Открытый урок — конспект Оксиды

Оксиды.

Цель урока:

обобщить знание учащихся о составе оксидов;

рассмотреть классификацию, получение и свойства основных и кислотных оксидов.

Задачи:

Образовательная – продолжить формирование знаний учащихся об оксидах, их классификации, получении, свойствах основных и кислотных оксидов; научить учащихся работать с компьютерными тестами; выявить готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике при выполнении химического эксперимента;

Развивающая – развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

Воспитывающая – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Оборудование и реактивы: прибор для получения СО2, мрамор, НСl, «известковая вода», МgО, индикаторы.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Индивидуальный опрос:

а) какие вещества мы называем сложными?

б) какие вещества мы называем оксидами?

в) назовите известные вам оксиды?

г) напишите у доски оксид магния, оксид углерода (IV), оксид кремния (IV), оксид серы (VI).

д) где применяются оксид кремния, оксид углерода?

3. Объяснение с элементами закрепления и повторения изученных тем.

1) получение оксидов при сгорании простых веществ например, … + … = СО2 … + … = МgО

Ученик самостоятельно, отвечая у доски, вставляет пропущенные элементы, уравнивает и говорит о типе химической реакции;

2) получение оксидов при сгорании сложных веществ на воздухе (учитель говорит о том, что при сгорании сложных веществ на воздухе образуются оксиды каждого элемента)

например, СН4 + О2 = … + … Ученик самостоятельно продолжает реакцию и уравнивает её.

3) получение оксидов при разложении сложных веществ (учитель обращает внимание на нерастворимость и кислот, и оснований, и солей). При нагревании нерастворимые кислоты, основания, соли разлагаются на оксиды. Первую реакцию учитель записывает сам, а остальные ученики пишут самостоятельно.

нерастворимая кислота при нагревании разлагается:

t

Н2Si O3 = Н2O + SiO2

нерастворимые основания разлагаются:

t

Сu (ОН)2 = … + …

нерастворимые соли разлагаются:

t

СаСО3 = … + …

Прежде чем рассмотреть химические свойства, давайте выясним, какие оксиды соответствуют кислотам, а какие щелочам (основаниям)?

Н2СО3→ СО2;

кислоты кислотные оксиды

Са(ОН)2 → СаО

основания основные оксиды

Следовательно, кислотные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют кислоты.

Основные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют основания.

Основные оксиды взаимодействуют с кислотами (противоположности притягиваются), а кислотные – сo щелочами. Но есть оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами и поэтому не образуют солей. Их так и называют несолеобразующие или безразличные. Следовательно, классификация оксидов может быть отражена схемой (см. таблицу 1).

Оксиды

Оксиды

Солеобразующие

)

Солеобразующие

)

Несолеобразующие

(CO, NO, N2O, SiO)

Несолеобразующие

(CO, NO, N2O, SiO)

Амфотерные

(ZnO, Al2O3)

Амфотерные

(ZnO, Al2O3)

Кислотные

(N2O5, CrO3)

Кислотные

(N2O5, CrO3)

Основные

(K2O, CaO)

Основные

(K2O, CaO)

4. Химические свойства (таблица 2)

Химические свойства

Основных оксидов

Кислотных оксидов

1. Взаимодействуют с образованием соли и воды (учитель демонстрирует опыты у доски)

с кислотами:

МgО + 2НСI = МgСI2 + Н2О МgО + 2Н+ + 2СI= Мg+ + 2С1 + Н2О

МgО + 2Н+ = Мg2+ + Н2О

со щелочами:

Са(ОH)2+СО2=СаСО3+H2О

Ca2++2OH+ СО2= СаСО3↓+H2О

2. Взаимодействуют с водой, если образуется растворимый гидроксид,

а именно:

растворимое основание:

Na2О +H2O = 2NаOH

SrO + H2O = Sr(OH)2

но СuО + H2О не образует Cu(ОН)2

растворимая кислота:

Р2О5+3Н2О = 2Н3РО4

SO3 + H2O = H2SO4

SiO2 + H2O ≠ H2SiO3

3. Взаимодействуют друг с другом, образуя соли:

N2O5+ BaO = Ba(NO3)2

SiO2 + CaO = CaSiO3

5. Закрепление изученного материала.

а) как классифицируются оксиды?

б) какие оксиды мы называем несолеобразующими?

в) какие оксиды мы называем солеобразующими?

г) назовите способы получения оксидов?

д) проклассифицируйте предложенные оксиды:

N2O, К2O, СО2

− какой из предложенных оксидов реагирует с НNО3, а какой с NаОН? Напишите осуществимые реакции.

е) работа с карточками (при выполнении задания учащиеся проставляют знаки «+» или «-» по предложенным вопросам)

Вариант 1

Формулы оксидов

Кислотный

оксид

Оксид, который реагирует с водой

Оксид, который реагирует с основаниями

1

N2O

2

N2O5

+

+

+

3

CO2

+

+

+

4

CO

Вариант 2

Формулы оксидов

Основной

оксид

Оксид, который реагирует с водой

Оксид, который реагирует с кислотами

1

CaO

+

+

+

2

SO3

+

3

SiO

4

Na2O

+

+

+

Оцени работу по каждому варианту:

5 баллов – 11 – 12 правильных ответов,

4 балла – 8 – 10 правильных ответов,

3 балла – 6 – 7 правильных ответов.

Домашнее задание: § 45, 45.1, 45.2.