Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися перв

Открытое интегрированное занятие логопеда и психолога с учащимися первого класса с использованием системно-деятельностного подхода.

По теме: «Зима».

Цель :

Закрепить у детей представление о звуках М – Мь ,

Познакомить с буквой М;

Развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;

Развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;

Развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;

Развитие познавательных и творческих способностей.

Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.

Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.

Развивать мышление, речь.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности.

Задачи:

Образовательные:

— автоматизировать в речи поставленные звуки;

— закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков М — Мь;

— отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове ;

— формировать умение выделять и различать звуки М – Мь и букву в слогах, словах и предложениях, опираясь на слуховой, зрительный кинестетический и тактильный самоконтроль;

— Закрепление представлений о зиме и её приметах;

— Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;

— совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными);

Развивающие:

— развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;

— развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.

Воспитательные:

— воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.

Познакомить учащихся с основными эмоциями.

Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.

Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.

Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.

Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.

Оборудование:

Компьютер, маски, картинки, мяч, оборудование для песочной терапии, звуковые схемы.

Звуковые линейки, фишки: зеленого и синего цвета, зеркала, мешочек чудесный с предметами со звуком «М»,

Ход занятий:

Вводная часть.

Психолог: (Создаем хорошее настроение):

-Улыбнитесь!! Скажите добрые слова друг другу.

Ну что настроение у нас хорошее, теперь давайте посмотрим по сторонам. У нас сегодня гости, встаньте и поприветствуйте их. Садитесь пожалуйста.

Основная часть:

Звучит вальс снежинок.

Психолог

- Ребята вы услышали музыку, что вы представили?

Какое время года?

Что можно делать зимой?

Какое настроение у вас в это время?

Давайте сейчас вместе изобразим это настроение.

Посмотрите, пожалуйста, на Буратино, какое у него настроение? Арлекино. А теперь посмотрите на этого сказочного героя. Пьеро. Какое у него настроение. Давайте сделаем вывод. Значит, настроение у нас бывает веселое и грустное. А теперь посмотрите на эту картинку. Какие сказочные герои здесь изображены? Правильно. Машенька и медведь. Скажите, пожалуйста, какая это сказка? Сегодня Маша и медведь у нас на занятии. Психолог ставит картинку на доску.

К нам пришел мишка и принес волшебный мешочек, давайте удобно сядем на ковер и посмотрим, что там.( даю подсказку, здесь находятся предметы со звуком М.

Молодцы, давай те посмотрим что нам приготовила Машенька.

Логопед:

- Какой 1 –й звук мы слышим в имени Маша? А в слове Мишутка.

Давайте вспомним, что такое звуки? ( Это то, что мы слышим и произносим).

— Произнесём звуки [м],[м].

— Чем мы произносили эти звуки?

Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос). Скажите, ребята это звуки гласные или согласные? Значит при произнесении звук а выдыхаемая струя воздуха встречает преграду?

-Произнесите звук [м]

Какая преграда выдыхаемой воздушной струе?(губы)

Произнесите звук [м’]

Какая преграда выдыхаемой воздушной струе?

(тоже губы)

Преграды одинаковые или разные?

Проверим. Возьмите зеркала. Произнесите снова звуки [м] и [м’], определите разницу в положении губ.

При произнесении звука [м’] губы сильнее растягиваются в улыбке.

— Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

— Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.

— Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цветом.

— Чем отличаются эти звуки?

— Чем они похожи?

- Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим.

Конструирование слогов по звуковым схемам:

Посмотрите на звуковые схемы. Какие слоги могут обозначать данные схемы, если согласный звук обозначается буквой М (варианты звуковых схем

Варианты ответов детей: (МА, МО,МУ,МЫ, МЭ; МИ, МЯ, МЕ, МЁ, МЮ; АМ, ОМ, УМ, ЫМ, ЭМ, ИМ).

Работа со словом.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

(Звуковой анализ слова медведь).

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

(Звуковой анализ слова Зима)

Работа со звуковыми линейками:

Я буду называть вам слова, а вы определять место звуков М или МЬ в словах и выкладывать на звуковую линейку соответствующий квадратик в начало, в середину или в конец.

Слова: зима, кормушка, мороз, метель, ком, медведь.

Психолог: (Пришел мишка).

-Молодцы ребята вы хорошо поработали, теперь давайте пойдем погуляем в лес. ( физкульт минутка).

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Рисуют» руками большой круг.

Рисуют» снеговика из трёх комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Хороший снеговик у нас получился молодцы. Теперь давайте подойдем к нашей волшебной песочнице. Мы сегодня лепили комки для снеговика, есть ли в этом слове звук о котором говорила вам Машенька ? Давайте напишем букву, которая обозначает этот звук. Приходит Машенька. Какие молодцы – это самая моя любимая буква.

Логопед: Лексико – грамматические задания.

-У нас сегодня в гостях Мишутка. Наш герой зимой спит и поэтому он не знает, какая бывает настоящая зима.

Давайте ему расскажем про это время года.

Игра: «Какая?» (с мячом). К слову зима подобрать слова, которые отвечают на вопрос какая? Зима какая? холодная, морозная, снежная, нарядная, суровая. Молодцы! (по цепочке).

Итог : Рефлексия.

Занятия подготовили и провели: Логопед Кунах С.М. и психолог Авакова С.В.