Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Осознанное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края»

Выполнила: Ипатова В. Ю.

воспитатель МБДУ «Детский сад №11»

Научный руководитель:

Мурашкина Т.В.

ст. преподаватель кафедры

дошкольного образования

Чебоксары

2012

Структура проекта

Введение……………………………………………………………………..3

1. Анализ ситуации…………………………………………………………..4-5

1.1 Анализ внешней среды………………………………………………….6

1.2 Анализ внутренней среды………………………………………………..7

1.3 Проблематика……………………………………………………………..8

2 Основная часть

2.1 Концептуализация проекта……………………………………………….9

2.2 Целеполагание…………………………………………………………….10

2.3 Ожидаемые результаты………………………………………………..11-12

2.4 Реализация проекта……………………………………………………….13

2.4.1 Этапы работы над проектом…………………………13

2.4.2 План действий по реализации проекта…………..14-15

2.4.3 Ресурсное обеспечение…………………………….16

2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга……..17-28

3 Заключение…………………………………………………………………29-30

Список литературы…………………………………………………………..31-33

Приложение……………………………………………………………….…34-39

ВВЕДЕНИЕ

Природа — источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на Земле.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.

Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления — экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер[21;19]. Спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.

Анализ ситуации

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[22; 5]

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Учитывая всё выше сказанное, можно считать, что формирование экологической культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Анализ внешней среды

Положительные моменты

Негативные тенденции

I. Деятельность МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары регулируется:

1. Правовыми документами

Конвенция о правах ребенка;

Всеобщая декларация прав человека;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательными актами РФ:

Конституция РФ;

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Закон ЧР «Об образовании»;

Закон ЧР «О языках в ЧР»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

II. Государство в последние годы стало больше уделять внимание на экологическое состояние окружающей среды.

Экологическое состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается.

Увеличивается количество видов птиц, животных, растений, попадающих в Красную книгу

Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ.

Анализ внутренней среды

Положительные моменты

Негативные тенденции

Наличие документов, регламентирующих и регулирующих деятельность МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары:

Типовое положение о ДОУ;

Концепция дошкольного воспитания.

Локальные акты:

Устав МБДОУ Детский сад №11» г. Чебоксары

Договор между МДОУ и законными представителями воспитанников.

Наличие комплексной программы: «Программа воспитания ребенка-дошкольника» под руководством О.В. Драгуновой, 1995 г.,

Наличие парциальных программ по экологическому воспитанию:

Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»

Методическое обеспечение:

Учебно-методическая, подписные и периодические издания.

Имеется необходимая материально-техническая база для формирования осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе родного края: уголки природы, прогулочные веранды с насаждениями деревьев, кустарников.

Материальный уровень родителей ниже среднего, вследствие этого высокая занятость на работе. Многие родители уделяют недостаточно внимания детям, мотивируя это отсутствием времени; часть родителей занимаются детьми эпизодически.

Низкая заинтересованность родителей в формировании осознанного отношения детей к природе родного края.

Формализм при выборе способов вовлечения родителей в совместную деятельность.

Практические умения и навыки уход а за комнатными растениями сформированы недостаточно.

Не имеют достаточные знания о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возрастаю.

Проблематика

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Древо проблем

Все проблемы

Самая важная проблема

Проблемы по приоритетам

1. Работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически.

2. Не был достаточно оснащён педагогический процесс. 3. Мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Формирование осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе родного края.

Родители с трудом проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.

Родители не умеют самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

Основная часть

2.1. Концептуализация проекта

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Целепологание

Цель проекта:

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Ожидаемые результаты

Дети

1. Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).

2. Будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. Будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

10. Закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. Будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

Педагоги

1.Выражен интерес к изучению данной проблемы.

2.Сформировано желание активно использовать осознанное отношение к природе .

Родители

1.Проявляют интерес и желание принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.

2.Умеют самостоятельно организовать работу со своими детьми по формированию осознанного отношения к природе Родного края.

Реализация проекта:

–определение темы, постановка цели и задачи;

– определение методов и приёмов работы;

–диагностирование экологического воспитания;

– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

–подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

–подбор материала для творческого труда;

– составление перспективного плана.

Этапы работы над проектом

Проект включает три основных этапа:

1-й — подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования; предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й — собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й — обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендации.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Сроки: ноябрь 2011

2 этап. Исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Сроки : декабрь – март 2012.

1.Организация в группах познавательно — экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям.

Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Посадка цветника, уход за цветами.

6. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

9 .Выпуск экологических газет.

10. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

11. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

12. Операция «Подарок птицам» Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

13.Познавательное развлечение «Птичьи заботы» в старшей и подготовительной группах.

14. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» в старшей и подготовительной группах.

15. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

16. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.

Выставка макетов о родном крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

17. Экологическая экскурсия «На природу, в поле пойдем»

18. «Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме «Природа».

19. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки».

20. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.

21. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

22. Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

23. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей «Это интересно. Из жизни природы.» ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.)

24. Викторина между старшими группами «Лучший знаток деревьев».

25. Составление гербария «Наши растения».

26. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых.

3 этап. Обобщающий.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст