Открытый урок Маленький принц

Конспект открытого урока

по сказке Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, прививать чувство доброты, искренности, трудолюбия, учить отличать положительные качества от отрицательных черт человека.

Оформление класса: плакат с изображением Маленького принца, рисунки учащихся к сказке, выставка лучших работ-отзывов о сказке.

Музыкальное сопровождение: песня «Маленький принц».

Ведущие: Пахомов Максим , Анисова Катя.

Действующие лица и их исполнители:

Маленький принц – Каток Илья

Роза — Кузнецова Алена

Король — Тен Влад

Фонарщик — Верейский Владислав

Деловой человек — Лопато Никита

Географ — Никитин Алексей

Лис — Червоноокая Вероника

План подготовки к уроку

Домашнее чтение сказки.

Выписать из сказки поучительные изречения, афоризмы, особенно запомнившиеся. Объяснить смысл изречения или афоризма.

Провести конкурс рисунков к сказке.

Предложить желающим написать отзыв о сказке.

Подготовить инсценировки некоторых глав сказки.

Предложить подумать над некоторыми вопросами:

Что такое притча?

Как вы понимаете призыв автора: « Дети, берегитесь баобабов!» Что несет этот аллегорический образ?

Какие художественные средства использует автор, рисуя образ делового человека? Как вы относитесь к высказыванию: «Я человек серьезный, мне мечтать некогда»?

«…Да, странный народ – эти взрослые!» Почему у принца возникает такая мысль?

Как вы понимаете слова автора: «Пустыня совсем не там, где кажется… людный город, полный суеты, — та же пустыня, если утратили силу магнитные полюсы жизни»? Эти слова имеют отношение к нашей реальной жизни?

Какие свои самые заветные и затаенные мысли выразил автор?

План проведения урока.

Презентация биографии автора.

Рассказ о планете Маленького принца .

Рассказ Маленького принца.

Разговор с Розой.

Встреча с Королем.

На планете Честолюбца.

Рассказ о планете Пьяницы.

Встреча с Деловым человеком.

Как относитесь к высказыванию.

Рассказ о планете Фонарщика.

Разговор с Географом.

Рассказ о планете Земля.

Рассказ о Змее.

Что рассказал Лис.

Слово о писателе.

Заключительное слово.

Конспект урока.

Вступительное слово учителя.

Слово о Сент-Экзюпери (Выступление учащихся).

Итак, Антуан де Сент-Экзюпери написал притчу о маленьком принце, сказку, которая несет глубокий философский смысл, призывает к раздумьям, овеяна романтикой.

— Что такое притча? Чем притча отличается от сказки?

— Какие поучительные изречения, афоризмы из этой книги

привлекли ваше внимание, запомнились?

Проверка домашнего задания.

Ведущий. С самого начала войны Экзюпери часто рисовал одну и ту же картину: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на Землю. По христианским представлениям, к каждому человеку при крещении представляется ангел-хранитель, который сопровождает нас всю жизнь: совершает хорошие поступки — он радуется, плохие – грустит. Говорит с нами голосом нашей совести.

Звучит мелодия «Маленького принца».

Ведущий. «Маленький принц» — это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную для него минуту (его самолет потерпел аварию над пустыней ) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.

Вопросы классу:

— Как выглядела планета Маленького принца?

— Какое твердое правило было у принца? О чем говорит нам его привычка?

Как приводил он в порядок свою планету?

— Как вы понимаете призыв автора: «Дети!.. берегитесь баобабов!» Что несет

этот аллегорический образ?

Ведущий: Однажды за один день Маленький принц видел заход солнца 43 раза. «Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце». Было грустно и одиноко ему до того момента, как у него появился цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: « смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». Маленький принц долго ждал того момента, когда у его цветка раскроются лепестки. «И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись».

Инсценировка 8 -9 глав.

Ведущий: «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок, и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения,- пишет автор. – Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». За этим последовало решение странствовать с перелетными птицами. В последнее утро перед путешествием принц старательней обычного прибрал свою планету.

Вопросы классу:

— Как он это делает? Для чего он это делает и для чего он отправляется в

путь?

Появляется табличка «Астероид 325».

На первом астероиде Король. Он важно восседает на троне, зевая и занимаясь « очень важными делами»…

Словарная работа: астероид, подданный,

авторитарный.

Инсценировка 10 главы.

Вопросы классу:

— Как, по-вашему, какая черта определяет характер Короля?

— Можно сказать, что и Король и Маленький принц проходят через

искушение властью?

Появляется табличка «Астероид 326».

На второй планете жил Честолюбец, который очень жаждал известности, славы.

Инсценировка 11 главы.

Появляется табличка «Астероид – 326. Планета Честолюбца».

Вопросы классу:

— Почему Маленький принц оставил и обитателя второй планеты –

Честолюбца?

— Встречаются ли сейчас такие люди? Как их можно назвать?

Словарная работа: честолюбец, почитатель,

тщеславие.

Появляется табличка «Астероид 327»

Ведущий: На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него очень недолго, но ему стало после этого очень невесело. Почему?

Рассказ об этой планете.

Появляется табличка «Астероид 328».

Ведуший: Четвертая планета принадлежала Деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

Инсценировка 13 главы.

Вопросы классу:

— Чем занят Деловой человек? О чем он мечтал?

— Почему не ответил на вопрос: «А звездам от тебя нет никакой

пользы?»

— Как относитесь к высказыванию: «Я человек серьезный, мне мечтать

некогда».

Появляется табличка «Астероид 328».

Ведущий: Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь и фонарщик.

— Какова польза от труда фонарщика?

Инсценировка 14 главы.

Появляется табличка «329».

Ведущий: Шестая планета была в 10 раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.

Инсценировка 15 главы.

— Охарактеризуйте географа, что он за ученый.

Ведущий: И Маленький принц пустился в путь, но теперь он вспомнил о покинутом им цветке — прекрасной розе. Географ посоветовал ему посетить планету Земля. И вот он на планете Земля.

Рассказ о планете Земля.

Ведущий: Попав на планету Земля, принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-нибудь другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча…

Рассказ о встрече со Змеей.

Ведущий: После встречи со Змеей Маленький принц пересек пустыню, где крохотный, невзрачный цветок показал ему на людей – караван людей, у которых нет корней…

Потом поднялся на высокую гору и, наконец, увидел сад, полный роз, похожих на его розу. И он подумал: « Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше нет ни у кого и нигде, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… Какой же я после этого принц?..» Он лег в траву и заплакал.

Вот тут и появился Лис.

Рассказ о Лисе. ( «Жизнь у меня скучная. Но если ты меня

приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Помни:

зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не

увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Вопрос классу:

— Как вы понимаете это «приручить»? К нам это относится?

— Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис принцу?

А дальше встреча со стрелочником, который говорит Маленькому принцу, что он отправляет людей в поездах, а зачем — не знает: « Люди забираются в скорые поезда, но уже они сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую… И все напрасно…»

Встречает он и торговца самоновейшими пилюлями вместо воды.

А «… я бы просто-напросто пошел к роднику…», и Маленький принц возвращается в пустыню к летчику.

— Какие же изменения произошли в Маленьком принце в ходе

странствования?

— Перед тем как улететь, Маленький принц кое-что подарил

взрослому другу. Что это за подарок?

Чтение 26 главы (« Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там

будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты

услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут

звезды, которые умеют смеяться!»

А летчик подумал в ответ: «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»

— В чем же эта разгадка?

Сомнений нет: перед ним тот, кто не оставляет

человека в страшные минуты… И читатели радуются:

есть надежда на спасение!

Вопросы классу:

— Похож ли летчик на предыдущих героев?

— Вспомните диалог летчика и Маленького принца из 7 главы.

Какой ответ дает притча Экзюпери на вопрос: « Что

важнее: найти ответы на вопросы, которые мучают принца,

или починить самолет? Почему?»

«Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть. Я был создан, чтобы быть садовником», — писал Экзюпери в письме, которое он не успел отправить.

— Как вы понимаете эти слова?

— Какие же самые заветные и затаенные мысли выразил автор в

сказке?

Записываем в тетрадь:

— Необходимо уважать и ценить человека.

— Нельзя жить без дружбы и любви.

— Людям нужны красота и доброта.

Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, живет постоянной надеждой на наше завтрашнее возрождение.

- Почему эти призывы писателя 40-х годов 20 века так важны

сегодня, в 21 веке?

Анализ отзывов о сказке «Маленький принц».

Обсуждение рисунков к сказке. Награждение

победителей.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Написать отзыв, взяв в качестве темы одно

из мудрых изречений Антуана де Сент-Экзюпери

(Например: «Дети, берегитесь баобабов!»

«Зорко одно лишь сердце. Самого

главного глазами не увидишь» .

«Глаза слепы. Искать надо сердцем».

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

и др. )