Открытое занятие Овощи нашего огорода

Уруссинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

Открытое занятие

на тему:

«Овощи нашего огорода»

( В группе детей с глубокой умственной отсталостью)

Воспитатель:

КАШАПОВА Л.Р.

Пояснительная записка

В классе «Особый ребёнок» обучаются 4 детей с глубокой умственной отсталостью: 3 мальчика и 1 девочка, все мальчики с диагнозом синдромом Дауна. С глубокой умственной отсталостью наблюдается резко выраженные нарушения физического и психического развития. Выявлены грубые структурные и функциональные изменения в центральной нервной системе, и поэтому наши дети развиваются значительно медленнее, чем его здоровый сверстник (и предлагаемый материал он осваивает только после долгих, кропотливых занятий).

Наша работа, прежде всего, строится на внимательном изучение детей: Сергей и Глеб практически без речи, Марат произносит отдельные слова, у Ильсияр обиходный словарь крайне ограничен. У всех нарушена мелкая моторика, особенно мелких движений.

В основу обучения и воспитания этих детей положен принцип социальной направленности. Прежде всего, нам необходимо сформировать навыки поведения, общения, речи, т.е. должны научить жить среди людей поэтому крайне важно закладывать правила нормы их поведения в различных ситуациях, необходимо формирование коммуникативной речи, бытовых умений, простейших трудовых и хозяйственных навыков, тогда как чтение, письмо, счёт – это лишь минимально необходимый культурный пласт, который будет обслуживать и заполнять круг социальных умений.

ЦЕЛЬ:

— Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, закрепить

навыки об овощах; обогатить словарный запас.

— Развивать познавательные интересы, логическое мышление, память,

внимание, разговорную речь, мелкую моторику пальцев.

— Воспитывать усидчивость, культуру поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Дидактическая игра «Мир природы», «Парочки».

Наглядный материал для мини инсценировки, муляжи овощей, трафарет овощей, картинный и иллюстрационный материал по теме овощи.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

3. Вступительное слово воспитателя

4. Мини инсценировка «Спор овощей»

5. Физкультминутка

6. Дидактическая игра «Мир природы»

7. Зарисовка и раскрашивание овощей

8. Дидактическая игра «Парочки»

9. Закрепление знаний

10. Итоги занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята сели все прямо, ноги вместе, руки на парту.

Добрый день ребята, уважаемые гости.

Тема сегодняшнего занятия «Овощи нашего огорода».

Ребята скажите, пожалуйста, какое время года, какое число, месяц, а время суток? Спасибо, молодцы.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений «Прогулочная»

Вступительное слово воспитатателя

- Сегодня ребята мы поговорим с вами об овощах, которые растут у нас в огороде.

ОГОРОД

Что за чудо – огород:

Огурцы, бобы, горох!

За бобами, огурцами

Мы ухаживали сами.

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето всё она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно, белой,

Говорит – ПОСТОРОНИСЬ!

На высоких теплых грядках

Огурцы играют в прятки:

- Нас теперь никто не тронет –

Мы укрылись неспроста

Под шершавою ладонью

Огуречного листа!

Есть теперь у нас сноровка,

Как выращивать морковку,

Как гороху помогать

Вверх по прутикам влезать.

Мы на следующий год

Вновь посадим огород.

Ребята скажите, пожалуйста, какие овощи вы знаете, перечислите их. А какие овощи растут у вас в огороде? А вы помогаете убирать урожай своим родителям? (Ответы детей) Какие же вы молодцы, сколько всего вы знаете.

Теперь подскажите мне, я вам зачитаю стишок, а вы постарайтесь подобрать правильный ответ на картинках. (Подсказка из картинного материала вывешено на доске)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…(Помидора)

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

Пики зелёные выставил … (Лук)

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

— Вылезай на свет … (Морковка)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы

Молодые … (Огурцы)

Ребята как вы думаете — картошка, морковка, лук, свекла, капуста одним словом овощи полезны для организма человека? А много ли в них витаминов? (Ответы детей) Правильно ребята овощи очень полезны для организма человека и в каждом польза есть и вкус и много витаминов. Для того чтобы убедится все ли овощи важны и полезны, предлагаю посмотреть мини инсценировку

«Спор овощей».

Мини инсценировка «Спор овощей»

Баба: Урожай у нас хороший, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Огурцы зелёные, красный помидор,

Затевают длинный и весёлый спор.

Кто из овощей, и вкусен и нужен.

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Картошка: Я, Картошка, так скромна – слово не сказала…

Но картошка так нужна

Для больших и малых!

Свекла: Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща, и для винегрета.

Кушай сам и угощайся –

Лучше свеклы нету!

Капуста: Ты уж свекла, помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные, пироги капустные!

Зайчики плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.

Морковь: Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок, и грызи морковку –

Будешь ты тогда дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор: Не болтай морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж, конечно сок томатный.

Баба: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить, все без исключенья,

В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь.

Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее!

(Все роли озвучивания и демонстрация движений овощей исполняет воспитатель, меняя тон и интонации.)

Физкультминутка

Мы читали и играли и немножечко устали.

Физминутку проведем и все вместе отдохнем.

Руки в стороны возьмите и на пояс опустите.

Шаг на месте – раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру: все присядем, скажем «у».

Быстро встанем, скажем «а!»

Нам пора уж за дела.

Дидактическая игра «Мир природы»

- А сейчас ребята с вами проведём игру, которая называется «Мир природы». Для этой игры мы поделимся с вами на две команды. В одной команде будут участвовать Марат и Ильсияр, а в другой Сергей и Глеб. Задание для Марата и Ильсияр вывешено на доске. Вам нужно прочитать название любого одного из овоща показанной мною и найти к нему соответствующую карточку с правильным ответом. А для вас мальчики (Сергей, Глеб) задание перед вами на столе, вам нужно вставить соответствующую карточку по форме и контуру изображений овощей. Итак, приступаем к заданиям, а я проверю, кто правильно справился с этим.

Молодцы, ребята вы все справились с заданиями.

Зарисовка и раскрашивание овощей

- Ребята, а вы любите рисовать, раскрашивать? (Ответы детей) Следующее

задание нашего занятия, вам покажется знакомым. Потому — что вы в свободное время от уроков любите раскрашивать и рисовать карандашами. И сейчас вы сможете это сделать. Каждому из вас нужно взять и перевести любой понравившейся вам овощ, через готовый трафарет. Затем закрасить его соответствующим цветом и сказать, как он называется.

Дидактическая игра «Парочки»

- Мы сегодня много говорим об овощах, их пользы и витаминов. Мне хотелось бы услышать, а можете ли вы отличить овощи от фруктов? Вот сейчас мы и узнаем. Я предлагаю вам игру «Парочки», где вы должны отобрать овощи от фруктов и найти им правильную пару.

Закрепления знаний

- Сегодня ребята у нас было занятие по теме: «Овощи нашего огорода». Вы узнали много интересного и разного об овощах.

Ильсияр скажи, пожалуйста, какие овощи ты сегодня запомнила на занятие?

Ответ: Я запомнила огурцы, свекла, кабачки, морковь, редиска.

А какие ты знала овощи?

Ответ: Картошка, помидор, капуста, тыква.

Сергей скажи, пожалуйста, много ли витаминов в овощах?

Ответ: Да.

Марат, а какие ты любишь кушать и собирать овощи у себя в огороде?

Ответ: Я люблю собирать огурцы, помидоры и картошку, а люблю, есть морковку.

Ребята, а вы помогаете своим родителям убирать урожай?

Ответ: Да, помогаем.

А какие овощи собираете в огороде?

Ответ: Мы помогаем убирать картошку, свеклу, помидоры, тыкву, лук, капусту.

- Молодцы, ребята я смотрю, вы запомнили о том, что мы говорили и примените свои знания в дальнейшем.

Итоги занятия

- Мне очень понравилось, как работали Ильсияр и Марат, смело отвечали на заданные вопросы. Молодцом сегодня был Соловьёв Сергей, он старался правильно повторять слова, проговоренные мною и делать порученные задания. Глеб также выполнял задания правильно и аккуратно, несмотря на то, что он в группе новенький. Спасибо за внимание.