Ответы к эвристическим вопросам по Слову о полку Игореве

Эвристические вопросы по «Слову о полке Игореве».

Задачи. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой (герменевтический), лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.

Любителям биологии.

1. В степи половецкой «свист зверин встал». Что за зверьки свистеть умеют? Какое время дня наступило? (В степи суслики и байбаки свистят, когда уже светло. Фраза означает, что наступило утро.)

2. Почему лисицы «брешут на червленые щиты» русских воинов? Могут ли так вести себя они в мае? (Лисицы обыкновенные редко лают, только в начале весны, когда образуют семьи. Лиса избегает человека. Трудно представить, что лисы в мае лают на целое войско Игоря. Может, это тотем племени?)

3. « Щекот соловьиный уснул. Говор галок пробудился». О каком времени суток идет речь? (Ночь проходит, близится утро, щёлканье соловьиное уснуло, говор галочий пробудился. Образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Это метафора. Но соловьи в мае поют целый день. Самцы так предупреждают других не появляться на их территории. Поведение не соответствует реальности.))

4. Ночью орлы «клекотом на кости звери зовут». Оправданно ли такое поведение птиц? (Орлы кричат еще до появления «костей», до битвы. Кричат дневные птицы ночью. Странное поведение.)

5. Зегзица – кто она? Украинская «зозуля» — зогзуля, то есть кукушка, или «зигзичка» — птичка из рода чибисов? Вспомните крик птички – «кычет». Кричит ли так кукушка? ( Зегзица – птица из семейства куликов, то же, что пигалица, чибис (местное название). Кычет – плачет-причитает, подобно встревоженной птице, издающей звуки “кыиии… кыиии…” «Слово» было обнаружено в начале 90-х годов XVIII века, то есть 200 лет назад. Все эти 200 лет кукушка летает над Дунаем. Стоило бы исправить. )

6. “По Русской земли простошася половцы, акы пардуже гнездо”. С кем сравниваются половцы? Почему именно с этими животными? (С гепардами. Очень быстрые, ловкие, они использовались на охоте как ловчие звери. Гепарды охотятся группой, «гнездом». В этом сравнении видна стремительность и воинская хитрость половцев.)

7. “Дружину твою, княже, птиць крилы приоде”. Что это за одежда из птичьих крыльев? . (Образ, рисующий смерть дружины. Хищные птицы (орлан-белохвост, гриф), садясь на добычу, прикрывают её своими распростёртыми крылами, чтоб не подпустить других хищников.)

8. Выражение «растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» смущает многих: непонятно, как мысль может двигаться по дереву. А если это реальный зверек? (Вряд ли это мышь. По деревьям скачет обычно белка. Мысью в Псковской губернии называли белку, или векшу.)

Знатокам оружия.

1. Слово «полк» в древнерусском языке означало войско, поход, сражение, народ. В каком значении оно употреблено в названии «Слово о полку Игореве»? 1) в названии “Слово о полку Игореве”? (Поход.) 2) “…зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми”? (Войска.) 3) “…были плъци Ольговы”? (Сражения, войны.)

2. Флаг, знамя в древности называли «стягом». Это слово сохранилось в украинском языке. Что общего между стягом и глаголом «стягивать»? Стяги и стягивать. Объясните связь между этими словами. (Стягъ — знамя. На него равнялись воины. Хоруговь — войсковое знамя. Чолка — бунчук, конский хвост на древке. Стружие — древко копья. Движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы. Стяг — в Древней Руси был в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека. Вокруг стягов собирались — стягивались! — воины. Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну. Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины — стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша». После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников начали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договора.)

3. Стрела может пролететь 150 метров. Русские воины стояли, а половцы нападали с расстояния почти полкилометра. « Дождь шел стрелами с Дону великого», от половцев. Куда дул ветер? Кто успел занять выгодное положение? (Ветер дул в сторону русичей. Разумеется, половцы вели массированный обстрел при попутном ветре. Значит, успели занять выгодную позицию.)

4. Объясните связь слова «шелом» и глагола «ошеломить» — сбить с толку, удивить. Чем могли ошеломить врага? ( Разрубить закругленный шлем практически невозможно, лезвие скользнет по нему. Ошеломить – лишить шелома, сбив его палицей – увесистой дубиной с железной оковкой, или булавой – металлическим шаром на ручке, или кистенем – гирькой на ремешке. При этом гарантировано, как минимум, сотрясение мозга.)

5. Меч – священный предмет, а меч князя – объект поклонения. Его никогда не поднимали на холопов. Для этого существовал топор. Объясните применение слова «меч» в следующей фразе: «Олег мечом крамолу ковал». (Священным оружием творил зло.)

6. Меч – древнее оружие русичей, оборонявшихся от степняков. У «сведомых кметей» — курских воинов были «сабли изострены», а не мечи. Почему? Что лучше – сабля или меч? (Сабля – идеальный боевой инструмент, фундаментальное изобретение кочевников, дает преимущество в ударе конному. Она соединяет раскалывающее действие топора, режущее действие ножа и колющее действие шила или копья. Меч нужен пешему. Распространилась сабля в 10 веке, и пользуются ею куряне – соседи степняков.)

7. В «Слове неоднократно упомянуты «железные полки» — Ярослав Осмомысл «подпер горы Венгерские своими железными полками», «есть ведь у нас железные молодцы под шлемами латинскими». Что это за «железные молодцы» в «железных полках? (Рыцари в латах.)

8. В русской армии времен «Слова о полку» уже были самострелы-арбалеты. Воин упирал самострел в землю и зацеплял тетиву поясным крючком. Натягивали тетиву специальным рычагом или блоком. Стрелы летели намного дальше. Почему в войске Игоря нет самострелов? (Конному воину он неудобен, а у Игоря была небольшая конная дружина.

9. Великий князь Всеволод мог «посуху живыми шереширами стрелять». Как вы думаете, что это за неведомое оружие? (Ясно, что это зажигательное оружие. Возможно, разновидность «греческого огня». )

10. Русское казачество до конца 19 века сохраняло ряд черт, роднивших их с воинами Древней Руси. С раннего детства знали воинскую службу, с юности владели оружием, не знали парадов и муштры, но были самой лучшей кавалерией. Кого в «Слове» можно уподобить будущему казачеству? Докажите текстом. (Отрывок о «сведомых кметях» князя Всеволода. Пахари, которые селились на границе Дикого поля, с равным умением обращались с сохой и с саблей. Разумеется, была и профессиональная дружина.)

11. Участвовали ли в походе Игоря «черные люди»? Был ли поход всеобщим? Конница проходит за день 32-35 км (19 – 20 век), при ускоренной езде – 80 км, форсированным маршем – 100-200 км. Игорь за 16 дней прошел 480 км. Запасные кони только у «лучших людей». (Математический расчет подсказывает, что Игорь взял только дружину. Никаких обозов не было. Поход князя был стремительным конным рейдом, чтобы «испить шеломом Дону».)

12. Зачем русские воины «червлеными щитами поля перегородили»? (Щит – наиболее ранняя разновидность оборонительного сооружения. Заостренные щиты можно воткнуть в землю, образовав оборонительную стену. Излюбленный цвет их – красный.)

13. «Изломить копье» — значит первым начать бой. Почему именно копье. А не меч или стрелу? Вспомните бой Руслана с Рогдаем. (Сначала бросали копье, потом можно было биться и на мечах.)

14. «Долго ночь меркнет. Заря свет уронила. Щекот соловьиный уснул. Говор галок пробудился». Спали ли воины Игоря перед битвой? (Если все это слышали, то не спали, а готовились к удару.)

15. В покаянном монологе Игоря есть слова: «Где теперь мой любимый брат? Где теперь мой племянник? Где мой сын? Где бояре – советники? Где храбрые мужи? Где кони и оружие многоценное?». Почему Игорь идет каяться не в Софийский собор, не в княжеский храм, а в небольшую купеческую церковь Пирогощую? (Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 году. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезённой на Русь из Византии. По-гречески «Пирогощая» означало «снабженная башнями». Это название иконы «Взбранной Воеводы», защитницы из Влахернского храма, в котором было 7 башен. Игоря, видимо, интересует помощь богатых киевских купцов, ведь ему нужно создать новое войско взамен потерянного и вооружить дружину. Недаром думает герой: «Где храбрые мужи, где кони и оружие многоценное?»)

Любителям этнографии.

1. Объясните название реки Каяла. Найдите в русском языке однокоренные слова. ( Каяла – место покаяния, если на ней раскаяться. Может быть, нарицательное имя горестного места: от половецкого Каигы, Кайгу, или это Кагальник, Кальмиус, Кальчик, Яла. «Куга», «осока» (ср. казахск. qoγa — «осока», qyjaγ — болотное растение «рогоз», «палочник» (ср. казахск. qyjaq в том же значении). Каяла — «изобилующая порослями кияка». )

2. В Новгородской летописи упоминается зимний праздник Карачун. Что это за день? Как называли его зороастрийцы? (Сейчас это синоним смерти. Карачун – божество смерти, подземный бог, злой дух. Он повелевает морозами и укорачивает день. Так что правильнее «Корочун». Зороастрийцы праздновали в самый короткий день года Сада – солнцеворот, день огня, отпугивая нечисть огнями, хлопушками.)

3. Вятичи – внуки легендарного Вятко, радимичи – потомки прославленного Радима, ветры – «Стрибожи внуки». Кто такие «Даждьбожи внуки»? Чем отличаются они от других русичей? (Вятичи жили на Оке и Москве-реке, названы по имени князя Вятко (Вячеслав), который привел их «из ляхов». Хотя есть версии, что они просто жили среди болот во влажных («вент») местах или произошли от венедов. Радимичи жили на Десне и Соже. Князь Радим, как и Вятко, пришел от ляхов – из современной Польши. Но современные исследования выводят радимичей из Балтии. Даждьбог, в восточнославянской мифологии бог, связываемый с солнцем; в древнерусских источниках обычно упоминается вместе со Стрибогом, возможно, продолжающим индоевропейский образ бога ясного неба. Идол Д. стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя Д. образовано сочетанием глагола «дать» и слова «бог». В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки — русские, покровителем и родоначальником которых считался Д. Восточнославянскому Д.соответствовал Дабог у южных славян и Dacbog y западных славян . Но в тексте упомянуты Вятко и Радим – не боги, а люди. Выходит, русичи – потомки первого правителя Даждьбога. Другая версия – потомки Даждьбога – определенный слой армии, ратники. Есть версии о связи Владимира Красна Солнышка с Даждьбогом как солнечным божеством.)

4. Почему Ярославна обращается к языческим богам, и ее просьба сразу услышана – муж бежит из плена, а сам Игорь идет помолиться в христианскую церковь на Подоле? Как это увязать воедино? ( Русь крестилась в 988 году. Прошло всего два века. Язычество на Руси еще не изжито, а женщины всегда – хранительницы. Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Игорю же требуется не столько помощь свыше, сколько материальная поддержка купечества с Подола.)

5. Приведите пример использования образа Ярославны в песне военных лет. («Катюша»)

6. Русская поэтическая традиция различает «голубой» Дон, «синее» море, «серую» мглу, «зеленое» вино, «лиловые» молнии, но для автора «Слова» — все представляется «синим»: «синий Дон», «синее море», «синее вино», «синяя мгла», «синие молнии». В каком известном вам языке «неразличимы» синий и зеленый цвет? ( Автор «Слова» подметил неразличение синего, голубого, серого и зеленого оттенков цвета, которые объединены для тюрка в едином цвете, выраженном словом Kök ~ gök — небо, синий. Исторические взаимосвязи русичей и тюрков давно известны.)

7. Есть версия, что слово «трояны» по-украински может означать «три брата», а «троян» — «отец трех сыновей». Кого в таком случае мог бы подразумевать под «троянами» автор «Слова»: летописных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива или Рюрика, Трувора и Синеуса? «Вечи Трояни» — времена первоначального единства Полянской земли или времена призвания варягов? (Если в «Слове» под «веками Трояними» имеются в виду времена Рюрика, то почему нет больше никаких упоминаний о варяжском периоде и Рюриковичах? Если «трояны» — это Кий, Щек и Хорив, то получается, что автор ЗАШИФРОВАЛ их под этим обобщенным термином. Но в поэме упоминается множество людей, и названы они просто и прямо, по именам. )

8. В фольклоре южных славян образ Трояна – отрицательный, он «проклятый царь». По одному преданию, у него ослиные уши, как у фригийского царя Мидаса. По другому сказанию, Троян ездил только по ночам, боясь солнечного света, от которого он в конце концов погиб. Почему в «Слове о полку Игореве» автор восхищается императором Траяном и даже хочет «присвоить» его как «символ» своей истории. (Император Траян как завоеватель вряд ли мог быть притягательной фигурой для соседей – южных славян. Но после присоединения Дакии славяне, жившие в придунайских районах, вошли в довольно тесный контакт с империей, и это не могло не явиться для них важным культурно-историческим рубежом. Автор «Слова» был, возможно, приверженцем традиции «символически римских» истоков своей страны.)

9. Часто встречающиеся в «Слове» названия сокола (12 раз), волка (9 раз), лебедя (5 раз), быка (4 раза) и ворона (4 раза) в то же время являются наиболее характерными представителями животного мира Дешти-Кипчака, а названия волка, быка и лебедя — тотемами древнетюркских племен. Что вам говорят слова «кумане», «Гзак»? Кто назван соколом? (Гзак –«гоз», гусь. Кумане – лебеди. Сокол — это тотем русских князей, Рюриковичей. Родовой тотем Рюрика (Ререга) – падающий на добычу сокол – является государственным гербом современного украинского государства.)

10. Отрывок «А самъ въ ночь влъком рыскаше из Кыева дорискаше до куръ Тъмутороканя» ранее переводился: «…из Киева дорыскивал до петухов (т. е. ранее утреннего пения петухов) до Тьмуторокани». Можно ли за ночь, до петухов, добраться из Киева до современной Тамани? Нет ли соответствия в тюркских словах «курень», «курувчи»? («Куръ» — тюркское заимствование «кура» со значением «двор, ограда, постройка, стена». Слово кура происходит от тюркской глагольной основы qur-maq («строить, воздвигать, ставить, поставить» Скорее всего, «куры» — постройки, а не домашние птицы. Герой пробирался ночами, а не добрался за ночь до « тьмутараканьского болвана» — идола, столпа, статуи древних тюрков . Тмуторокань — город на берегу Керченского пролива на Таманском полуострове. Место установлено в 1792 году благодаря находке здесь камня с надписью о том, что в 1062 году тмутороканский князь Глеб мерил по льду моря расстояние до Керчи /около 20 км/.)

11. Найдите в «Слове» фразы со словом «солнце». Каким членом предложения оно является? Есть ли сравнения солнца с чем-нибудь? Как по-вашему, солнце – знак божественной воли или действует произвольно, само по себе? (Здесь Солнце скорее языческое божество.)

12. Когда побег Игоря из плена благополучно завершается, его «княжеская судьба» снова встречается с солнцем, «Солнцѣ свѣтится на небесѣ — Игорь князь въ Руской земли». Кто просил заступничества у Солнца? (Ярославна, и ее моление было услышано!.)

13. «Знамение» (полное затмение солнца 1 мая 1185 г., 16 ч. 48 м.) произошло в 13-й раз в княжеской родовой истории. Отец князя Игоря Святослав Олегович был единственным в роду, кто умер (1165 г.) без солнечного знамения. Игорь отправился в поход на половцев 23 апреля, в день памяти святого Георгия Победоносца, на свои именины и, казалось бы, все предвещало удачу похода. Почему Игорь пренебрег знамением? (Он считал, что действие «проклятия» окончено.)

Любителям истории.

Что вы знаете об этих людях и событиях? Есть ли связь между ними и «Словом о полку Игореве»?

- Поход русских князей против половцев и их поражение. Пленение нескольких князей (включая Игоря Святославича). Поход описан в Ипатьевской летописи и «Слове о полку Игореве».

1. Солнечное затмение 1 мая 1185 года — полное солнечное затмение, которое наблюдалось на территориях Центральной Америки, Северной Европы, Древней Руси, современного Казахстана.

2. 1185—1211 — Король Португалии Санчо I.

3. 1185—1187 — Папа римский Урбан III.

4. Восстание братьев Петра, Асеня и Калояна восстановило Болгарскую государственность приблизительно с 1185 года.

5. Кончак хан пришёл на Русь с большой половецкой ордой, но потерпел поражение на Хороле от русских князей, во главе с великим князем Святославом. (Это первопричина Игорева похода.)

6. 1185—1204 — Династия Ангелов в Византии.

1185—1195 — Император Византии Исаак II Ангел (ок. 1156 — январь 1204). Свергнутый Андроник Комнин бежал в Азию, но его захватили. Толпа в Константинополе зверски с ним расправилась. Ангел вернул многих людей из ссылок и тюрем, но повысил налоги.

7. 7 ноября — византийский полководец Алексей Врана разбил норманнов при Дмитровице и заставил их уйти из империи.

8. Борьба между домами Минамото и Тайра в Японии заканчивается полным разгромом дома Тайра. Закончился период Хэйан (794—1185). Начался период Камакура (1185—1333).

9. Брак Юрия Андреевича, сына Андрея Боголюбского, и грузинской царицы Тамары.