Отечественная война 1812 года

Урок по теме «Отечественная война 1812 года»

8 класс

Учитель: Верткая Светлана Александровна

24 января 2013 год

Задачи:

сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Оборудование:

учебник «История России XIX век» (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., для 8-го класса);

компьютер;

презентация;

видеоролики

План изучения темы:

Повторение изученного: «Внешняя политика, задачи России на международной арене накануне начала войны 1812 года».

Изучение новой темы:

а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;

б) начало военных действий;

в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;

г) Бородинское сражение;

д) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);

е) изгнание французских войск из России, окончание войны;

ж) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Рефлексия .

Домашнее задание (выполнение теста)

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года настала -Кто тут нам помог?Остервенение народа, Барклай, зимаИль русский бог?А.С.Пушкин. Слайд №1

Два столетия отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет её огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе Высшие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.

(слайд №2)

Россия на пороге войны…

1. Беседа с учащимися (повторение пройденного).

Каковы задачи внешней политики правительства Александра I?

Какие направления внешней политики в 1801-1812 годах были наиболее актуальны?

На каком из направлений России удалось добиться наибольших успехов?

Какое направление было самым проблемным.

2. Знакомство с новым материалом.

Наполеон объявил России войну.

Французская армия была огромной, она насчитывала 600тыс. человек и 1372 орудия. Ее называли «Великой армией», так как она была многонациональна: французов было только около половины, остальную часть составляли австрийцы, итальянцы, голландцы, поляки, пруссаки. Это была»армия двунадесяти языков».

Наполеон говорил, что Россия ему нужна как плацдарм для нанесения удара по Англии, которая среди западноевропейских стран осталась им непокоренной. « Я не предполагал завоевывать Россию. Александр I становился зависимым правителем, как и все западноевропейские монархи. А через территорию России /вместе с русскими войсками/планировалось нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.»

Слайд №3-4.

Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались.

Каковы причины войны?

Начало войны. Анимированная карта одновременно со слайдом №6 до слов «…соединились под Смоленском»

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс044F своих солдат. После того. Как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города.

Какое значение имело это событие? (План Наполеона был сорван)

/Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер/.

Неудачи первых недель войны, отступление русской армии без сражений породили в при дворе и в обществе не просто уныние, но и разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай де Толи, которого обвиняли в предательстве по причине его шотландского происхождения. Все чаще раздавались призывы о назначении главнокомандующим М.И.Кутузова.

Вступив в командование, он объявил, что действия Барклая де Толи были верными и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону. Слайды 9. Каковы главные цели сторон?( В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.)

Слайды 10-11

Наполеон, оценивая эту победу сказал «Самое страшное из всех сражений, это то, что я дал под Москвой. Французы в нем показали достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми.»

Итак, Бородино — это победа или поражение?

Вывод: Несмотря на тяжёлые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжить войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, подняв дух русской армии. Это была победа нравственная.

Слайд 11. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино», написанное к 25 летию сражения.

Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:

Письмо Кутузова жене.«А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл».Письмо Наполеона жене.«Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира».Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.

Учитель. Какое значение имело это сражение?(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен).

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино», написанное к 25 летию сражения.

Слайд 12-14 партизанское движение. Сообщения учащихся

Когда русский император Александр I издал Манифест, обратившись к народу отстоять свою Отчизну, никто не остался в стороне. Весь народ помогал, как мог.

Нам в стороне стоять нельзя,Смотрите, что скажу вам я:Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

А я свяжу жилет.

А я сошью кисет.

А если нужно, я пойду работать в лазарет.

Мы только вместе победим,

Включить Слайд №15. Военный совет в Филях и решение Кутузова оставить Москву.

Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения учитель может сделать вывод: проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Пожар в Москве

Но как здесь не вспомнить известные строки А.С.Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. Вопрос о причине пожаров не получил однозначного ответа у современников и потомков, историков. Еще до окончания войны правительственная пропаганда обвинила в сожжении Москвы Наполеона. Наполеон объявил пожары делом рук столичного губернатора Ф.В. Растопчина. Распространилась версия о стихийном возникновении пожара (получила отражение у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»).Историк Е.В. Тарле видел источник пожаров, как в действиях московских патриотов, так и в действиях французов. Н.А. Троицкий считал, что распоряжение Кутузова и Растопчина сжечь склады и магазины, вывезти из города «весь окончательный снаряд» уже обрекло Москву с большим количеством деревянных строений на пожар. Современные историки единодушны в том, что не одно из существующих мнений с исторической точки зрения не может считаться доказательным. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай - город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры — Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись«Слова о полку Игореве». Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Наполеон вместе со своей свитой заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его случайно обнаружили солдаты, занимавшиеся грабежом в этом квартале. С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародерство. На улицах гибли от рук захватчиков безвинные люди, в госпиталях заживо сжигались русские солдаты. В Благовещенском соборе была устроена мастерская по переплавке церковной утвари из золота, платины и серебра. Слитки переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого был сорван крест. Архангельский собор был превращен в винный склад, в Успенском соборе была устроена конюшня. Через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве,

Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I. 4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствуя его приказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь». Лористон пропуска не получил, но был принят Кутузовым, который отказался вести с ним какие бы то ни было переговоры о мире или перемирии и только обещал донести предложение Наполеона до сведения Александра I. Царь не ответил ни на одно из предложений.

Попытки Наполеона начать мирные переговоры высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне «Волк на псарне», которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкурку с них долой.

Слайд 16-17

Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Русская зима была бедствием для французов. «Великая армия превратилась в неуправляемую огромную и обмерзшую толпу. При переправе через Березину Наполеон потерял еще 30 тысяч своих солдат. Границу сумели перейти жалкие остатки «Великой армии». Сам император сбежал, бросив свою армию.

В конце декабря 1812 года генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издал манифест об окончании Отечественной войны.

«В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года: в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров частников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, бородинское сражение, 151-е на его счету, стало последним. Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Ермолову в 1812году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому- по 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутайсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит.

Петр Иванович Багратион (сообщение учащегося).

Одному из самых опытных полководцев 1812 года, человеку, имя которого стало легендой, Денис Давыдов посвятил такие строки:

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,Ты, голосом своим рождающий в полкахПогибели врагов предчувственные клики, -Вождь героический, Багратион великий.

Александр Иванович Кутайсов (сообщение учащегося).

Кутузов об А.И. Кутайсове: «Если русские не добились при Бородине полного успеха, то тому причина смерть Кутайсова, ибо она лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где преимущественно действовали орудия». Учитель говорит, что самым молодым генералом на Бородинском поле был А.И. Кутайсов. Он геройски погиб; друзья по оружию не смогли похоронить его тело с почестями, ибо оно не было найдено.Останься он жить, ему бы через несколько дней исполнилось всего лишь 28 лет.

Денис Васильевич Давыдов (сообщение учащегося).

Он был одним из самых популярных людей своего времени. Личность его полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Дау.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,Но саблею французам страшен :Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан!Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:Давыдов! Это ты, поэт и партизан!(из стихотворения Ф. Глинки «Партизан Давыдов»)

Видеоролик на слайде «Военная галерея 1812г» (романс «Генералам 1812 г»)

Слайд 18

Итак, Россия победила.

.

Участники событий 1812 года — это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

Слайд 19

Музе́й -панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Слайды 20-22 Видеоролик «Гимн русскому воинству».

3. Закрепление.

Я предлагаю вам выполнить тестовой задание по изученной теме.

4.Итог.

В заключении читается стихотворение «На Бородинском поле» уральского поэта.

Жизнь продолжается…

На Бородинском поле

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

По жгучим волнам ветра и зари

Былого эхо возвратилось с болью.

А в небе месяц соколом парит,

И я иду на праведное поле.

Здесь предок поле сердцем распахал

И кровью полил,

Ожидая всходы…

За все потери, Русь,

Твои невзгоды-

Высокий дуб ветвями замахал.

И как стрела, пронзает тишина, и звезды взвились,

Словно стук копытный…

Но мне не битва смертная страшна,

Ведь тишина порой – страшнее битвы!..

Здесь славой русской ветер напоен,

Он входит в грудь,

И пахнет вечность – лесом..

Не страшен, Русь, тебе Наполеон,

Страшней они – заезжие Дантесы!..

…Ушла заря.

И сполз туман с холмов,

И дуб обнял соседние березы.

И мужики так звонко у домов

По всей округе отбивают косы!..