Открытое занятие ИЗО Стилизация

Министерство образования Московской области

Управление образования Люберецкого муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Томилинский Дом детского творчества

План-конспект занятия по теме «Декоративная работа, стилизация фигуры «Рисуем клоуна»»

Разработала:

Арнаутова Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ

вторая категория

Возраст детей: 7-9 лет

Продолжительность одного занятия: 90 мин с перерывом. Работа рассчитана на 3 занятия.

Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «Стилизация как элемент ДПИ», способствующим развитию умения разбирать рисунок от сложного к простому, и на основании простых форм создания сложного изображения. Получение навыков стилизации позволяет детям свободно изображать достаточно сложные фигуры птиц, животных и людей.

Развитие у детей навыка свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для изображения.

Заинтересовать учащихся деятельностью студии

Задачи:

- обучающие:

дать первоначальные знания по основам стилизации;

дать первоначальные знания по построению фигуры от простого к сложному;

дать первоначальные знания по строению фигуры человека;

дать первоначальные знания по упрощению изображения;

дать первоначальные знания по выделению главного и характерного в изображении;

дать знания по колористике;

дать знания по заливке фона;

дать знания по растяжке фона;

дать знания по размывке границ фона;

дать знания по смешению цветов на палитре;

дать знания по дополнительным приёмам в изображении (в частности – процарапывание как элемент украшения);

дать знания по работе с контрастными парами цветов;

дать знания по работе инструментами и материалами: кисти, палитра, гуашь;

дать знания по изображению стилизованной фигуры

- развивающие:

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через изображение элементов природы;

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с различными цветами в колористике;

развитие аналитических способностей обучающихся;

развитее логического мышления путем постановки проблемы;

развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.

- воспитательные:

воспитание духовно-нравтсвенных качеств личности через искусство изображения;

формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.

Оборудование

Телевизор, компьютер, интернет.

Материалы и инструменты для работы:

Методические пособия для развешивания на доске

Доска, цветной мел

Бумага для акварели А3

Карандаш и ластик

Гуашь

Палитра

Щетинные плоские кисти

Круглые кисти разных номеров

Салфетки флизелиновые, тряпочки для промокания кисточек

Вода

Тип занятия: занятие в форме урока с использованием компьютерных технологий, проблемного обучения, игровых технологий, индивидуальной деятельности, информационно-компьютерных технологий, а так же здоровье сберегающей технологии.

Ход занятия

Ознакомление детей с возможностями приёмов стилизации для упрощённого эмоционального изображения человека. Небольшой рассказ о ДПИ, и в частности о стилизации. Изложение адаптировано к возрастной группе детей.

Непосредственно работа над изображением.

В ходе работы демонстрация того, или иного материала, инструмента, приёма изображения.

Краткий план занятия:

Подготовка к работе. На мольберте липкими подушечками прикреплены подготовленные заранее листы бумаги для акварели А3. На табуреточке разложены материалы и инструменты: вода, гуашь, палитра, кисти, тряпочка.

Мольберты и стулья адаптированы к возрасту и росту детей.

На доске и около доски прикреплены материалы и пособия для работы – удачные работы на данную тему, картинки с ветками винограда.

Доска по высоте адаптирована к возрасту и росту детей. Освещение хорошее.

К телевизору подключен ноутбук с выходом в интернет. Сначала дети просматривают всевозможные изображения весёлых рыжих клоунов. В том числе – выступление О. Попова на арене Цирка.

Педагог включает компьютерные технологии в работу.

Телевизор по высоте установки адаптирован к возрасту и росту детей, стулья адаптированы к возрасту и росту детей.

Педагог объясняет правила работы с гуашью, правила нанесения на лист бумаги мазков кистью, правила смешения гуаши на палитре, правила отмывания и просушивания кистей.

Педагог читает детям технику безопасности работы с гуашью и кистями.

Педагог рассказывает про контрастные пары, показывает наглядные пособия, играет с детьми в загадки по цветоведению.

На этом этапе коллективно решается 2 задачи: какого цвета и какой формы будет наш клоун.

Педагог включает игровые технологии и технологии группового взаимодействия в работу.

Первый этап изображения – подготовка фона. Педагог объясняет, что такое заливка, растяжка, размывка, показывая на примерах (рисует сам). Создаются смеси и оттенки в тёплой гамме жёлтого и оранжевого цветов с использованием белил. Используются гуашь, палитра, тряпочка. Используемые краски: жёлтая, красная, белая.

Сначала дети рисуют самой большой круглой, или плоской, кистью фон для работы. Заливку с растяжкой и размывкой границ цвета. При этом, педагог смешивает нужные краски, рассказывая детям, как и для чего это делать. И показывает, как правильно пользоваться кистью, краской, водой и тряпочкой.

Следующий этап. После хорошей просушки работы, педагог рассказывает и показывает на доске поэтапное построение фигуры клоуна. При этом показывает детям, как сложную форму создать из совсем простых элементов – круг, овал, квадрат, трекуольник, и т.д. А так же – как форма простых овощей, фруктов, или других «питательных» вещей может помочь создать изображение. В частности – форму клоуна, групповым решением после обсуждения, привели к виду баклажана (упростили). Так поэтапно, упрощая каждый ход, и приводя изображение к простой форме, рисуется всё изображение клоуна. Лишние линии стираются ластиком, и работа готова к окрашиванию.

Следующий этап. Педагог показывает на доске, а потом на показательной работе, как локально окрасить отдельные части и детали клоуна в один какой-то цвет.

Педагог включает игровые и проблемные технологии в работу:

Педагог предлагает детям поиграть в загадки с контрастными парами цветов, холодной и тёплой гаммой, и дети сами рассказывают и показывают, какие краски и как нужно смешать для того, чтобы появился нужный цвет. Дети делают замалёвок клоуна локальными цветами.

Следующий этап. Самостоятельный.

Педагог включает проблемные технологии в работу:

Исходя из сочетания цветов в сближенной гамме, а так же сочетания контрастных пар, дети украшают каждый своего клоуна, как считают правильным. При этом педагог ставит задачу придерживаться закона контрастных пар .

Последний этап — обобщение работы. Помогает педагог. Индивидуально.

Заключение. Дети хором, или индивидуально повторяют пройденный материал, рассказывают про контрастные пары, про стилизацию, шаги и находки в самостоятельной работе, про технологические особенности работы. Делятся впечатлениями, выбирают победителя – лучшую работу занятия.

Смешение техник нравится детям, раскрепощает их в выборе приёмов изображения.

Наработка навыков и умений пользоваться всевозможными приёмами, инструментами и материалами, безусловно обогащает багаж знаний, позволяет быстро и самостоятельно решить выбор материалов и инструментов изображения.

Хорошо тренируется мелкая моторика рук, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста не просто необходимо, а жизненно важно.

Ребёнок непосредственно, свободно и раскрепощённо владеет тем, чему его опосредованно научили, и закрепили его знания на практике тренировкой.

Опосредованное, увлекательное и занимательное исследование материалов, техник и приёмов позволяет обогатить практику изображения красками.

Дети боятся красок только тогда, когда они не знают, как ими пользоваться, не знают всего диапазона их возможностей.

Данное задание — одно из серии знакомства детей с различными возможностями изображения. Не только ортодоксальными, но и необычными.

Постоянно тренируя свои навыки и умения в использовании инструментов, материалов и приёмов живописи и графики, дети к возрасту овладения восприятием перспективы, уже подготовлены к дальнейшему усложнению обучения их изобразительной грамоте.

Это намного упрощает им постижение новых знаний.