Открытый урок В ногу со временем

Панорамный урок в 9 классе

Тема: «В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»

Цель: способствовать развитию у учащихся умения ценить Время, рационально использовать его в жизни.

Задачи:

расширение представлений учащихся о ценности времени;

развитие умения уважать каждое мгновение и рационально распределять свое время;

воспитание стремления использовать свободное время для личностного роста.

Круг радости

Круг радости по данной теме может проводиться несколькими видами работ учащихся и учителя. Например, исполняется песня :

Медленно минуты убегают вдаль,

Встречи с прошлым ты уже не жди

И хотя нас прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди.

Скатертью, скатертью,

Дальний путь стелется

И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому

В лучшее верится…

Катится , катится Голубой вагон

Круг радости

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга и могут кратко рассказать о том, насколько полезно, на их взгляд, они провели предыдущий день.

Круг радости

Учитель приветствует учащихся и читает им стихотворении С.Маршака, в котором говорится о нестареющих общечеловеческих ценностях. Это способствует восприятию времени как хранителя лучших истин и подводит к значимости времени как ценности, взаимосвязи его с нравственными качествами человека. Таким образом осуществится первый шаг на пути создания в воображении учащихся образа времени.

* *

Самуил Маршак

На всех часах вы можете прочесть

Слова простые истины глубокой:

Теряя время, мы теряем честь.

А совесть остается после срока.

Она живет в душе не по часам.

Раскаянье всегда приходит поздно.

А честь на час указывает нам

Протянутой рукою — стрелкой грозной.

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте краткий этот час.

Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

Веленья нашей совести и чести.

Цитата урока

В представленном стихотворном отрывке время обозначается как миг, предназначенный для познания мира и себя.

В запасе вечность у природы,

А у людей — лишь дни и годы,

Чтобы взглянуть

На вечный путь

И разобраться, в чем тут суть.

Цитата урока

Известные слова Абая учитель может предложить прокомментировать учащимся:

Человек — дитя своего времени.

Абай Кунанбаев

Валентин Берестов

Беседа

Проведение беседы по вопросам, представленным в рубрике «Беседуем», ставит перед учащимися проблемы, которые будут обсуждаться на уроке. В ходе обсуждения у учителя появится возможность выявить уровень представлений учащихся о ценности «Время».

1. Что значит ценить время?

2.Для чего необходимо дорожить временем?

3. Как вы понимаете выражение «Время — это деньги»?

4. Как, на ваш взгляд, надо использовать время?

5.Есть ли у вас чувство времени? Как вы это обоснуете?

6. Удается ли вам правильно распоряжаться временем?

Каким образом вы это делаете?

Учебная информация

Информация, представленная в рубрике «Узнаем новое», позволит скорректировать ответы учащихся на вопросы беседы, так как содержит сведения о том, в чем состоит ценность времени, почему нужно бережно относиться к нему, что значит дорожить временем. Учитель предлагает сначала прослушать текст, а затем обсудить его содержание для лучшего понимания ключевых идей.

Время дается человеку как возможность познать себя и окружающий мир. Тот, кто понимает ценность и значение времени, умело расходует его, добивается в жизни многого в нравственном и духовном знании (совершенствовании).

Никто из людей не может остановить или удержать время, но отчет за него придется дать каждому. Писатель Николай Островский мудро заметил что жизнь человеку дается одна и прожить ее надо так, чтобы, оглядываясь назад, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Человек может научиться чувствовать время и жить в соответствии с ним.

Дорожить временем — это значит использовать его по назначению, выбирая самое главное, то есть своевременно получать знания о себе, о людях, о природе, чтобы обрести подлинные ценности; вырабатывать навыки самопознания, развивать в себе способности чувствовать выпавшее нам счастье и радоваться ему, стремиться к определенным достижениям, направленным на служение людям, хорошо делать свое дело, честно трудиться, ценить жизнь.

Чтение

В представленной притче рассказывается о значении времени, отсчет которому ведут часы.

Комментируя ответы учащихся, учитель отметит, что следование времени — основа порядка и в личных и в общественных делах. Умение правильно распределять время, ценить его способствует успеху, процветанию, духовному росту человека, его здоровью.

ПРИТЧА О ЧАСАХ

Жил-был один мудрый правитель. Однажды решил он порадовать своих подданных, привез из дальней поездки солнечные часы и установил на главной площади столицы. Этот подарок изменил жизнь людей в государстве, подданные научились распределять, ценить свое время, стали точными и аккуратными. Через некоторое время все разбогатели и зажили счастливо.

Когда царь умер, подданные стали думать, как же отблагодарить его за то, что он сделал для них. А поскольку именно солнечные часы были символом успеха, то они решили построить вокруг часов огромный храм с золотыми куполами. Но после того как храм был возведен, солнечные лучи перестали достигать часов, и тень, указывающая время, исчезла. Люди перестали быть точными, аккуратными — порядок в государстве постепенно разрушился, и оно распалось.

• О каком значении времени говорится в притче?

Чтение

Учитель предлагает прочитать стихотворение И.Бадабейли, представленное в рубрике «Читаем». В нем жизнь человека рассматривается как череда печальных и прекрасных мгновений, которые даны для осмысления своей ответственности за происходящее.

После знакомства со стихотворением учащиеся отвечают на вопрос к нему, что поможет перейти к новому этапу изучения темы.

Комментируя ответы учащихся на вопрос, важно подчеркнуть, что жизнь неразрывно связана со временем, и на определенном жизненно-временном этапе следует подводить итоги, чтобы ставить новые цели.

Ильхам Бадалбейли

Прекрасный миг, в порыве умиленья

Я не скажу тебе: «Остановись!»

Пусть длятся все прекрасные мгновенья,

Чтобы была прекрасней наша жизнь.

Пусть время, сотканное из мгновений,

Нам отмеряет дни, года, века…

В мгновенья просветленных вдохновений

Рождается волшебная строка.

Мгновенье, продолжайся, ты прекрасно!

Мгновенья встречи, длитесь без конца!

Пускай на свадьбы призывает властно

Нас пенье вдохновенного певца!

Пусть крик новорожденного младенца

Несется над землей из века в век!

Пускай мгновенья сладостные детства

Несет в себе до смерти человек!

Но в миг, когда не для потехи праздной

Стрела летит, чтоб чью-то жизнь прервать,

«Остановись, мгновенье, ты ужасно!» -

Мгновению хочу я закричать.

Когда с начинкой ядерной ракеты,

Пророча смерть, взлететь готовы ввысь,

Чтоб в краткий миг решить судьбу планеты,

Мгновению скажу: «Остановись!»

Когда врачи бессильны, нет спасенья

И вместе с жизнью угасает взгляд,

Мне хочется остановить мгновенье,

Мне хочется вернуть его назад.

Но время движется неудержимо,

В его мгновеньях — радость и печаль.

Я все приемлю — только бы не мимо,

Не пронеслось бы время невзначай.

Земля нас мчит в бушующем эфире,

Даря мгновенья встреч и горьких тризн,

Чтоб ни на миг не обрывалась в мире

Земная песня, что зовется — жизнь.

• Как, по мнению автора, жизнь человека связана со временем?

Проверка домашнего задания

Учителю следует прокомментировать представленные учащимися в тетради таблицы. Это способствует осмыслению многозначности понятия «время», которое можно рассматривать продолжительность каких-либо действий, и сроки исполнен промежуток той или иной длительности, и определенный момент, в который что-нибудь происходит, и как пору дня, года, и, возможно, как синоним слова «эпоха». В словаре С. И. Ожегова дается 10 значений слова «время», они помогают осмыслить присутствие времени в каждом явлении природы, в каждом поступке отдельного человека и деяниях всего человечества.

Задание

Цель задания — расширить представления учащихся о сущности досуга, времени для отдыха как времени познания или развития полезных навыков.

Прочитайте текст. Как отдыхал ученый? Есть ли среди ваших знакомых такие, которые умеют беречь время. Расскажите о них.

… Безделья Дмитрий Иванович Менделеев не выносил, и мы, видя его пример, всегда переходили от одного занятия к другому.

Когда Дмитрий Иванович хотел отдохнуть от умственного трудa, он менял занятие: то клеил из кожи и материи всевозможные вещи, то наклеивал в альбомы своей же работы домашние фотографии, снятые им же. При этом клей он варил в своей лаборатории сам. Он дарил нам эти альбомы и дорожные вещи. Дмитрий Иванович любил читать Жюля Верна, говоря, что всегда отдыхает, читая его произведения. Любил он также романы Александра Дюма, в особенности «Три мушкетера», часто говоря, что ему, к сожалению, не хватает доблестей этих мушкетеров.

(По книге «Менделеев в воспоминаниях современников»)

Задание

Отвечая на вопрос к предыдущему тексту и выполняя представленное задание, учащиеся самостоятельно подойдут к обобщенному выводу урока, который на этот раз прозвучит в виде поговорки.

Прочитайте пословицы и поговорки. О чем в них идет речь?

Придумайте свою пословицу или поговорку о времени.

От времени возьми все, что можешь.

Время всему научит.

Время разум дает.

Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда.

Делу — время, потехе — час.

Творческая деятельность

Выполняя творческое задание, учащимся предстоит взглянуть пи своего современника как будто со стороны. Трудность состоит в умении провести анализ изменений, которые наложило на человека время, особенно в поведении, общении, внешности, умениях и навыках. На помощь могут прийти знания, которые учащиеся помучили в процессе изучения истории, литературы, других гуманитарных дисциплин, и, конечно же, знания об общечеловеческих ценностях, изучаемых на уроках самопознания. Комментируя ответы учащихся, учителю следует подчеркнуть, что отношение к нравственным поступкам и качествам человека неизменно во все времена, что оправдывает название «вечные ценности». В случае дефицита времени на уроке задание дается на дом.

Нарисуйте словесный портрет своего современника. Расскажите о том, чем он отличается от людей другого поколения. Какие черты придало его облику время?

Творческая деятельность — Домашнее задание

Выполнение этого творческого задания даст учащимся возможность подвести определенные жизненные итоги. Девятый класс — время активного стремления стать взрослым, проявлять самостоятельность, наконец, пограничный этап в системе среднего образования. Анализ достижений можно рассматривать и как анализ своих возможностей, способностей, продуктивности использования прожитого времени.

Рекомендуется выполнить дома.

Проанализируйте свои достижения и соотнесите их во времени.

А)Заполните таблицу, в которой укажите возраст и то, что вы успели достичь к этому времени.

Возраст

Достижения

Б)Наметьте для себя то, чего вы хотели бы достичь в ближайший временной отрезок (месяц, полугодие, год). Например:

Временной отрезок

Достижение

1

Месяц

?

Резюме

Обобщая материал урока, важно подчеркнуть, что жить в ногу со временем — это чувствовать современность, соответствовать ее духу.

От сердца к сердцу

Учитель предлагает учащимся обменяться мнениями о том, что значит идти в ногу со временем. Например: «На мой взгляд, соответствовать времени — это владеть языками, хорошо разбираться в компьютерных технологиях, уметь строить отношения с людьми».

От сердца к сердцу

Даря на память об уроке стихотворение Р. Тамариной, важно обратить внимание учащихся на то, что автор пишет слово «время» с заглавной буквы, выражая этим дань глубокого уважения к важнейшей человеческой ценности:

Руфь Тамарина

…Привлечь к себе любовь Пространства,

Услышать будущего зов.

Борис Пастернак

Расставит Время по местам великих, средних, малых…

О ком-то Время скажет нам, что был он славный малый,

хоть не был истинный поэт, всего лишь стихотворец,

и сплетням Время даст ответ, великий мифотворец.

Но в каждом мифе есть зерно от истины жемчужной,

и лишь оно, и лишь оно в пространстве людям нужно.

Одним глазком бы заглянуть в те дальние пространства,

когда осядут споров муть и суета пристрастий…