Открытый урок Искусство быть другим

Открытый урок в 7 Б классе

«Искусство быть другим»

Учитель Устинова В.П.

Урок на тему «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ»

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям.

Оформление: таблички с эпиграфом и толкования слов: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…

Ф. И. Тютчев.

Сострадание — жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. (С. Ожегов. Словарь русского языка).

Сочувствие — отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С.Ожегов. Словарь русского языка).

Эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Альтруист — человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность — эгоист.

Советы Д. Карнеги:

Высказывайте свое одобрение людям.

Улыбайтесь!

Придерживайтесь дружелюбного тона.

Помните, что имя человека — самый сладостный для него звук

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала «Искусство быть другим». Почему так, вы узнаете немного позднее.

А сейчас обратимся к анкетам. Вам, ребята, был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения – это умение общаться с людьми, а дар общения — это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимы, вы исходили из того, что язык — главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но… Сначала послушайте два отрывка. (Отрывок из романа J1. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, ч. 1, гл. XVII) читает наизусть учитель; отрывок из повести В. Железникова «Чучело» (гл. 5) пересказывает близко к тексту ученица).

О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?

Вы видите, что дар общения — это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце — чуткость восприятий состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом эмпатия.

Вот об эмпатии мы поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научится сочувствию.

А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начало текст- задача про карлика.

Гномик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (Ребята выдвигают свои версии.)

Карлик мал ростом и мог дотянутся только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот — ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.

Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения. Тема вам была дана — «Самый несчастный день». Шесть человек считают самым несчастным днем, когда они получили «2″; 8 — когда испытали чувство страха или боль (Болезнь, несчастный случай, травма); 3 человека несчастливы, когда их лишают каких-то удовольствий (Прогулки, велосипеда, рыбалки). И только 9 человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (Гибель любимого животного, смерть деда, болезнь отца, внезапный отъезд друга…). Я могу сказать определенно, что эти 9 человек способны на высокое чувство — сострадание.

У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него. (Учитель читает стихотворение со слов «Но не хочу, о други, умирать!» и до конца.)

Вдумайтесь: у Пушкина жить — это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучится, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло — и он страдает. Страдание — просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, — лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, да же отдавать свою жизнь- и все это во имя жизни!)

- Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила

правило 1-е: научить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения, как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение «Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота».

и еще одно упражнение — игра-этюд «Чужая роль»: 1) Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу;

2) Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.

Правило 2-е: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

Один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него влюбиться, да, влюбиться и стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу какой способ предлагает Вл. Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом.)

«Давайте говорить друг другу комплементы», — сказал Булат Окуджава.

- Попробуем провести аукцион «Кто больше знает формул благодарности? извинения?».

Ну, а теперь способ предложенный Вл. Леви: попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите в серьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания — более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела

Домашнее задание: «Альтруист на день»- сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким образом.

У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых — «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и откровенности. Прочитайте её, если до сих пор не читали. И подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «Зорко одно лишь сердце». Запомните, пожалуйста, это.

А сейчас — ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок. Вот письмо:

«Мы учимся в 7 классе. Класс шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. Т.е. не все, но большинство наших мальчишек. И если на уроках русского языка, географии, математике у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского у нас настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна старается отдать нам свои знания, пытается сделать интересными свои уроки. Но, к сожалению, у нее больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые. Другим классам Нина Николаевна рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала.

Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки английского языка — не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их «геройства» . Мы говорили ребятам:» Разве это героизм обижать слабого? Это подлость!» А они лишь головы отворачивают или передразнивают говорящего. Немногие понимают, что наша учительница — человек сильной воли. Другая на ее месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по-прежнему учит нас, по-прежнему вкладывает в свое дело всю душу. А безобразия повторяются тоже по-прежнему. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?»

Напишите дома свой ответ авторам письма.

В заключении учитель произносит еще несколько слов, завершая тему урока.

- JI. Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие».

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать, —

- так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.