Остановим коррупцию

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « СОШ а. Бесленей»

Примерная образовательная программа

Остановим коррупцию.

Составитель: учитель истории и обществознания

МКОУ « СОШ а. Бесленей»

Куржева Гульнара Темиржановна

2012г

Пояснительная записка

Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время в жизни общества одной из самых главных проблем является  проблема коррупции.

Тема борьбы с коррупцией сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом.Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» говориться, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».

В рамках борьбы скоррупцией одной из самых важных составляющих является  школа. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления – важнейшая задача современного образования.

Именно в этот период дети вплотную подходят к  ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но нравственного и т. д. Выбор предполагает понимание ситуации. Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой.

Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.

Программа предназначена для учащихся 9-11 классов. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание программы раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии, литературы и др. Возможно использование программы в качестве курса по выбору или элективного курса ( 34 часа).

Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем  в содержание не только правовую  направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а  разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета  познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию

устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.

Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

Цель антикоррупционной деятельности:

формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

Основные задачи:

● Дать детям понятие о явлении коррупции;

● развивать в них нетерпимое отношение к коррупции;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемамкоррупции.

Все эти задачи можно реализовать посредством различных форм и методов работы с учащимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать лучшему усвоению изучаемого материала и повышению уровня значимости данного курса.

Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы.

Уобучающихся должны быть сформированы следующие компетентности:

самостоятельная познавательно-предметная компетентность ( умение распознавать коррупционную деятельность, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения;

информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои возможности, умение принимать нужное решение, умение сделать выбор);

гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и  аргументировать его).

При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется использовать следующие формы работы:

-индивидуальные и групповые проектные формы работы;

- лабораторно-практические занятия;

- дискуссии;

- деловые игры и т.п., что поможет показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

План действий учителя должен опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция характерна для российской ментальности, малоопасна, неистребима.

Основное содержание

Введение.

Коррупция — это проблема, угрожающая национальной безопасности.

Борьба с коррупцией.

Устное народное творчество о мздоимстве и жадности. Выдающиеся деятели о коррупции.

Тема 1. Что такое коррупция?

Происхождение термина коррупция. Понятие коррупции, коррупционное правонарушение, коррупциогенность, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов.

Правовые, политические, экономические, морально-этические, бытовые подходы к определению коррупции.

Суть коррупционных отношений. Две основы коррупции: правовая (коррупционные правонарушения, преступления) и этическая (этические коррупционные нарушения). Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе. Признаки коррупционного действия.

Причины появления и устойчивости коррупции.

География коррупции. Политический режим и коррупция. Причины высокого уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода.

Коррупция как одно изглавных нарушений прав человека. Показатели коррупции в обществе. Виды коррупции. Последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества

Тема 2. Коррупция как явление в истории.

Способы борьбы государства с коррупцией, их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах доколониального Востока. Римская республика и империя. Римское право.

Новое в характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Нового времени. Развитие коррупции в развитых странах на рубеже XIX-XX вв.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией.

Тема 3. Исторический опыт борьбы с коррупцией в Российском государстве.

Мздоимство, лихоимство, посулы, почесть, подношения даров. Правовые памятники Древней Руси. Отношение государства к данным явлениям в XIV-XV вв.

Судебник 1497 г. – первое законодательное ограничение коррупционных действий. Судебник Ивана IV1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими подчиненными.

Система «кормлений». Негативная роль «кормлений» в разъедании госаппарата коррупцией. Ликвидация института «кормлений» Земской реформой 1555–1556 гг.

Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей.

Соборное Уложение 1649 г. Отсутствие серьезных изменений в правовом регулировании борьбы со взяточничеством.

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху Петра I. Введение фиксированной ежемесячной платы служащим. Введение института фискалов Учреждение прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (24 декабря 1714 г.).

Фаворитизм как один из видов распространения коррупции. Упорядочивание внутреннего управления России при Екатерине II.

Причины, порождающие должностные преступления. Социально-политические противоречия в государственном управлении империи. Непоследовательность в борьбе с должностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного управления в XIX в.

Отношение общества к мздоимству и лихоимству. Примеры честного служения государству и обществу. Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А. Данте, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин, И.П. Крылов, А.Н. Островский и др.).

Антикоррупционные меры в советском государстве. Отношение к коррупции как буржуазному пережитку, единичному явлению. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции в 1960-х гг.

Отсутствие системы в борьбе с коррупцией в СССР.

Художественные образы «переродившихся» советских служащих (произведения

В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова и др.).

Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация экономических отношений общества. Всплеск коррупции. Институционализация коррупции. Расширение антикоррупционной нормативно-правовой базы в России 90-х гг. ХХ в. Причины низкой эффективности противодействия коррупции.

Тема 4. Современная антикоррупционная политика в мире и в России.

Понятие антикоррупционной политики, ее содержание. Субъекты антикоррупционной политики: международные, национальные, региональные и муниципальные. Опыт международной борьбы с коррупцией.

Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против коррупции.Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.).Международный день борьбы с коррупцией — 9 декабря.

Россия в мировых интеграционных процессах. Участие России в формировании современной антикоррупционной международно-правовой системы.

Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ.

Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291).

Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий.

Меры противодействия коррупции в ОУ. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008). Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной программы в РФ. Роль

Источники и литература:

Актуальные проблемы антикоррупционной политики в РФ. Сборник. [Текст] М.: Центр ЮрИнфоР, 2001, 58 с.

Аминьева, Я.А.Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Программа спецкурса. [Текст] / Я.А. Аминьева, В.А. Номоконов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002, 64 с.

Байболов, К. Коррупция. Взяточничество. Ответственность. Вопросы теории и практики. [Текст] /К. Байболов, Л. Сыдыкова, А. Сыдыков. Бишкек, 1999, 120 с.

Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества. [Текст] /С.В. Бондаренко Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2002, 368 с.

Бондарь, В. Общество против коррупции. Московская школа политических исследований. [Текст] /В. Бондарь. – М., 2008. 248 с.

Волженкин, Б.В. Служебные преступления. /Б.В. Волженкин. М.: Юрист, 2000, 368 с.

Гаухман, Л.Д. Преступления в сфере экономической деятельности. [Текст] /Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. ЮрИнфоР, 1998, 296 с.

Глотов, С.А. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. Путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов. [Текст] / С.А. Глотов, В.Д. Мазаев. М.: Юрист, 2001, 560 с.

Граждане и органы государственной власти: доступ, информирование и обжалование. [Текст] М.: Юристъ, 2001, 144 с.

Гражданское общество против коррупции в России [Текст] / Под ред. М.Б. Горного. СПб,: Норма, 2002, 376 с.

Джордж, Р.Т. Де. Деловая этика. В двух томах. [Текст] / Р.Т. Де Джордж. СПб.-М., 2001, 495 с. (1 том), 1047 с. (2 том)

Зотова, С.А.Россия против коррупции: как победить общественное зло? (Пособие для интерактивных дискуссий старшеклассников). [Текст] / С.А. Зотова, Д.В. Макаров, А.Е. Чуклинов. М., 2000. 13 с.

Клямкин, И.М. Теневая Россия. [Текст] / И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев. М.: РГГУ, 2000. 595 с.

Коленников, О. Экономическая активность работников правоохранительных органов постсоветской России: виды, масштабы и влияние на общество (на примере милиции). [Текст] /О. Коленников, Л. Косалс, Р. Рывкина, Ю. Симагин. М.: Юрист, 2002. 107 с.

Конов, А. Ю. Коррупция в органах государственной власти: теория, практика и механизмы антикоррупционной политики [Текст] Дис. … канд. социол. наук : 22.00.08 Казань, 2005. 183 с. РГБ ОД, 61:06-22/20

Коррупция в органах власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. [Текст] Нижний Новгород, 2001. 511 с.

Коррупция и борьба с ней: роль законодательства [Текст] / Под ред. М.Б. Горного. — СПб.: Норма, 2000. 136 с.

Красильникова, Ю.А.Влияние коррупции на прямые иностранные инвестиции: модельный подход// Решение есть всегда. Сборник трудов Фонда ИНДЕМ. [Текст] /Ю.А. Красильникова, М.И. Левин. М.: Фонд ИНДЕМ, 2001. с. 158-164

Кучеров, И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие. [Текст] /И.И. Кучеров. М.: ЮрИнфоР, 1997, 224 с.

Кушниренко, С.П. Особенности расследования взяточничества. Учебное пособие. [Текст] / С.П. Кушниренко. Санкт-Петербург.

Лопашенко, Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. [Текст] /Н.А. Лопашенко Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997. 184 с.

Лоскутов, В.А. Тоталитаризм и коррупция. Сборник статей. [Текст] / В.А. Лоскутов. Екатеринбург, 2001. 176 с.

Максимов, С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. [Текст] /С.В. Максимов – М.:ЮрИнфоР, 2000. 143 с.

Малько, А.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. [Текст] /А.В. Малько, В.В. Субочев. Пятигорск, 2003, 198 с.

Мешков, В.М. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. [Текст] /В.М. Мешков, В.Л. Попов. М.: Щит-М, 1999. 80 с.

Муниципальная программа по предупреждению коррупции. [Текст] Ижевск, 2002. 175 с.

Мысловский, Е.Н. Государство и экономика. [Текст] /Е.Н. Мысловский. М.: СПАС, 1999. 95 с.

На пути к региональному Уполномоченному по правам человека. [Текст] /Под. ред. Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2000, 224 с.

Общественная антикоррупционная экспретриза законодательства. [Текст] СПб.: Норма, 2007. 156 с.

Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России [Текст] / Под ред. М.Б. Горного. СПб.: Норма, 2002, 320 с.

Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. [Текст] Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999, 304 с.

Правовые механизмы предупреждения коррупции в управлении государственными ресурсами [Текст] / А.Е. Жалинский, М.А. Поличка, Н.П. Поличка. Хабаровск: Частная коллекция, 2002, 192 с.

Гражданские инициативы и предотвращение коррупции. [Текст] / Под ред. А.Ю. Сунгурова («Стратегия»). — СПб.: Норма, 2000. 224 с.

Учебно – методический план

Тема

Кол.часов

1.

Ведение

1

- Коррупция как фактор угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

1

2.

Что такое коррупция?

8

- Происхождение термина коррупция, коррупциогенность, коррупционное правонарушение.

-Две составляющие коррупции: правовая и этическая

- География коррупции.

- Политический режим и коррупция.

- Коррупция как Одно из главных нарушений прав человека.

- Виды коррупции .

-Последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества.

1

1

1

1

1

1

2

3.

Коррупция как явление в истории.

8

- Способы борьбы государства с коррупцией

- Способы борьбы с коррупцией и их эффективность в цивилизациях Древнего мира и средневековья

- Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху нового времени

- Развитие коррупции в развитых странах.

2

2

2

2

4.

Исторический опыт борьбы с коррупцией в Российском государстве.

9

-Мздоимство, лихоимство, посулы, почесть, подношения даров. Правовые памятники Древней Руси. Отношение государства к данным явлениям в XIV-XV вв.

- Судебник 1497года

- Соляной бунт 1648года.

- Фаворитизм, как фактор распространения коррупции.

- Отсутствие системы в борьбе с коррупцией в СССР

-Всплеск коррупции в 1990-х годах.

1

1

1

1

2

1

1

1

5.

Современная антикоррупционная политика в мире и в России.

8

- Понятие антикоррупционной политики и ее содержание.

-Субъекты антикоррупционной политики.

- Международное антикоррупционное законодательство.

- Россия в мировых интеграционных процессах.

- Уголовный кодекс РФ о взяточничестве.

- Федеральный закон « О противодействии коррупции»

- Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной программы в РФ

1

1

1

1

2

1

1

Всего 34 часа.

Приложение.

Использование ролевых игр

в антикоррупционном образовании и воспитании школьников.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст