Открытый урок Минеральные удобрения инструкция по применению

«Минеральные удобрения: инструкция по применению».

Предмет: химия.

Класс: 9.

Тема курса: «Неметаллы».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

предметные:

продолжить формирование у учащихся представления о веществах и их использовании в жизни человека

развивать представление о минеральных удобрениях как о химических веществах

расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности

продолжить формировать умения работать с различными источниками и формами (текст, таблицы) информации,

воспитывать бережное отношение к природе

учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде и в быту

личностные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

формирование уважительного отношения к чужому мнению

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности

формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях

формирование установки на здоровый образ жизни

метапредметные (УУД):

регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию;

познавательные: работать с предложенными источниками информации; трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; определять проблемы и цели деятельности; выполнять логические операции; строить логические цепи рассуждений;

коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания

 Методы обучения:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

беседа

инструктаж

решение задач

работа с тестом

дискуссия

по источнику получения знаний:

словесный

практический (практические задания)

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

проблемный

по логичности подхода:

дедуктивный

индуктивный

аналитический

синтетический

Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный метод

репродуктивный метод

метод проблемного изложения

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Оборудование и материалы:

2 компьютера, экран, проектор, а также:

1 группа

Недостаток N P K

бланки с заданиями и критериями оценивания работы группы + информационный кейс (6 шт.)

бланки для подготовки отчета группы о проделанной работе (2 шт.) + бланк оценивания работы группы №4

комнатное растение с признаками недостатка одного из питательных элементов

2 группа

Внесение удобрений

бланки с заданиями и критериями оценивания работы группы + информационный кейс (6 шт.)

бланки для подготовки отчета группы о проделанной работе (2 шт.) + бланк оценивания работы группы №4

образцы удобрений: нитрофоска, калий хлористый, суперфосфат двойной, мука известняковая

таблица растворимости

3 группа

Расчётная задача

бланки с заданиями и критериями оценивания работы группы + информационный кейс (6 шт.)

бланки для подготовки отчета группы о проделанной работе (2 шт.) + бланк оценивания работы группы №4

ПСХЭ Д.И.Менделеева

таблица «Минеральные удобрения» (учебник стр. 256 -259)

калькуляторы

образцы удобрений: суперфосфат простой, фосфоритная сука

4 группа

Формы выпуска удобрений

бланки с заданиями и критериями оценивания работы группы + информационный кейс (6 шт.)

бланки для подготовки отчета группы о проделанной работе (2 шт.)

образцы удобрений, купленных в магазине (жидких, растворимых, «палочек»)

План проведения урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний («Мозговой штурм»).

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы («Мозговой штурм-2»).

Определение темы, цели и задач урока.

Работа в группах. Накопление информации.

Выступление групп, обобщение результатов работы.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Ход урока.

І этап. Организационный.

Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.

Цель этапа: создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.

1 СЛАЙД. Эпиграф. «Земля удивительно плодородна» Тацит.

Учитель:

Добрый день, ребята и наши гости! Я рада приветствовать вас и начать урок.

Эпиграфом к началу нашего занятия я взяла слова древнеримского историка Тацита «Земля удивительно плодородна».

Действительно, на нашей планете обитает огромное количество разнообразных организмов, в том числе и растений. Именно, растения являются производителями органического вещества на нашей планете. Именно растения находятся в самом начале любой пищевой цепи. Но и для их питания необходимы различные элементы и вещества.

II этап. Актуализация знаний («Мозговой штурм»).

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися практической ценности изучаемого материала.

2 СЛАЙД. Вещества и элементы. (Открывать по мере ответов на вопросы учащимися).

«Мозговой штурм»

Вспомните:

? На какие две группы делятся все вещества?

Учащиеся: органические и неорганические вещества, простые и сложные.

?Какие классы органических веществ вам известны?

Учащиеся: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

? Какие неорганические вещества содержатся в организме растений?

Учащиеся: вода и минеральные соли.

?Из каких элементов состоят все упомянутые вещества?

Учащиеся: углерод, водород, кислород, азот, фосфор, сера, калий, кальций, магний, железо, медь, марганец, цинк и многие другие.

?Какие химические элементы наиболее часто встречаются в растениях, т.е. относятся к макроэлементам?

Учащиеся: углерод, водород, кислород, азот, фосфор.

3 СЛАЙД. Картинка с элементами.

Учитель:

?Подумайте, каковы пути поступления этих 5 элементов в организм растений? Учащиеся: углерод с углекислым газом в процессе фотосинтеза — воздушного питания, водород и кислород с водой в ходе почвенного питания, кислород в процессе дыхания, азот, фосфор в процессе почвенного питания, в виде различных ионов.

? Какой элемент остался неоговоренным? Подсказка: этот элемент образует основной катион в клетках живых организмов.

Учащиеся: калий.

? Как калий поступает в организм растений?

Учащиеся: калий в процессе почвенного питания, в виде различных ионов.

III этап. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы («Мозговой штурм-2»).

Цель этапа: подвести учащихся к пониманию цели урока.

«Мозговой штурм-2»

Учитель:

? Как вы думаете, какие элементы могут поступать в растения в недостаточном количестве?

Учащиеся: азот, фосфор, калий.

? Почему растения могут испытывать дефицит в азоте, фосфоре и калии?

Учащиеся: растения, используя эти элементы в процессах своей жизнедеятельности, берут их из почвы, следовательно, в почве запас этих элементов истощается.

? Как мы можем помочь растениям восполнить дефицит в азоте, фосфоре и калии в почве?

Учащиеся: удобрить почву, внести удобрения, подкормить.

Учитель:

Тема сегодняшнего урока «Минеральные удобрения».

4 СЛАЙД. «Минеральные удобрения».

IV этап. Определение цели и задач урока.

Цель этапа: мотивировать учащихся на достижение поставленных целей и задач.

Учитель:

? А вы знаете, как пользоваться удобрениями?

Ответ учащихся: прочитать на упаковке……………..

5 СЛАЙД. «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» С. Бернар

Учитель:

?Как вы думает, какая основная проблема будет сегодня вами решаться на уроке? Учащиеся: подумать, как правильно пользоваться удобрениями.

Учитель:

Тогда уточним тему урока «Минеральные удобрения: инструкция по применению».

6 СЛАЙД. «Минеральные удобрения: инструкция по применению».

Учитель:

? Какова цель нашего урока?

Учащиеся пытаются сами сформулировать цель урока.

7 СЛАЙД.

Цель урока: разработать инструкцию по грамотному применению удобрений в домашних условиях.

Задачи:

рассмотреть признаки, которые помогут диагностировать нехватку питательных элементов

изучить положительные и отрицательные стороны различных по форме выпуска удобрений

выявить факторы, которые могут негативно сказаться на растениях при неправильном использовании удобрений

сформулировать правила безопасности при работе с удобрениями

Учитель:

Почему же вопрос правильного применения удобрений так актуален? Вы, наверняка, слышали, что с применением удобрений связано большое количество экологических проблем, например, неправильное применение удобрений может ухудшить круговорот питательных веществ, агрохимические свойства и плодородие почвы многие другие.

Конечно, в рамках урока мы не можем объять необъятное. Мы не можем рассмотреть все аспекты, связанные с неправильным применением удобрений. Но продумать стратегию правильного обращения с этими веществами в быту мы в состоянии. Предлагаю вам для рассмотрения интересующих нас вопросов взять комнатные растения.

Красивые яркие цветы и пёстрые листья комнатных растений приятно радуют глаз, но без правильного ухода растения не будут выглядеть так привлекательно. Правильный уход предполагает многое. Конечно, это правильный полив, определенная температура в помещении, учёт световых предпочтений растения, влажности, сквозняков, состава почвы и, конечно же, своевременное удобрение.

V этап. Работа в группах. Накопление информации.

Цель этапа: обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала.

8 СЛАЙД. Работа в группах.

Учитель:

Сейчас вам предстоит коллективная работа в группах. Выберите в своей группе того, кто будет распределять задания участникам группы и координировать вашу работу. У вас на столах лежат задания и информационные материалы к ним. У вас 15 минут на выполнение заданий. Распределите между собой работу. Ответы на задания №2 сдавайте оператору, чтобы уже начать составлять инструкцию по применению удобрений, над которой мы сегодня работаем. Советуйтесь и обсуждайте промежуточные результаты. Если у вас возникнут какие-то сложности или вопросы по заданиям — обращайтесь.

VI этап. Выступление групп, обобщение результатов работы.

Цель этапа: довести информацию о заданиях и их решениях до участников других групп, подготовить учащихся к выполнению задания №2.

Учитель:

Заслушаем отчёты групп о проделанной работе. По мере этого будем проверять ответы на главные вопросы заданий.

9, 10, 11 СЛАЙДЫ.

Отчёт группы №1.

12 СЛАЙД.

Отчёт группы №2.

13, 14 СЛАЙДЫ.

Отчёт группы №3.

15 СЛАЙД.

Учитель:

Сейчас вы прослушаете отчет группы №4. Ваша задача оценить их выступление. Вам были розданы бланки для оценивания их работы. После выступления ребят поставьте баллы в оценочный лист и сдайте оператору для подведения итога.

Отчёт группы №4.

16. Слайд. «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение».Иоганн Гёте

Учитель:

Вы ознакомились с результатами работы наших групп. Провели их взаимо- и самооценку.

В ходе работы вы получили новые сведения, которые должны были помочь вам совместно составить главный продукт нашего урока — ИНСТРУКЦИЮ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УДОБРЕНИЙ.

Давайте ознакомимся с нашим совместным детищем и внесём поправки, если это будет необходимо.

ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН ДОКУМЕНТ WORD с проектом инструкции.

Прочтите, что у нас получилось в ходе совместной работы. Всё ли мы учли? Может надо внести какие-либо коррективы?

(вносятся поправки, если в этом есть необходимость……….)

VII этап. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся на уроке.

Вы все сегодня плодотворно поработали на уроке. Ваши оценки следующие….

Группа №1 —

Группа №2 -

Группа №3 -

Группа №4 -

VIII этап. Рефлексия.

Достигли ли мы поставленной цели?

Вы узнали что-то новое и полезное на сегодняшнем уроке?

Будете ли вы применять полученные знания в жизни?

Что вам понравилось на уроке?

А что не понравилось?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст