Открытый урок в 5 классе Бородино МЮ Лермонтов

Муниципальное бюджетное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

«Бородинское сражение»

(урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

5-й класс

Провела: Мартынова О.П.,

учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 6 лет

х. Чернышевка

2013г.

Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.

Оборудование урока:

портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “ грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя ( слайд 1)

- На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.

Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению — важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.)

(ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА)

- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. А лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий, а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение.(слайд2) (Обращаю внимание учащихся на портрет Лермонтова) Заполнение анкеты.

- Итак, закройте глаза и представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год. Прикрепление значков.

Словарная работа.

- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:

редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разгарод.): мсье, месье (франц.) — сударь, господин;

картечь — артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

лафет — боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак — стоянка войск под открытым небом;

кивер — высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат — оружие из булатной стали — стали особой закалки;

улан, драгун - солдаты конных полков;

басурманы — люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

- С точки зрения лексики, что это за слова?

(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

2. Инсценирование диалога старого и молодого солдата

(Выходит ученик, одетый в кивер; читает диалог “Скажи-ка, дядя …” до слов: “Не отдали б Москвы”)

3. Беседа с классом

- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

- От чьего имени ведется рассказ?

(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)

- С кем сравнивает солдат — рассказчик участников сражения? (C богатырями)

- Перечитайте эти строки

Покажите голосом, что солдаты — богатыри, чтобы мы интонационно почувствуем их силу, могущество. (Читают 2-3 уч.)

- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы — солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали …. / О русские штыки!)(слайд 4)

- И вот мы на поле боя в с. Бородино! (Слайд 5)

Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй … (одеваю кивер на ученика).

(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)

- Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух. Кто еще раз перечитает эти строки, чтобы мы почувствовали: Солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать? (Перечитывают 2 уч.)

- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством — защищать свою Родину до последней капли крови)

- А теперь представьте: солнце садится, вечереет.(слайд6) Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета …”)

- Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по — деловому, — без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.

- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)

- И вот наступает утро.(Слайд 7) Солдаты уже в строю.(все дети встают)

Перед нами полководец, который обходит строй.(слайд 8) Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.

Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.

Что звучит в словах полковника ?

— Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)

Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)

“Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)

ФИЗМИНУТКА

- И вот оно Бородинское сражение!(слайд 9) Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)

- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)

- Почувствовали ли вы себя на поле боя?

- Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя?

Групповая работа. ( соотнести строки с элементами сюжета)

Проследите логику развития сюжета баллады.

- Экспозиция: «Мы долго молча отступали…»

- Завязка: «И вот нашли большое поле…»

- Кульминация: «Ну ж был денёк!»

- Развязка: «Вот затрещали барабаны…»

На доске записаны строки из стихотворения:

(СЛАЙД10)

1. Французы двинулись, как тучи …Земля тряслась, как наши груди …Носились знамена, как тени…)

- С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)

(Слайд 11)

2. Огонь блестел….Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала.И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…

(Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов)

- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сражений!”

Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы

завтра бой затеять новый И до конца стоять …”

Но французы отступают.

- Прочитайте шепотом последние строки стихотворения . А теперь — вслух.

- О чем печалится солдат — рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).

- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)

- Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем -восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)

4. Итог урока (заполнение таблицы « что узнал»)

- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.

- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? (Вместе с солдатом — рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть.

Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой.

- В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа.