Открытый урок Картинки с выставки

МОУ СОШ №22 п. Дубовая Роща

Раменского района Московской области

ТЕМА УРОКА

«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ, МУЗЫКАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ

Володько Ирина Александровна

Подготовила и провела:

Володько Ирина Александровна,

Учитель музыки

Автор: Володько Ирина Александровна

Место работы: МОУ СОШ №22

Регион: Московская область.

Характеристика урока

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учащийся

Класс: 2 класс

Предмет: Музыка

Цель урока: Развитие музыкального воображения через художественный образ.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 2 класса, авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С – М.: изд-во «Просвящение», 2011г.

Технологии: Развивающие, разноуровневые.

Подготовка к уроку: Что подготовил учитель, что подготовили дети.

Контрольные формы:

Технические средства: Мультимедийная техника, фортепиано, компьютер.

Краткое описание: Урок посвящен знакомству с фортепьянным циклом «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Дети должны понять, что каждый творец по своему отражает увиденное, вносит свой элемент творчества и выдумки, как это сделал великий русский композитор М.П. Мусоргский, посетивший выставку своего друга В. Гартмана.

Виды учебной деятельности:

Опрос учащихся

Ответы на вопросы

Обсуждения

Визуальная деятельность

Практическая деятельность

Слуховой и зрительный анализ

Рефлексия на всех этапах урока

Гимнастика 1,5 минуты.

Цель: Познакомить учащихся с пьесами «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота», из фортепианного цикла.

Задачи:

Обучающие: в процессе проведения блиц-опроса выявить степень усвоения материала по пройденным темам, дать определение термина «сюита», обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить и слышать музыку.

Развивающие: умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1

Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые гости урока! Сегодня у нас урок-путешествие по выставке картин, но не художественных, а музыкальных. А написаны музыкальные картины на основе художественных картин.

Вы видели на уроках изобразительного искусства картины художников.

Посмотрите на экран, какие их этих картин вы можете назвать?

СЛАЙД 2

Видите, как много картин Вы знаете!

Ребята, как вы думаете, что нужно художнику для того, чтобы создать художественный образ?

СЛАЙД 3

Как у художника есть кисть и палитра красок, так у композитора есть звуковая палитра музыкальных красок: мелодия, ноты, инструмент и слух.

Давайте повторим, какие средства музыкальной выразительности Вы знаете?

СЛАЙД 4

Тема нашего урока сегодня — «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского.

СЛАЙД 5

(Запись темы в тетрадь).

Ребята сегодня ваши товарищи подготовили интересные доклады о двух знаменитых людях.

Модест Петрович Мусоргский написал «Картинки с выставки» под впечатлением выставки работ художника Гартмана.

СЛАЙД 6

Ребята, «Картинки с выставки» — это сюита. Некоторым ученикам заранее было дано задание — подготовить, что же такое сюита, понятие — сюита.

СЛАЙД 7

(Запись в тетрадь)

Действительно, «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес:

СЛАЙД 8

1. Прогулка;

2. Лиможский рынок;

3. Два еврея – богатый и бедный;

4. Избушка на курьих ножках;

5. Балет невылупившихся птенцов;

6. Богатырские ворота;

7. Гном;

8. Катакомбы;

9. Тюильрийский сад;

10. Быдло.

Сегодня мы остановимся на 3-х произведениях:

I «Избушка на курьих ножках»

СЛАЙД 9

(Запись в тетрадь)

Это произведение написано под впечатлением картины Гартмана «Часы на курьих ножках». Посмотрите на картину.

Что Вы видите?

Как вам кажется, какой характер этой картины?

Совершенно верно.

А сейчас мы с Вами познакомимся с хозяйкой этого домика. После звучания пьесы ответьте на вопрос. Кто это? Какие средства музыкальной выразительности использовал Мусоргский для музыкальной характеристики этого образа?

Слушание

СЛАЙД 10

В данной пьесе мы найдем сочетание 2-х типов интонации: зловещих, мистических, пугающих красок с одной стороны и светлых и бодрых с другой. Противопоставил идее разрушения — идею победы добрых начал.

Ребята, может кто-то сказать, какой образ Бабы Яги по народным поверьям?

Скажите, похожи ли музыкальная пьеса и рисунок по характеру?

Итог: Композитор имеет право на создание своего музыкального образа, а не иллюстрировать художественное произведение. Художественный образ дает направление «полету» образа.

II «Балет невылупившихся птенцов»

Запись в тетрадь.

Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы.

СЛАЙД 11

Опишите картину, что Вы здесь видите?

А теперь, послушаем музыкальное произведение

«Балет невылупившихся птенцов» и подумаем над ответом на вопрос.

Какой характер музыки, и какими средствами музыкальной выразительности композитор сумел изобразить

птенцов?

Слушание

Ребята, посмотрите, сколько детской непосредственности, шаловливости, легкости и грациозности в этом произведении.

СЛАЙД 12

Как Вам кажется, отображает музыка М.П. Мусоргского художественный образ Гартмана?

Итог: У художника эскизы костюмов «Деток канареек» — смешные, неуклюжие, маленькие птенчики. А у композитора — танец-шутка.

III Богатырские ворота

Завершают сюиту.

СЛАЙД 13

Запись в тетрадь

У Гартмана – это эскиз городских ворот в Киеве.

Какие ассоциации у Вас возникают при просмотре этой картины?

Слушаем и думаем над ответом на вопрос?

Какой характер у этой музыки?

СЛАЙД 14

Совпал ли ваш образ с музыкальным образом, представленным Модестом Петровичем Мусоргским?

Тема «Богатырских ворот», служит позывными радиостанции «Голос России».

Итог: «Картинки с выставки» одно из самых популярных произведений. Пианисты всего мира включают его в свой репертуар. Моррис Равель, французский композитор, сделал переложение для симфонического оркестра.

А теперь, мы с Вами проследим обратную связь, как музыкальный образ, может повлиять на создание художественного образа. Музыкальные образы М.П. Мусоргского не оставили равнодушными сценаристов и режиссеров. Инесса Ковалевская в 1984 г. создала мультфильм на тему «Картинки с выставки».

(Мультипликационный фильм видео, отдельный слайд.)

Сейчас мы с Вами посмотрим мультфильм «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов», вы постарайтесь ответить на вопрос.

Совпадает ли музыкальный и художественно-сценический образ этих произведений?

Ребята, а к какому жанру относится музыкальное произведение «Картинки с выставки»?

Какие жанры Вы еще знаете?

К какому жанру относится песня?

Работа над песней

Песня – это соединение слова, звука, интонации и ритма.

С помощью ассоциативного мышления перевоплотимся в образ щенка.

СЛАЙД 15

Исполнение песни «Щенок»

Ну вот мы и вернулись с вами из путешествия в наш класс.

СЛАЙД 16

Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Домашнее задание:

1. Нарисовать понравившийся образ;

2. Придумать дразнилки про Бабу-ягу

Молодцы ребята. Всем спасибо.

Шишкин «Рожь» и Левитан «Золотая осень», Саврасов «Грачи прилетели», В. Серов «Девочка с персиками».

Кисточки, краски, мелки, фломастеры, карандаши, холст.

К средствам музыкальной выразительности относятся: лад, темп, регистр, тембр, динамика, штрихи, размер, ритм.

(Доклад): Модест Петрович Мусоргский – русский композитор XIX века (1839-1881). Он родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором. 

Дети (доклад): Гартман вошел в историю искусств XIX в. как один из основоположников «Русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. После смерти Гартмана, его друзья организовали выставку работ. После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении 3 недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах. Пьесы объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Сюита это последовательность самостоятельных пьес, объединенных единым замыслом музыкальным и художественным.

Красивый, яркий, сказочный игрушечный, пряничный домик, аппетитная избушка.

Светлый, добрый, солнечный

Нам кажется, что это Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом, Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. Затем, музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности. Мне показалось, она свистнула, выскочила из избушки, понеслась в ступе, погоняя помелом.

Баба-Яга — это объединение всего жестокого, разрушительного, мешающего осуществлению добрых дел.

Нет. Потому что показаны два разных образа (добро и зло).

Птенчики маленькие, смешные, нелепые, неказистые, беспомощные.

Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм. Слушая эту пьесу, хочется улыбнуться.

Да, оба образа светлые, шутливые, игривые, смешные.

Мощные стены, купола, как у богатырей шлемы.

Характер: торжественный, величественный, символизирует могущество родной природы, русского народа и богатырей. Заканчивается произведение радостно, празднично, мощным звучанием колоколов.

Да, совпал.

Да, совпадает. Художественный образ подчеркивает характер музыкальных интонаций.

К жанру инструментальной музыки

Вокальный, театрально-сценический.

Вокальному.

Познакомились с новой музыкальной формой – сюита

Узнали о творчестве Гартмана

и Мусоргского.

Научились сравнивать музыкальные и художественные образы, давать им музыкальную характеристику. Научились работать в группах — без этого невозможно любое путешествие.