Открытый урок по теме Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио

Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы ».

Иванова Елена Владимировна,

преподаватель Детской школы искусств

Иллюстраторы: обучающиеся 1 класса музыкального

отделения Детской школы искусств

Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.

Привить детям начальные навыки сольфеджирования.

Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.

Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.

Развивающие:

Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.

Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

Воспитательные:

Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.

Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.

Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.

Воспитывать в детях любовь к природе.

Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:

Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).

Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).

Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).

Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).

Используемые методы:

импровизационно-вариативный;

сценарно-игровой;

эвристический;

информационно-рецептивный;

проблемный;

накопление знаний;

наблюдение;

контроль;

самоконтроль;

поиск;

репродуктивный;

убеждение;

стимулирование;

создание ситуации успеха.

Используемые инновационные формы работы

Личностно — ориентированное обучение

Информационно — коммуникационные технологии       

Проектно — исследовательская технология      

Здоровьесберегающие технологии        

Коллективно — индивидуальная мыследеятельность  

Игровые технологии

Технология экологического воспитания

Оборудование и наглядные материалы:

Демонстрационый материал — изображение дерева, листочки, птички, цветы);

Раздаточный материал: карточки с изображение длительностей;

Презентация «Поем тоническое трезвучие»;

Презентация «Ритмическое упражнение «Бутерброды»»;

Корона королевы Тоники;

Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;

Фонограммы на внешнем жестком диске.

План урока:

Введение.

Сольфеджирование:

а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией . Выполнение задания 1, приложение 1.

б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы До мажор. Выполнение задания 2, приложение 1.

в) Определение восьмых и четвертных длительностей. Выполнение задания 3, приложение 1.

г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней. Выполнение задания 4.

д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности До- мажор. Выполнение задания 5, приложение 1.

е) Определение понятия «Тоника». Выполнение задания 6, приложение 1

ж) Определение понятия «Опевание». Выполнение задания 7, приложение 1.

з) Упражнения «Веселые ноты». Выполнение заданий 8 и 9, приложение 1.

Метро - ритмические упражнения.

а) Определение восьмых и четвертных длительностей, ритмических групп с их использованием. Выполнение задания 10, приложение 1.

б) Ритмическая импровизация на примере упражнения «Бутерброды». Выполнение задания 11, приложение 1.

в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато», выполнение задания 12, приложение 1, описание в приложении 3.

г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра. Выполнение задания 13, приложение 1, приложение 3.

Итоговое обобщение урока.

а) анализ выполненных заданий;

б) повторение и закрепление полученных знаний;

в) создание ситуации успеха и поощрение участников.

Заключение.