Открытое мероприятие для обучающихся и родителей Право и личность

Отделение дополнительного образования детей государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Дата проведения 14.11.2012г.

Педагог Копылова Ирина Михайловна

Образовательная программа «Живое право»

1 год обучения

Тема: Право и личность

Учебно-методическое обеспечение:

1. Ведущая технология: игровая.

2. Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

организация занятия: наглядный, практический;

уровень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

форма организации деятельности обучающихся: коллективно-групповая.

3. Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

игра;

решение проблемных ситуаций;

устное изложение;

ответы на вопросы;

работа с таблицей;

наблюдение.

Время реализации занятия: 90 минут

Цель занятия: систематизировать и проконтролировать качество знаний обучающихся о правах и обязанностях человека и гражданина.

Задачи занятия:

Образовательные:

закрепление и обобщение у обучающихся практико-ориентированных и актуальных правовых знаний, умений и навыков о правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина.

Развивающие:

организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав;

организация практической деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни;

организация практической деятельности, способствующей развитию творческого потенциала участников, умению применять знания и решать стандартные задачи на практике;

организация практической деятельности, способствующей развитию умения публично выступать, высказывать и аргументировать свою позицию;

организация практической деятельности, способствующей развитию умения свободно оперировать понятиями и терминами темы, объяснять их значение.

Воспитательные:

воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности;

воспитание у обучающихся уважения к правам других людей, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.

Форма занятия: правовая игра.

Рекомендации по проведению занятия:

Обучающиеся объединяются в команды по своему выбору за неделю до проведения урока, придумывают название.

педагог дает опережающее творческое домашнее задание, предлагая самим обучающимся выбрать форму выполнения задания из предложенных: презентация, синквейн, стихотворение, плакат, коллаж, политическая реклама или придуманных самими обучающимися. Предлагает выбрать тему: «Защити права ребенка», «Взаимосвязь прав и обязанностей», «Нарушение прав ребенка в художественной литературе для детей», «Наши права и обязанности», своя тема, связанная с правами и обязанностями.

педагог готовит дидактический материал, выбирает способы оценивания работы обучающихся на занятии, оценивания обучающимися собственного участия в работе малой группы, необходимое оборудование, класс, места для команд.

Оборудование:

Флаг Российской Федерации;

компьютер;

медиапроектор;

экран;

ватман;

маркеры;

таблица результатов;

жетоны с цифрой 1 для проведения викторины;

секундомер.

Дидактические материалы:

Конституция РФ;

раздаточный материал;

данные социологического опроса;

лист самооценки работы в малой группе.

Оформление доски:

плакат «ПОПС-формула»;

плакат «Правила работы в малых группах»;

таблица результатов.

План проведения занятия:

Этапы занятия

Временная организация (мин.)

1. Организационный момент

4

2. Проверка опережающего домашнего задания

6

3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?»

5

4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина»

10

5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация»

18

6. Результаты социологического исследования: «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

12

7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека».

23

8. Подведение итогов занятия

12

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Проводит обсуждение цели, задач, темы урока. Обращает внимание обучающихся на «Правила работы в малой группы» (на доске). Заносит в таблицу результатов названия команд, которые они себе выбрали.

Коллективное обсуждение цели, задач и темы урока.

2. Проверка опережающего домашнего задания

Командам предлагается представить творческую работу в течение 1 минуты. От 3 до 5 баллов.

Каждая команда представляет творческую работу, выполненную по заранее выбранной теме.

3. Мотивация: блиц-опрос «Какие права нарушены?»

Каждой команде предлагается решить проблему: «Какие права и обязанности нарушили герои стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?» (раздаточный материал, приложение №1). На обсуждение задания отводится 30 секунд, на ответ – 1 минута. 2 балла за правильный, обоснованный ответ.

Участники команд дают развернутые ответы.

4. Повторение учебного материала: викторина «Права человека и гражданина»

Объясняет правила проведения викторины. Каждая команда путем жребия выбирает №№ вопросов. На обсуждение ответа и его представление дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает жетон стоимостью 1 балл (максимальное количество баллов – 18). Если команда не отвечает на вопрос, или дает неправильный ответ, другая команда может дать правильный ответ и получить дополнительный балл. Результаты заносятся в итоговую таблицу.

Представители команд по жребию определяют очередность и номера вопросов. Отвечают на вопросы викторины.

5. Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий: «Юридическая консультация»

Командам предлагается выбрать карточку и дать правовую оценку жизненной ситуации, изложенной в ней (раздаточный материал, приложение №2). Максимальное количество баллов – 5.

Проведение анализа ситуации в команде, работа с Конституцией РФ. Один из участников представляет результат работы своей команды.

6. Результаты социологического исследования «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

Командами был проведен социологический опрос «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?» (анкета, приложение №3). Три команды проводили опрос в своей группе респондентов (ученики, учителя, родители). Четвертая команда составила сравнительную таблицу, используя данные социологического вопроса, проведенными в 2011 году участниками объединения «Живое право» и данные опроса, проведенные командами в этом году.

Каждая команда получает 3 балла за проведение социологического опроса.

Предоставляет слово каждой команде для выступления по 3 минуты.

Напоминает об уважительном отношении к мнению друг друга.

Команды представляют и анализируют результаты сравнительного социологического исследования ситуации с положением осуществления прав обучающихся в школе №580 и выполнением ими обязанностей.

7. Закрепление изученного материала: составление таблицы «Три поколения прав человека».

Каждой команде предлагается выполнить задание по составлению таблицы «Три поколения прав человека» (приложение №4), оформив ее на листе ватмана, и разместить на демонстрационной стене. После заполнения таблицы представитель команды отвечает на поставленный в задании вопрос. На работу с заданием отводится 15 минут. На представление работы – 2 минуты. Команды получают от 1 до 3 баллов.

Заполнение таблицы «Три поколения прав человека». Команды размещают таблицы на стене и отвечают на вопрос задания, выбрав группу прав по жребию (личные, политические, экономические, социальные).

8. Подведение итогов урока

Участникам команд предлагается заполнить лист самооценки (приложение №5) работы в малой группе – 3 минуты на заполнение анкеты, 10 секунд каждой команде для анализа работы команды на уроке. Родителям предлагается заполнить листы оценивания работы команд.

Вручение дипломов командам и сертификатов участника открытого урока каждому обучающемуся.

Команды заполняют лист оценивания и анализируют работу на уроке.

Родители представляют результаты оценивания работы команд.

Представитель команды получает Диплом и сертификаты для всех участников.

Приложение №1

1 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

2 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно — убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

3 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Если вы еще не твердо

В жизни выбрали дорогу

И не знаете, с чего бы

Трудовой свой путь начать,

Бейте лампочки в подъездах –

Люди скажут вам «спасибо».

Вы поможете народу

Электричество беречь.

4 команда

Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Приложение №2

Проблемные задания «Юридическая консультация»[]

Юридическая задача№1

Старшеклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения государственного стандарта по всем предметам.

Вопросы:

Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?

Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №2

Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником.

Вопросы:

Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?

Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №3

В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.

Вопросы:

Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?

Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Юридическая задача №4

Учитель отобрал и прочитал вслух записку, переданную одним школьником другому на уроке.

Вопросы:

Кто участники этой ситуации? О каких фактах нам известно из описания ситуации (т.е. что произошло)?

Каковы права участников этой ситуации? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не выполняет обязанности?

Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используют или нарушают участники ситуации? Какие конституционные обязанности исполняют или не исполняют участники ситуации?

Подготовьте выступление на 2 минуты со ссылкой на Конституцию РФ: нарушение каких прав и обязанностей выявлено в ситуации.

Ответ аргументируйте.

Приложение №3

Анкета социологического опроса[] «Права и обязанности обучающихся в нашей школе»

1. Как Вы считаете, что важнее — исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

Исполнять свои обязанности



Страницы: 1 | 2 | Весь текст