот, как человек глубоко нравственный и ратующий за чистоту отношений между людьми, чистоту помыслов. Он человек верующий, христианин – чувствуется его уважение к библейским нормам морали. Это гуманист: он противопоставляет испорченности аристократов, их паразитизму – трудолюбие, чистоту, честность крестьян. Именно так он решает проблему маленького человека: маленький человек выше человека светского, он способен глубоко и преданно любить, он обладает божеским чувством, он не ожжет согрешить.

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста он неоднократно устами Лизы называет “жестоким”, и это оправданно, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл.

Авторский замысел нашёл полное воплощение в повести: читатель переживает вместе с героями, сочувствует им; возмущается поведением аристократа Эраста, его слабостью, безответственностью и умиляется над чистотой, неиспорченностью Лизы. Тем обиднее, несправедливее кажется отношение к ней Эраста. Потому и повесть названа “Бедная Лиза”, что следует понимать как “Бедняжка Лиза”.

3 билет 2 вопрос

«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» , «энциклопедия русской жизни» по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, идейные споры, душевные переживания и, конечно же,  любовь.

3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.

Следует учесть, что письмо Татьяны – перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.

Татьяна понимает, на что обрекает себя в случае разглашения Онегиным тайны письма. И «стыд» и «презренье» действительно обрушатся на Татьяну. В XIX веке это позор – писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но Татьяна пишет твёрдою рукою, это её выбор. Она всегда сама решает свою судьбу. Впоследствии лишь от неё зависело решение о свадьбе и переезде  Москву.

Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её: «Хоть каплю жалости, храня, // Вы не оставите меня». Значит, знала, что её полюбят. Это говорит о её интуиции, ведь потом, несколько лет спустя он полюбит её. Или это вовсе не уверенность, а надежда, мольба. Белинский скажет: «Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности…». Татьяна догадывалась об этой возможности.

До этого момента Татьяна видела Евгения мельком, несколько раз, она внимательно слушала его, но достаточно ли этого для возникновения настоящей высокой любви? Кто этот чужой человек, к которому Таня обращается на вы, он намного старше 18-летней героини, воспитан столицей. Она права: «в глуши, в деревне всё вам скучно». Ей остаётся только «всё думать, думать об одном и день, и ночь до новой встречи».  О чём могла думать юная Таня, воспитанная на французских романах?

Влияние сентиментальной литературы легко угадать по эпизоду письма «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,// Вся обомлела, запылала//. И в мыслях молвила: вот он!».

Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю.

Татьяна самостоятельна в суждениях и поступках. Она выбрала из всех буяновых, петушковых, пыхтиных, а своего героя, способного и любить её, и быть мужем, и отцом детей. Далее следует ещё более интересная фраза:

Перед тобою слёзы лью,Твоей защиты умоляю.

Возникает вопрос: от кого просит Татьяна защиты? Татьяна боится одиночества, своей любви, а значит и самой себя, своих необдуманных поступков, один из которых она уже совершила.

Ни няне, ни сестре, ни матери не понять «тоску волнуемой души». Для её скрытного характера исключена возможность «сердечного признания» кому бы то ни было, кроме Евгения. Лишь его признаёт Татьяна как равного себе по интеллекту, по начитанности, по способности чувствовать. И если потерять его, единственно достойного, то останется только погибнуть среди отвергнутых женихов, а это очень страшно. Татьяна безропотно примет всё: и отказ Онегина, и его ответ на любовь.

Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством.

Билет 3 вопрос 3

Жанр сказки у М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина были написаны в периоде 1883 по 1886 год. Они представляют собой сатирический цикл на темы власти, народа, интеллигенции, стремящейся приспособиться к любым формам тоталитарной власти.Конечно же, жанр сказки писатель выбрал не случайно, это связано и с требованиями цензуры, и воздействием на писателя фольклорной и литературной традиции, и популярности сказки как излюбленного жанра. Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”). С народной сказкой сказки Салтыкова-Щедрина сближает и сказочный сюжет, применение наиболее традиционных сказочных приемов. Однако разница между щедринской сказкой и народной очень большая. Народные сказки заканчиваются благополучно, а сказки замечательного сатирика оставляют печальный осадок.Обратимся к «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». Она открывает «сказочный» цикл писателя. Сказка построена на антитезе: страданию генералов, оказавшихся на необитаемом острове, противопоставлено их существование после появления мужика.Генералы не могут ничего, они более того готовы от голода съесть приятель друга, но на их счастье появляется «лежебока» — мужик который и картофель нарыл и силок из собственных волос связал и более того веревку сплел чтобы генералы его привязывали на ночь — это вдруг убежит. Но в том то и дело что мужик никуда не собирается убегать а напротив он не мыслит своего существования без генералов . Он благодарен им за то что те мужицким его трудом не «гнушалися» . С горькой иронией изобразил писатель рабское поведение мужика , которому в финале выслали рюмку водки да пятак серебра веселись мужичина».

Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»”. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков, но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…”.

Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Билет 4 вопрос 1

Стихотворение Жуковского «Море» (Восприятие, истолкование, оценка)

МОРЕ

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу…Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты”

Билет 4 вопрос 2

Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Сюжет рассказа не сложный, можно даже сказать, гениально простой, откровенно анекдотичен, как и во всех рассказах Чехова. Мелкий чиновник Иван Червяков, сидя однажды на оперетте, чихнул на генерала. Будучи человеком боязливым, робким и услужливым, он много раз ходил к генералу Бризжалову домой подобострастно извиняться. Этим Иван не только не заслужил прощения, но и наоборот, очень разгневал генерала, и тот выгнал чиновника из дома. Червяков пришёл к себе домой и весь на нервах, сев на диван, умер.

Этот рассказ показывает ничтожность мелких чиновников, раскрывает тему «маленького человека», который даже чихнуть не может без последствий. В этом произведении Антон Павлович Чехов высмеивает чинопочитание, робость людей. У Червякова говорящая фамилия, да и имя простое, незатейливое. Всё это ярко отражает характер этого персонажа.

Смешное и трагическое в рассказе: Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова… «смерть» и заканчивается словом «помер». Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т. п. Говорящие имена персонажей выбраны в целях создания комического эффекта: Червяков, Бризжалов.

Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ «Смерть чиновника» не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке.

Билет 4 вопрос 3

Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Его идейный и сюжетный смысл – личность человека, его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри.В произведении Лермонтова показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он несимпатичен теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.Печорин – от природы одаренная натура. Его блестящий аналитический ум и интуиция позволяют проникать в характеры людей и в мотивы поступков. Талант писателя – психолога и мыслителя проявился в его дневниковых записях, в монологах-исповедях и монологах – самопризнаниях. В душе он поэт, потому что мыслит поэтическими образами.В характере Печорина переплелось плохое и хорошее, добро и зло. В своих поступках Печорин исходит из своих эгоистических побуждений. Каждая часть романа представляет собой попытку Печорина приблизиться к людям, узнать или найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними, хотя внешне в Печорине видна лишь «врожденная страсть противоречить». «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»Дневник Печорина – это исповедь главного героя. На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными.Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: » Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…Но свободы моей не продам». Но истинной свободы – свободы духовной – он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

5 билет 1 вопрос

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

«Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, самозваные учителя.

Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. Её власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих людях?» Эта невежественная и корыстолюбивая фурия по-своему чадолюбива. В конце пьесы её предаёт так ею любимый сын. Она становится жалкой и униженной.

Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «каналья», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный». Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечёт».

Митрофанушка – баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой».

Фонвизин высмеивает и то, как воспитывались дворянские дети в 18 веке. По-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподаёт отставной сержант Цифиркин, грамматику – семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».

В конце пьесы торжествует добродетель, а порок наказан.

5 билет 2 вопрос

Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени».

В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики Печорина — психологический портрет. Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет — это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

+ (сила)

- (слабость)

Демонические черты

Широкие плечи

Крепкое сложение

Ослепительно чистое бельё

Прямой стан

Морщины

Стройный тонкий стан

Пыльный бархатный сюртучок

Запачканные перчатки

Маленькая аристократическая рука

Худоба бледных пальцев

Нервическая слабость

Детская улыбка

Женская нежность кожи

И 23 и 30 лет

Белокурые волосы и чёрные усы и брови

Глаза не смеялись, когда он смеялся



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст