Открытый урок 9 класс по теме Соединения алюминия

Открытый урок по химии 9 класс по теме: «Соединения алюминия»

(в рамках педсовета по теме: «Здоровьесберегающие технологии при обучении»)

Цель: Создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении темы. Организовать деятельность учащихся на усвоение знаний характеризующих химические свойства соединений алюминия. Биогенная роль алюминия.

Воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Тип урок: изучение нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, виртуальная лаборатория, образцы алюминевой посуды, коллекция «Алюминий»

Методы: словесно-наглядно-практические, объяснения с элементами беседы.

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации

Деятельности учащихся

Методы обучения и

Приемы

обучения

Средства обучения

Время

Организаци-

онный

Психологи-

ческий наст-

рой учащихся

на урок

фронтальная

словесный

1 мин

Актуализа-ция

Организовать

повторение

основных понятий, которые потребуются на уроке

Фронтальная,

Индивиду-альная

Частично поисковый

Листы с задани-ями

7 мин

физпауза

1 мин

Целеполага-ние

Постановка цели урока и доведения ее до сознания учащегося

фронтальная

Словесно-наглядная

доска

1 мин

Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Фронтальная

Индивидуа-

льная, групповая

Словесно-наглядная,

Практичес-кая

Тетрадь, виртуаль-ная лаборато-рия, информа-

ция по Al

25 мин

физпауза

2 мин

Само-контроль

Выявление ка-

чества знаний установление причин недостатков

Индивидуа-

льная, групповая

Словесно-наглядная,

Практичес-кая

Карточки с заданием

4 мин

Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний выявление недостатков.

Фронтальная

Словесно-наглядная,

Поощрения лучших учеников

Оцено-чный лист

3 мин

Д/з

Обеспечение понимания цели, содержания

Фронтальная

Словесно-наглядная

Учебник, доска

1 мин

Ход урока:

_ Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Дежурные кого нет в классе?

Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам даны листы для самоанализа учебной деятельности. Заполняем их знаю, забыл, не знаю.

В какой группе ПСХЭ находится химический элемент алюминий?

Сколько электронов при образовании соединений может отдавать алюминий?

На каких физических и химических свойствах основано применение в технике алюминия и его сплавов?

История открытия алюминия.

Почему в народном хозяйстве чаще чем другие металлы используют алюминий как проводник электрического т ока?

Химические свойства алюминия.

Вступает ли алюминий в реакцию с водой при н.у.?

Выполните задание на соответствие и ответы запишите в таблицу.

физпауза

2. изучение нового материала:

Тема сегодняшнего изучения соединения алюминия.

Одним из важных природных соединений алюминия является оксид алюминия, в природе он входит в состав глины, твердого минерала корунда, который в зависимости от примесей образует драгоценные камни: рубин, сапфир, аметист и др. применяется не только в ювелирной промышленности, а также в производстве лазеров, механических часов.

Исходя из положения В ПСХЭ алюминия что можно сказать о характере его оксида? (амфотерный )

Что такое амфотерность? (свойства оксидов проявлять как кислотные так и основные свойства)

Давайте проведем виртуальную лабораторную работу по изучению свойств оксида алюминия. К компьютеру приглашается _______________________

Помогает _____________________ все внимательно смотрим на экран уравнения реакции комментирует _____________________

Физпауза гимнастика для глаз

Аналогичные свойства проявляются у гидроксида алюминия. В природе Al втречается в виде содей хлоридов, сульфидов, фосфотов.

Какую же биологическую роль имеет алюминий для организма человека, к этому вопросу индивидуальное задание получила _______________________

(Содержание алюминия в организме человека (масса 70 кг) составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях, но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. В растительных организмах его содержание выше, чем в животных.

Биологическая роль алюминия следующая:

- принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей.

- участвует в процессе регенерации костной ткани.

- оказывает активизирующее и ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов (в зависимости от концентрации в организме)

- Участвует в обмене фосфора.

Однако повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При избытке алюминия нарушается минеральный обмен.

Поскольку алюминий обладает нейротоксическим действием, то при избытке нарушается двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, нарушение психомоторных реакций у детей, урологические расстройства, заболевания печени и почек.

Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). )

Учитель: Но эти биологические исследования получили много критики и нет точных данных о связи одного с другим.

Мы живем в мире соединений алюминия и ежедневно их поглощаем.

Алюминий в небольших количествах необходим для организма, и особенно для костной ткани, в случае же избытка этот металл может представляет опасность. В сутки допустимая концентрация поступления алюминия в организм человека 50 мг. Пищевые источники алюминия поступает при варке в алюминиевой посуде, питьевая вода также является источником поступления алюминия, т.к. в водопроводную воду при очистке добавляют сульфат алюминия.

На доске написать уравнение реакции:

Алюминий содержится в чае, моркови, плавленых сырах, некоторые принимают лекарственные препараты содержащие гидроксид алюминия (альмагель, ренни, гастал) эти препараты служат для снижения кислотности желудочного сока при гастритах и язвенной болезни желудка.

Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3H2O

Все антиспиранты в своем составе содержат ту или иную соль алюминия, бумажные полотенца, а также продукты контактирующие с алюминиевой фольгой, запыленный воздух.

Я вам уже сказала, что алюминий поступает в организм при использовании алюминиевой посуды. Группе учащихся было дано задание найти в интернете информацию.__________________________________________

( В быту часто используют алюминиевую посуду, которая делится на легкую, среднею, тяжелую в зависимости от толщены дна. Изготавливается из чистого алюминия или дюралюминия ( сплав с Mg). При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, постепенно в организм поступает немалое количество Al. Поэтому надо ограничивать использование алюминиевой посуды. В такой посуде нельзя хранить кислые и соленые продукты, блюда из картофеля, т.к. воздействие кислот и щелочей разрушает оксидную пленку алюминия и металл проникает в пищу. Не следует варить а алюминиевой посуде неочищенный картофель, от этого посуда темнеет.

При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющими средствами не содержащих абразивных частиц, например, водой с мылом.

Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.)

На демонстрационном столе: алюминиевая кастрюля, квашенная капуста, молоко, лапша, гречневая крупа. Какие продукты можно хранить или варить в этой посуде?

физпауза

Для подведения итогов урок предлагаю решить задачу:

Для чистки алюминиевой посуды надо использовать нейтральные моющие смеси. Алюминий активный металл, он легко реагируют с кислотами и щелочами с выделением водорода. Например, уксусная кислота превращает металлический алюминий в соль ацетат алюминия: 1 вариант. А гидроксид натрия в водном растворе взаимодействует с алюминием с алюминием с образованием комплексного соединения: 2 вариант

Рассчитайте объем (при н.у.) водорода, который выделиться при взаимодействии 10 г алюминия: 1 вариант с уксусной кислотой; 2 вариант с гидроксидом натрия.

Ответ – 12,45 л

Сдайте листы самооценки и решение задачи на следующем уроке будут выставлены оценки всем, отмечаю хорошую подготовку к уроку_________________________________________________________ и работу на уроке___________________________________________________

Д/з § 13 упр. 4-6

Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.

1

Al + O2

А

AlCl3 +H2

2

Al + H2 O→

Б

AlCl3

3

Al + Cl2

В

AlCl3 +H2O

4

Al + HCl→

Г

AlCl3 +Hg

5

Al + NaOH →

Д

AlCl3 +HgCl2

6

Al +HgCl2

Е

NaAlO2 + H2

7

Al + Fe2 O4

Ж

Al(OH)3 +H2

З

Al(OH)3 +Na

И

Al2O3 + Fe

К

Al2O3

______________________________________________________________-

Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.

1

Al + S →

А

Al2O3 + Fe

2

Al + Fe2 O3

Б

Al2S3

3

Al + HBr→

В

AlCl3 +H2O

4

Al + KOH →

Г

AlCl3 +Hg

5

Al + H2 O→

Д

AlCl3 +HgCl2

Е

KAlO2 + H2

Ж

AlBr3 +H2

З

Al(OH)3 + H2