От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельно

От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика

В последнее время в России в научно-педагогической литературе уделяется много внимания учебно-исследовательской деятельности школьников. Проводятся конкурсы и конференции, олимпиады, издаётся журнал “Исследовательская работа школьников”. В XXI веке меняются цели обучения, и уже многие педагоги понимают, насколько важно учить умению добывать знания, анализировать и применять их. Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Я думаю, что мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответ.

Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования. Кроме того, приходится констатировать, что интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается. А между тем задачами учебного предмета «Литература» являются привитие любви к литературе и чтению, формирование потребности в постоянном чтении, воспитание активного читателя с широким кругом интересов, выработка оценочного подхода, литературного вкуса. Разрешить это противоречие также поможет исследовательская деятельность.

Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения.

В 5-м классе вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации.

В 6-м классе вводится понятие позитивно и негативно окрашенных слов. Теперь при выписывании на карточки примеров из художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «- ». В этом возрасте школьники также учатся работать с источниками информации, оформлять список литературы.Исследовательская деятельность шестиклассников по-прежнему носит коллективный характер.

В 7-8 классах для выполнения исследовательских работ формируются группы постоянного состава по 5-6 человек.

Нами организуется две формы работы в группах: 1) на уроках; 2) во внеурочное время. Остановимся на особенностях каждой из этих форм.

1. На уроке учитель сообщает тему исследовательской работы. Участники групп предлагают свои варианты гипотез. Как правило, школьники приходят к выводу о том, что для решения проблемы необходимо выполнить несколько исследований, включающих наблюдение над литературным произведением, сбор материала, его группировку и классификацию. В целях экономии учебного времени каждая из групп проводит одно из таких исследований, а затем сообщает о его результатах всему классу. Главное в таких уроках – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.В качестве домашнего задания учитель предлагает группам самостоятельно изучить научную литературу, оформить исследовательскую работу и защитить её. На следующем уроке (примерно через две недели) участники групп предъявляют результаты своей деятельности. На уроке можно объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.

2. В начале изучения какого-либо крупного произведения учитель предлагает участникам групп несколько тем исследовательских работ. После выбора темы обучающиеся приступают к работе, которая длится 2-3 недели. Учитель во внеурочное время проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников и проходя таким образом вместе с учащимися все этапы исследовательской деятельности. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, обмениваясь информацией.

Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе. Ведь конечной целью нашей работы является самореализация личности каждого школьника, а этому лучше всего способствует именно индивидуальная исследовательская работа.

Процесс вовлечения школьников в индивидуальную исследовательскую деятельность начинается в 9-м классе и продолжается в 10-м и 11-м.

Темы исследовательских работ могут быть предложены учителем, а могут быть выбраны самими учащимися. Для отслеживания результатов творческой самореализации личности школьников на каждого учащегося оформляются индивидуальные карты наблюдений за развитием навыков исследовательской деятельности школьников по литературе, специально разработанные учителем. Критерии оценки индивидуальной исследовательской работы, также разработанные учителем, позволяют каждую работу оценить в баллах. На основании этих баллов делается вывод об уровне сформированности навыков исследовательской деятельности школьников: среднем, продвинутом, высоком.

По уровню сложности все исследовательские работы по литературе были разделены нами на 3 группы.1-й уровень сложности – исследовательские работы, проводимые на основе одного произведения одного автора: «Жёлтый Петербург» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), 2-й уровень сложности – исследовательские работы, проводимые на основе нескольких произведений одного автора: «Образ берёзы в творчестве С. А. Есенина», 3-й уровень сложности – исследовательские работы, проводимые на основе нескольких произведений разных авторов: «Жёлтый цвет в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и в лирике А. А. Ахматовой и А. А. Блока», «Образ свечи в стихотворениях Анны Ахматовой и Бориса Пастернака». С исследовательскими работами 3-го уровня сложности способны справиться наиболее одарённые учащиеся.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует   работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, ученик определяет тему, идею, анализирует его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка и пр.

 Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать  чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема бесовства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:- творческие проекты. Тема: «Литературные места Подмосковья. Виртуальная экскурсия в Мураново». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.- ролевые игры. Тема: «Суд над Раскольниковым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

3. Словарная работа.-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

4. Работа над выразительным чтением.- логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ.- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами.- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование.

Возможны такие элементы исследовательской деятельности на уроке:· Самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке· Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов)· Групповая работа — составление тезисов к определенной теме . Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Исследовательская деятельность играет важную роль в современном образовании. При правильной организации исследования на уроках повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и т.д. Это всё, конечно, важно. Но главным, на мой взгляд, является то, что в процессе исследования школьники приобретают тот бесценный опыт самостоятельной деятельности, тот набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них куда более необходимыми, чем результаты ЕГЭ.

Занятия исследовательской деятельностью повышают качество образования. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. При правильном выборе руководителя этот процесс становится более целенаправленным и к 11 классу учащиеся уже сами могут выбрать тему исследовательской работы и сами разработать её. Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность, и творчество школьников.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки, как: конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование — недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.