Открытое занятие ИЗО Цветоведение Контрастные пары

Министерство образования Московской области

Управление образования Люберецкого муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Томилинский Дом детского творчества

План-конспект занятия по теме «Введение в колористику , контрастные пары, пара жёлтый-фиолетовый«Лоза винограда»»

Разработала:

Арнаутова Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ

вторая категория

Возраст детей: 6-8 лет

Продолжительность занятия: 45 мин. Работа рассчитана на 3 занятия.

Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «Колористика и цветовендение», способствующим осознанному выбору колористического решения для изображения картины, возможности свободно смешивать краски, пользоваться различными контрастными парами цветов.

Развитие у детей навыка свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для изображения.

Заинтересовать учащихся деятельностью студии

Задачи:

- обучающие:

дать первоначальные знания по колористике;

дать первоначальные знания по заливке фона;

дать первоначальные знания по растяжке фона;

дать знания по размывке границ фона;

дать знания по смешению цветов на палитре;

дать знания по дополнительным приёмам в изображении (в частности – процарапывание как элемент украшения);

дать знания по работе с контрастными парами цветов;

дать знания по работе инструментами и материалами: кисти, палитра, гуашь;

дать знания по изображению лозы винограда;

- развивающие:

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через изображение элементов природы;

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с различными цветами в колористике;

развитие аналитических способностей обучающихся;

развитее логического мышления путем постановки проблемы;

развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.

- воспитательные:

воспитание духовно-нравтсвенных качеств личности через искусство изображения;

формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.

Оборудование

Телевизор, компьютер, интернет.

Материалы и инструменты для работы:

Методические пособия для развешивания на доске

Доска, цветной мел

Бумага для акварели А3

Гуашь

Палитра

Щетинные плоские кисти

Круглые кисти разных номеров

Салфетки флизелиновые, тряпочки для промокания кисточек

Вода

Тип занятия: занятие в форме урока с использованием компьютерных технологий, проблемного обучения, игровых технологий, индивидуальной деятельности, а так же здоровье сберегающей технологии.

Ход занятия

Ознакомление детей с возможностями приёмов, изобретённых импрессионистами и постимпрессионистами, для живого и эмоционального изображения веток растений. Небольшой рассказ об импрессионистах. Изложение адаптировано к возрастной группе детей.

Просмотр изображений иллюстраций импрессионистов, и постимпрессионистов при помощи телевизора, компьютера, интернета.

Педагог включает компьютерные и здоровье сберегающие технологии в работу.

Телевизор по высоте установки адаптирован к возрасту и росту детей, стулья адаптированы к возрасту и росту детей.

Непосредственно работа над изображением.

В ходе работы демонстрация того, или иного материала, инструмента, приёма изображения.

Краткий план занятия:

Педагог включает здоровье сберегающие технологии в работу.

Подготовка к работе. На мольберте липкими подушечками прикреплены подготовленные заранее листы бумаги для акварели А3. На табуреточке разложены материалы и инструменты: вода, гуашь, палитра, кисти, тряпочка.

Мольберты и стулья адаптированы к возрасту и росту детей.

На доске и около доски прикреплены материалы и пособия для работы – удачные работы на данную тему, картинки с ветками винограда.

Доска по высоте адаптирована к возрасту и росту детей. Освещение хорошее.

Педагог объясняет правила работы с гуашью, правила нанесения на лист бумаги мазков кистью, правила смешения гуаши на палитре, правила отмывания и просушивания кистей.

Педагог читает детям технику безопасности работы с гуашью и кистями.

Педагог рассказывает про контрастные пары, показывает наглядные пособия, играет с детьми в загадки по цветоведению. Педагог включает игровые технологии в работу (загадки про контрастные пары цветов).

Педагог объясняет, что такое заливка, растяжка, размывка, показывая на примерах (рисует сам). Создаются смеси и оттенки в тёплой гамме жёлтого и оранжевого цветов с использованием белил. Используются гуашь, палитра, тряпочка. Используемые краски: жёлтая, красная, белая.

Сначала дети рисуют самой большой круглой, или плоской, кистью фон для работы. Заливку с растяжкой и размывкой границ цвета.

Следующий этап. Педагог показывает сначала на доске, потом на показательном рисунке, как рисуются ветки винограда. При этом, педагог смешивает нужные краски, рассказывая детям, как и для чего это делать. И показывает, как правильно пользоваться кистью, краской, водой и тряпочкой. На каждой ветке обратной стороной кисточки процарапывается рисунок коры. Дети повторяют за педагогом этот этап, и рисуют ветки винограда с процарапкой. Используемые краски: английская красная, фиолетовый.

Следующий этап. Педагог показывает на доске, а потом на показательной работе, как рисовать листья винограда с процарапкой прожилок. Педагог рассказывает и показывает, какие краски и как нужно смешать для того, чтобы появился нужный цвет. Дети рисуют листья винограда.

Следующий этап. Педагог показывает на доске, а потом на показательной работе, как рисовать грозди винограда с процарапкой ягод. Этот этап самый сложный, так как дети рисуют не плоскостное изображение ягод винограда, а объёмное.

Педагог включает игровые и проблемные технологии в работу:

1. Детям даётся задание создать из 3 красок 4 вида цвета.

2. Детям предлагается поиграть в игру «заполни пустые места».

Дети самостоятельно рисуют несколько гроздей винограда.

Изображение грозди винограда делится на 4 этапа: 1 этап, это формирование нижнего слоя шариков-ягод тёмно-фиолетового цвета. 2 этап, это заполнение пустот между шариками. Смешивается 3 краски – фиолетовая, краплак и белая, но так, чтобы цвет шариков-ягод был достаточно тёмным, цвета свёклы. 3 этап, это заполнение пустот между очередными шариками – второго слоя. Смешиваются фиолетовая и белая краски до получения нежного сиреневого цвета. 4 этап, это заполнение пустот между шариками-ягодами 3 слоя. Смешиваются фиолетовая, красная и белая краски с преимуществом белой, для получение светлого розовато-свекольного цвета. В итоге у нас получается достаточно объёмная гроздь винограда, в которой сочетается 4 оттенка ягод. Детям такое «волшебство» очень нравится! Дети процарапывают ягодки, ставят тонкой кисточкой с белой краской на них блики.

Следующий этап. Педагог рассказывает про насекомых, и показывает изображения стрекоз. Педагог рисует на доске и на показательной работе стрекозу, и предлагает детям самим разместить на своих работах несколько стрекоз. Так же педагог предлагает детям самим подумать, каким цветом они смогут нарисовать стрекоз, если задание предполагает использование ограниченной гаммы цветов.

Педагог включает проблемные технологии в работу:

Это задание на контрастную пару «фиолетовый — жёлтый», поэтому дети сами выбирают, как и какие краски они будут смешивать, чтобы нарисовать стрекоз. Педагог объясняет, какие краски не должны присутствовать в работе совсем, а так же – какие краски предпочтительны. Дети самостоятельно располагают в листе и рисуют стрекоз.

Последний этап — обобщение работы. Помогает педагог. Индивидуально.

Заключение. Дети хором, или индивидуально повторяют пройденный материал, рассказывают про контрастные пары, про технологические особенности работы. Делятся впечатлениями, выбирают победителя – лучшую работу занятия.

Смешение техник нравится детям, раскрепощает их в выборе приёмов изображения.

Наработка навыков и умений пользоваться всевозможными приёмами, инструментами и материалами, безусловно обогащает багаж знаний, позволяет быстро и самостоятельно решить выбор материалов и инструментов изображения.

Хорошо тренируется мелкая моторика рук, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста не просто необходимо, а жизненно важно.

Ребёнок непосредственно, свободно и раскрепощённо владеет тем, чему его опосредованно научили, и закрепили его знания на практике тренировкой.

Опосредованное, увлекательное и занимательное исследование материалов, техник и приёмов позволяет обогатить практику изображения красками.

Дети боятся красок только тогда, когда они не знают, как ими пользоваться, не знают всего диапазона их возможностей.

Данное задание — одно из серии знакомства детей с различными возможностями изображения. Не только ортодоксальными, но и необычными.

Постоянно тренируя свои навыки и умения в использовании инструментов, материалов и приёмов живописи и графики, дети к возрасту овладения восприятием перспективы, уже подготовлены к дальнейшему усложнению обучения их изобразительной грамоте.

Это намного упрощает им постижение новых знаний.