Открытое подгрупповое занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме м

Открытое подгрупповое занятие

в старшей логопедической группе

ПО ТЕМЕ МЕБЕЛЬ

г. Ахтубинск

2009 год

Занятие по теме МЕБЕЛЬ.

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных), слоговой структуры слов.

Коррекционно — развивающие цели. Развитие речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование. Тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями мебели, картинки с изображениями гостиной, кухни, спальни; кукла незнайка, конверты с разрезными картинками, зеркала по числу детей, музыкальный центр, диск с записью музыки для релаксации.

Предварительная работа. Рассматривание мебели, частей, из которых она состоит, и материалов, из которых она сделана. Рассматривание с воспитателями изображения квартиры. Формирование представлений о назначении разных помещений квартиры: кухни, спальни, гостиной, прихожей, ванной, туалета. Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире»

Ход занятия

Организационный момент.

(Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи).

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти за столики.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто подскажет мне нужное слово.

Кровать нужна для того, чтобы…

Шкаф нужен для того, чтобы…

Кресло нужно для того, чтобы…

Журнальный столик нужен для того, чтобы…..

Стол нужен для того, чтобы………..

Стул нужен для того, чтобы……….

Молодцы! Похлопайте себе.

На занятие появляется кукла незнайки и сообщает, что он потерял свою собранную картинку, которую он долго искал. Единственные, кто может помочь ему, так это дети, которые должны отправиться в путешествие на поезде и на остановках найти все части от потерянной картинки.

(Незнайка сообщает про растерянные картинки и просит ему помочь).

Дети вместе с педагогом отправляются в путешествие, где на каждой остановке за правильно выполненное задание, они должны найти конверты с частями картинки.

Первая остановка. (распределение картинок по группам)

2. Игра «Наша квартира». [Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель»,

Логопед ставит па мольберт картинки с изображениями кухни, гостиной, спальни и детской комнаты, а на столе раскладываются предметные картинки с изображениями мебели, стоящей в этих помещениях.

Логопед. Рассмотрите картинки на мольберте. Что вы видите?

Логопед. А что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?

Дети. Мебель.

Логопед. Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит. Вы назовете мебель, ответите на мои вопросы:

Где она стоит? Для чего она нужна?

Вторая остановка. Работа в тетради. Отгадайте загадку:

Под крышей 4 ножки, на крыше суп да ложки. (обведите отгаданную картинку по точкам и заштрихуйте в указанном направлении) Как вы догадались?

Третья остановка.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре (Загибаем пальчики, начиная с юольшого на обеих руках)

Много мебели в квартире. (Сжимают — разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку (На каждое название мебели загибаем пальчики на обеих руках, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками)

Много мебели в квартире!

Четвертая остановка.

А) Дыхательная гимнастика. На выдохе дети должны произнести слова, словосочетания, предложения. (Следим за правильностью дыхания).

Снег.

Выпал снег.

Выпал белый снег.

Сегодня выпал красивый, белый снег.

Б) Артикуляционная гимнастика.

Перд тем как нам приступить к упражнениям – давайте разбудим наш язычок.

Просыпается листва

И проснулся паучок

Вот проснулась голова

И проснулся язычок.

Ама-лама чоко-балабама

Ама-лама чоко-балабум

Ама-лама чоко-балабама

Ама-лама чоко-балабум

Упражнения: Лопаточка, Заборчик, Чашечка, Широкая трубочка,

Пошипим, как змея.

Физ минутка.

1,2,3,4 – мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем-совсем не сладкий.

Раз –подбросим

Два –поймаем

Три – уроним

И сломаем.

Пятая остановка. Рассмотрение картинок Стул, табурет, кресло.(разбираем части, из которых состоит)

Образование относительных прилагательных. (с игольчатым мячом)

Кровать из дерева – значит она деревянная

Стол из стекла

Стул из пластмассы –

Кресло из велюра –

Диван из кожи –

Полка из железа –

Ну вот мы и доехали! Теперь нужно собрать Незнайкину картинку.

Собираем.

Релаксация. Логопед убирает конверты и предлагает детям лечь на ковер так, чтобы не мешать друг другу.

Логопeд. Ребята представьте, что мы легли на волшебный ковер — самолет Здесь можно отдохнуть и послушать волшебную музыку.

Закройте глазки и послушайте меня.

Ребята наш волшебный ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Ребята сейчас мы пролетаем над сказочным лесом, где звонко, красиво поет какая то птичка. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Медленно вставайте. Потянитесь. Глубоко вдохните. Уроните руки. Выдохните.

Дети выполняют все, что им предлагает сделать логопед. Так он постепенно выводит детей из состояния релаксации.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем беседовали, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.