Познавай выбирай твори действуй

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 (филиал) г. Челябинск

ПРОГРАММА

воспитательной работы

с ученическим коллективом

«Познавай, выбирай,

твори, действуй!»

на 2011 – 2013 гг.

Разработала классный руководитель 5 класса

Шадрина Ирина Сергеевна

2011 г.

«Воспитание и только воспитание – цель школы»

Песталоцци

I Пояснительная записка.

Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.

Целесообразность принятия Программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами — в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Главная особенность подросткового возраста — широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по восьми направлениям.

При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки.

В результате проведённых исследований установлено:

1) диагностика нравственной самооценки: 37% учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки, 60% учащихся имеют средний уровень нравственной самооценки, у 3% учащихся нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. С низким уровнем нравственной самооценки учащихся нет.

2) диагностика этики поведения: 92 % учеников имеют положительный результат: отношения без агрессии, открытая позиция, поведение, основанное на равноправных отношениях. 8 % имеют отрицательный результат: легкомысленное отношение, агрессия, способы психологического давления.

3) диагностика отношения к жизненным ценностям: 10,2% учеников имеют высокий уровень, 53,9% средний уровень, 21,1% ниже среднего уровня, 14,8% низкий уровень.

4) диагностика нравственной мотивации: 24,2% учеников имеют высокий уровень, 63,3% средний уровень, 12,5% низкий уровень.

Результаты проведённого исследования в целом положительны.

Однако большинство учащихся не готовы самостоятельно организовать какое-либо дело, ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. В то же время, 96% учащихся отметило, что им нравится участвовать в делах класса и школы, что класс способен к дружным самостоятельным действиям (при анкетировании использовалась методики М.И. Рожкова, А.Н. Лутошкина, О.В. Лишина, М.Г. Казакинной, Р.С. Немова и др.).

II Концептуальные основы программы.

Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» — это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.

Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

Идеология программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Работа ведётся по следующим направлениям:

Актуальные сферы жизнедеятельности

Название направления

1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ);

2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений);

3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);

4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);

5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья);

6. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха);

8. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

1. «Быть отличником хочу!»

2. «Вырастим себе друзей»

3. «В царстве красоты»

4. «Живое рядом»

5. «Здоровому всё здорово!»

6. «Я – Россиянин»

7. «Праздник для души»

8.«Азбука безопасного поведения»

Функции занятий с детьми следующие:

обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;

просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;

коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;

релаксационная функция – снятие напряжения;

развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.

III Целевой блок.

Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.

Задачи программы:

- создание условий для самовыражения обучающихся,

- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,

- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,

- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,

- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,

- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

IV Содержание программы и механизмы реализации.

Содержание программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» представлено в виде восьми направлений:

1 направление «Быть отличником хочу!»

Задачи:

- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Формы внеклассной работы:

интеллектуальные игры,

устные журналы,

конкурсы чтецов,

предметные недели,

викторины, турниры,

предметные олимпиады и др.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам

количество «4» и «5»:

- если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год;

- если больше «5», чем «4» — 40 баллов;

- если одна или две «4», остальные оценки «5» — 50 баллов;

- одни «5» — 60 баллов.

анализ классного журнала

Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах

Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах:

школьный уровень

3 место – 10 баллов;

2 место – 15 баллов;

1 место – 20 баллов.

участие – 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место – 25 баллов;

2 место – 30 баллов;

1 место – 35 баллов.

участие – 10 баллов.

региональный уровень:

3 место – 40 баллов;

2 место – 45 баллов;

1 место – 50 баллов.

участие – 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место – 55 баллов;

2 место – 60 баллов;

1 место – 65 баллов.

участие – 30 баллов.

мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел.

наблюдение, опрос

2 направление «Вырастим себе друзей!»

Задачи:

- развивать позитивный тон взаимодействия;

- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;

- развивать коммуникативные навыки.

Формы внеклассной работы:

интерактивные игры,

час интересного общения,

практикум по культуре поведения,

ролевые игры,

оформление альбома «Словарь вежливых слов»,

уроки этикета и др.

Мониторинг эффективности:

Быть культурным человеком – норма жизни, поэтому диагностируется уровень нравственной самооценки, культуры поведения. Вклад ученика в организацию и проведение КТД фиксируется в досуговом направлении «Праздник для души».

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Диагностика нравственной самооценки

Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя

анкетирование, наблюдение

Диагностика этики поведения

Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя.

анкетирование, наблюдение

3 направление «В царстве красоты»

Задачи:

- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;

- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;

- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Формы внеклассной работы:

интерактивные игры,

час интересного общения,

практикум по культуре поведения,

ролевые игры,

оформление альбома «Словарь вежливых слов»,

уроки этикета и др.

Мониторинг эффективности:

Критерии оценки

Показатели оценки, рейтинговая система

Методика сбора информации

Участие в творческих конкурсах

Результативность участия в творческих конкурсах:

школьный уровень

3 место – 10 баллов;

2 место – 15 баллов;

1 место – 20 баллов.

участие – 5 баллов.

муниципальный уровень:

3 место – 25 баллов;

2 место – 30 баллов;

1 место – 35 баллов.

участие – 10 баллов.

региональный уровень:

3 место – 40 баллов;

2 место – 45 баллов;

1 место – 50 баллов.

участие – 20 баллов.

Всероссийский и международный уровень:

3 место – 55 баллов;

2 место – 60 баллов;

1 место – 65 баллов.

участие – 30 баллов.

мониторинг педагога-организатора

Участие в трудовых делах

Эффективность участия ученика в трудовых делах:

присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел.

наблюдение, опрос

Организация, проведение и участие в КТД

Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём:

присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст