Основные принципы классификации профессий Особенности профориентации в центрах образова

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Бирская государственная социально – педагогическая академия»

Социально гуманитарный институт

Творческая работа по профориентологии

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

Выполнила: студентка 31 группа СГИ Хасанова Л.А.

Бирск 2012

Содержание

§1. Основные принципы классификации профессий.

§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии».

§3. Особенности профоринтации в центрах образования.

§4. Анкета профессиональногосамоопределения. Методика «Матрица выбора профессии».

Литература

§1. Основные принципы классификации профессий

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда — физического и умственного, или исполнительского и творческого.

Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист)

2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

— высшего образования — инженер, врач, учитель);

— высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования — оператор, бухгалтер;

— массовые профессии, требующие квалификации — агент, продавец;

— профессии, не требующие квалификации — подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками

Любую профессию можно описать подробно с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:

— технологические

— экономические

— педагогические

— медицинские

— психологические

Что же включают в себя эти характеристики? Например, технологические характеристики профессии включают в себя описание:

— предмета труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека (другие люди, техника, информация, искусство или природа);

— целей труда, с помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность (ручные, механизированные и автоматизированные);

— трудовых операций в ходе деятельности (физические, умственные и социальные);

— рабочего места специалиста.

Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.

Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.

Она включает в себя общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии.

Классификация профессий:

1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

4. По условиям труда (группы) – где работает.

Начнем с характеристики типов профессий:

А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

Б) Предмет труда — животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.

Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо) Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч- Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Классы профессий. Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Отделы профессий. Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

А) с использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.

Б) с использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

В) с использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

Г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

А) труд в обычных бытовых условиях; пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

Б) труд на открытом воздухе; пример; строители, работники сельского хозяйства и т.д.

В) труд в необычных условиях; пример: водолазы, шахтеры и т.д.;

Г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

«человек — живая природа»,

«человек — техника»,

«человек — человек»,

«человек — знаковая система»,

«человек — художественный образ».

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).

Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда.Гностические (распознать, определить).Преобразующие (обработать, обслужить).Изыскательские (изобрести, придумать).

Человек — природа.БотаникВетеринар.Биоинженер.

Человек — техника.Наладчик станков с ЧПУ. Водитель, слесарь.Изобретатель, Инженер.

Человек — знаковая система.Графолог.Архивариус, библиотекарь.Программист.

Человек -художественный образ.Литературный критик.Актёр.Художник, дизайнер.

Человек — человек.Психолог.Учитель, врач.Режиссёр.

Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Я выбираю данную профессию, потому, что она (эта профессия)…..

Утверждение

Оценка

Мотив

1

Требует общения с разными людьми

12345

И

2

Нравится родителям

12345

-

3

Предполагает высокое чувство ответственности

12345

С

4

Требует переезда на новое место жительства

12345

+

5

Соответствует моим способностям

12345

И

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

12345

-

7

Дает возможность приносить пользу людям

12345

С

8

Способствует умственному и физическому развитию

12345

И

9

Является высокооплачиваемой

12345

+

10

Позволяет работать близко от дома

12345

+

11

Является престижной

12345

-

12

Дает возможности для роста профессионального мастерства

12345

С

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

12345

-

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

12345

С

15

Является привлекательной

12345

И

16

Близка к любимому школьному предмету

12345

+

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

12345

С

18

Избрана моими друзьями

12345

-

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

12345

+



Страницы: 1 | 2 | Весь текст