Познай себя

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 9»Б» КЛАССА

«ПУТЬ ПОЗНАЙ СЕБЯ»

МОНГУЛ-ООЛ СВЕТЛАНА САРЫГЛАРОВНА

Что же такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

воспитание — процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

воспитание — это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самосовершенствование.

воспитание — это чувство, голос души и сердца

Девятый класс… Особенностью данного возраста является то, что его называют переходным периодом от детства к юности. Психологи именуют этот возраст критическим, так как это связано с кардинальными изменениями в физиологии и психике ребенка.

Характерной чертой подростков в этом возрасте является противоречивость поведения.

Противоречивость поведения вызвана, в первую очередь, изменениями в физиологическом развитии. Рост, вес, изменения внешности влекут за собой тревогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения.

Л.С. Выготский отметил, что в этом возрасте происходят большие изменения в сфере интересов ребенка. Старые интересы отмирают и им на смену приходят новые интересы. Он определил несколько групп интересов, которые, являясь, доминантными, влияют на поведение подростка.

- «Эгоцентрическая доминанта» — интерес к себе, к собственной личности.

- «Доминанта дали» — установка подростка на дальние, масштабные перспективы, которые для него более важны, чем текущие.

- «Доминанта усилия» — стремление подростка к борьбе, к сопротивлению, которые проявляются в упрямстве, протесте против взрослых.

- «Доминанта романтики» — стремление к новому, рискованному, на первый план выходят различного рода фантазии.

Подросток этого возраста требует к себе отношения как к взрослому человеку, Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения, привычки и привилегии.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка знать и уметь что-то по-настоящему. Желание подражать в положительном плане взрослым людям приводит к тому, что подростки начинают усиленно усваивать учебную программу, выходят за рамки

школьной программы. Однако, это подражание взрослому может иметь и отрицательное значение, в зависимости от того, кто из значимых взрослых является для подростка идеалом.

Процесс самоутверждения подростков может протекать по-разному. Это во многом зависит от тех социально-значимых ролей, которые играет подросток. Наиболее характерными являются следующие:

«Интеллектуалы» — претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной

«Силачи — смельчаки» — они выделяются в классе своей силой и ловкостью, спортивными успехами.

«Лидеры» — подростки, которых привлекает общественная деятельность.

«Таланты» — подростки, которые имеют ярко выраженные способности.

«Увлеченные» — подростки, которые имеют сильные увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение спортом, который влияет полностью на их жизнь.

«Надежные» — это подростки, для которых главным достоинством человека является умение дружить, хранить верность дружбе. (Приложение № 1)

Ученики проводят в школе большую часть своей жизни. Насыщенная программа, появление новых учебных дисциплин, дополнительные занятия, элективные курсы, научно — практические конференции — все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная внеклассная работа, которая обеспечивает всестороннее развитие личности.

В своей работе я обращаю внимание на соблюдение следующих методологических принципов воспитания:

1. Личностно-ориентированный подход — проявление уважения к личности ребенка; учет индивидуально-психологических и личных особенностей ребенка ( типа нервной системы, темперамента, особенностей восприятия, памяти и мышления, самооценки, активности, сформированности положительной Я-концепции и т.д.).

2. Культурологический(или принцип толерантности) — гармоническое развитие общества возможно только на принципах равноправия и равноценности разных культур, толерантного отношения к самым разным проявлениям человеческой самобытности. Учитывая многонациональную среду воспитания, культурные традиции региона, необходимо найти такие педагогические средства, которые бы способствовали принятию другого, проявлению сочувствия и сострадания к другому, признанию ценности многообразия человеческих культур.

3. Природосообразностьвоспитания. Этот принцип имеет две стороны:

во-первых, обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

во-вторых, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью природы.

4. Здоровьесберегающий — этот принцип направлен на формирование культуры индивидуального развития школьника.

Философическийподход — призван формировать рефлексивные (аналитические) способности детей.

Принципсубъективности — осознанного участия классного руководителя в проектировании и осуществлении воспитательной деятельности.

Именно поэтому целью моей воспитательной деятельности является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Эта цель реализуется на основе введения в воспитательный процесс современных технологий воспитания и диагностики. Дифференцированный, личностно ориентированный подход осуществляется через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.

Используя СЛОВО, ДЕЛО, НАБЛЮДЕНИЕ и диагностику я создаю условия, чтобы ребенок проявил себя. Для этого я определила для себя основное правило 7-У:

Уверенность — знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель — гарант соблюдения прав ученика.

Успешность — берясь за любое дело, воспитатель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.

Удивительность — надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».

Убедительность — уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

Уважительность — необходимо взаимное уважение.«Уважаешь мнение детей- они уважают твое. Воспитание без уважения — подавление».

Уравновешенность — в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.

Улыбчивость — без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка — это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь познания себя.

Конечно же, моя концепция является компонентом системы нашей школы. Основная задача, которой является «внедрение инновационных технологий в образовательный процесс на основе глубокой дифференциации и индивидуализации обучения».

Система воспитательной работы «Путь познания себя»

Для достижения цели необходимо решение основных задач воспитания, направленных на развитие:

- познавательных интересов каждого ученика.

— формирование потребности к самообразованию и саморазвитию.

- формирование собственной позиции жизни ученика.

- определение профильной ориентации.

- сохранение и укрепление здоровья.

- стремление к здоровому образу жизни.

Задачи реализуются через стратегию, которая вырабатывается на основе педагогической диагностики и анализа ежегодной воспитательной работы воспитателя главное место в котором занимает анализ уровня воспитанности учащихся. Под воспитанностью подразумевается уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и к самому себе.

Исходя из основной цели, были мною проставлены следующие воспитательные задачи.

Для реализации воспитательной системы «Путь познания себя» я использую такие технологии, как педагогическая поддержка (с целью создания условий личностного становления ученика), здоровьесберегающие, деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса), информационно — коммуникативные (с целью развития информационной грамотности), а также технологию педагогического сотрудничества.

Таким образом, вся воспитательная система в классе создает условия для самосовершенствования и самореализации ребенка по следующим направлениям:

«ЗНАНИЕ» через проект «Поиск и творчество».

«ЗДОРОВЬЕ» — «Береги здоровье смолоду»

«СЕМЬЯ» — «Отцы и дети»

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» — «Моя будущая профессия»

«ОТЕЧЕСТВО» — «Я - гражданин России»

«ФЕНОМЕН» — «Одаренные дети»

«ДОСУГ» — «Ступени»

Каждому воспитательной системы соответствует свое определенное содержание, направленное на достижение его цели. Все органично взаимосвязаны между собой, взаимопроникаемы, и содержание одного дополняет содержание другого. Возьмем направление «Семья» он тесно связан с такими направлениями как «Здоровье», «Знание». В свою очередь содержание — «Досуг» переплетается с «Одаренные дети», «Отцы и дети».

Как правило, включают в себя различные формы деятельности:

«Знание» — конкурсы, интеллектуальные игры, научно-практические конференции, факультативы, элективные курсы, спецкурсы;

«Здоровье» — дни Здоровья, спартакиады, конкурсы, КТД, предметные вечера, встречи с врачами, походы, выезды на природу, индивидуальные и групповые беседы с девушками и юношами.

«Досуг» — классные часы, КТД, участие в праздновании Дня города, Шагаа, Рождества, Масленицы, дискуссии, встречи с известными в городе людьми, посещение кинотеатра, филармонии;

«Семья» — творческие отчеты перед родителями (собрания — концерты), родительский лекторий, привлечения психолога к работе с родителями, индивидуальные беседы, посещение семей, формирование данных о семьях и семейном воспитании.

«Отечество» — классные часы, родительские собрания, праздник получения паспорта, встреча с ветеранами ВОВ, встречи с представителями силовых структур;

В основе всей моей воспитательной системы лежит технология коллективных творческих дел, разработанная И.П.Ивановым. Результат, на достижение которого она направлена, заключается в формировании гуманистических отношений между участниками. КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников. Это совместный поиск лучших решений, который осуществляется сообща — не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется, оценивается. КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать свои лучшие задатки, расти нравственно и духовно. Содержание КТД отвечает возрастным особенностям членов коллектива и процессам обновления, которые происходят во всех областях нашей жизни. КТД строятся на принципах сотрудничества. КТД имеют определенные этапы подготовки и проведение, коллективное подведение итогов и планы на будущее.

Не секрет, что только развитый коллектив может оказать мощное воспитывающее воздействие. Несмотря на личностно-ориентированную направленность воспитательного процесса, необходимо понять, что жить в коллективе и быть свободным невозможно. Личность развивается только в коллективе. Только в коллективе, как малой социальной группе, учащиеся усваивают значимые ценности, приобретают опыт самоорганизации. И важнейшим средством развития растущей личности является тоже коллектив. А главным средством развития детского коллектива является организация самоуправления.

Вслед за В.А. Караковским, я пониманию самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства соперничества ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Уверена в том, что участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих прав и интересов.

Самоуправление в современной педагогике рассматривается, как демократический способ организации общественной жизни. Основные принципы самоуправления – гласность, отчетность, согласованность в работе, обязательное выполнение решений.

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, в котором участвуют все учащиеся нашего класса и я, как классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов — родительский комитет. Собрание мы проводим раз в четверть. Главное и основное в работе классных собраний — это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учащимися. Ведет классное собрание классный руководитель — председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса. В Совет класса входят ответственные групп и активные, инициативные ребята, каждый из которых отвечает за свой сектор.

- сектор «Коллективное творческое дело» (КТД)

- сектор «Пресс-центр» — он состоит из двух направлений работы:

ГАЗЕТА — (издание классных газет). Хочу отметить, что в этом секторе работают очень умные и серьезные ребята, которые создают прекрасные газеты. Например: «Наука, я и окружающая среда», «Народные игры к празднику Шагаа», «Что такое Масленица?» и т.д.

ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ работа — оформление школы, класса для проведения праздничных мероприятий, оформление классного уголка.

- сектор «Учеба» — в их обязанности входит следить за заполнением экрана успеваемости, проведение в классе акций «Внимание портфель!», «А где твоя расческа и носовой платок?», «Кто забыл дневник?» Подсчет качества успеваемости в конце четверти и года «Кто самый лучший». Ребята делают это с большим удовольствием, и каждый следит за своими успехами очень внимательно. Учебная сфера включает в себя подготовку классных часов, бесед, помощь ребятам при подготовке домашних заданий.

- сектор « Милосердие» — помощь ветеранам, акции «Помоги другу»

- сектор « Дружина» — они оказывают помощь в организации дежурства по школе и классу, в проведении субботников и трудовых десантов.

Командир класса избирается в классном собрании, но каждый ученик может выдвинуть и свою кандидатуру. В среднем звене командир переизбирается часто, а в старшем – реже, потому что в классе уже есть лидер, которому ребята доверяют. В нашем классном коллективе практикуется проведение коротких «оперативок» по – 15 минут, на которых обсуждаются злободневные вопросы. Уверена, что такая практика делает классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления. Организация работы по нравственному воспитанию: ежедневно проводились 15-тиминутные «уроки нравственности», на которых основное место уделяется нравственному воспитанию, беседы по профилактике вредных привычек, по поведению в общественных местах и на общественном транспорте.

В классе осуществляется чередование традиционных поручений, которое предусматривает возможность каждого попробовать себя в различных направлениях.

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Особое внимание в своей концепции «Путь познания себя» я хочу обратить на проект «Одаренные дети». На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, — актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одаренности на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых.

Это, безусловно, позитивное решение.

Убеждена, что существует возможность и другого решения — не удалять одаренного ребенка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его возможностей.

Описание

Для реализации своего замысла я использовала технологию педагогической поддержки деятельности личностно-ориентированного подхода. Методом личных наблюдений, посещения семей, беседы с учителями — предметниками, анализа диагностики уровня воспитанности и обученности класса ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности, предусматривает решение следующих задач:

не терять потенциально одаренных детей, дать шанс тем, у кого способности проявляются на более поздних возрастных этапах;

создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одаренных детей;

позитивное отношение к различиям умственным и творческих способностей людей

состоит из 3 ступеней: « Помоги своему ребенку найти себя», «Твои победы впереди», «Ты сам строишь свое будущее».

«ПОМОГИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НАЙТИ СЕБЯ»

На данной ступени в работе были выбраны 2 направления:

«Родитель — ученик». Прежде всего, нужно «подтолкнуть» ребенка к развитию своих способностей, стимулировать его к самостоятельной деятельности (через спортивные секции, танцы, театр, чтение книг, увлечение какимлибо предметом и т.д.) Во-вторых, надо научиться анализировать и сравнивать успехи или неудачи своего ребенка.

«Ученик — педагог». У педагога другие задачи: не терять потенциально одаренных детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявились на более позднем возрастном этапе.

Мероприятия по реализации этих направлений:

Серия классных часов — «Познай себя».

Великие люди о самовоспитании и их дневники.(обмен интересными находками)

Как развить свои способности? (диспут)

Воспитание уверенности в себе. Нерешительность и самонадеянность.(час откровенного разговора)

Для чего нужна химия? Профессии, связанные с ней ( час вопросов и ответов)

Профессии« романтические» и простые ( советы родителей)

Обязательно в своей работе я опиралась на помощь родительского комитета и всех родителей нашего класса. Совместно мы провели такие родительские собрания как:

1 .Как сохранить здоровье ребенка?

Компьютерв жизни школьника. Как можно использовать компьютер в учебной деятельности в домашних условиях.

Физическоездоровье школьника.посетили урок физической культуры перед собранием.

Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебному процессу.

Это путь проб и ошибок.

Ожидаемые результаты:

- понять чего я (ученик) хочу, что мне нравится, в чем я попробую свои силы, так как мои победы все впереди.

- составить примерный список одаренных детей, помня о том, что потенциально одаренным является каждый здоровый человек.

«ТВОИ ПОБЕДЫ ВПЕРЕДИ» 9 КЛАСС

В начале этого учебного года я совместно с учителями — предметниками и составила план работы по 2 ступени проекта «Одаренные дети», проводит диагностику в 9 классе каждый месяц согласно составленной им . «Психологическое сопровождение учащихся 9 классов», как мы ее называем, включена в план воспитательной работы класса.

Ведь главная задача в этом учебном году — участие в школьной, городской, республиканской олимпиадах, на научно-практической конференции школы, города, возможно, и республики. Использование в своих работах новых информационных технологий, создание своих проектов.

СЕНТЯБРЬ — исследование познавательных интересов учащихся психологом школы, составление базы данных одаренных детей по направлениям: учеба, спорт, искусство.

ОКТЯБРЬ — подготовка учащихся к школьным, предметным олимпиадам (участие могут принимать все желающие)

НОЯБРЬ — результаты олимпиады; анализ и качество работ; рекомендации кандидатур на город; консультации учителей-предметников

!!! — обязательно провести общешкольную линейку и назвать имена победителей — это огромный стимул для ученика, если учесть его первые победы; нельзя забывать и о родителях, которые болеют за своих детей не меньше нас.

- Неделя русского языка и литературы — обязательное участие всего класса

- Конкурс – «языкознание для всех»- по традиции класса участвуют все.

ДЕКАБРЬ

- подготовка и проведение городской олимпиады, из нашего класса попробовали свои силы многие ребята.

- подготовка и проведение республиканской олимпиады,

ЯНВАРЬ –

- подготовка к научно-практической конференции в школе, в работе конференции приняли участие.

- математика конкурс «Кенгуренок для выпускника» — приняли участие все;

Итогом работы с одаренными детьми за первое полугодие является родительское собрание: «О трудностях учения» Эпиграфом к этому собранию я взяла слова Томаса Эдисона: «Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Собрание провели в форме семинара – практикума

Собрание проходило вместе с учащимися всего класса.

ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ — посещение детьми элективных курсов, факультативов, подготовка к экзаменам по новой форме, работа с различными видами рефератов, овладение составления проектов к экзаменам.

Итоговое — «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Ожидаемые результаты:

1. Радость и гордость за наших ребят — «Вот они — наши победы!»

2. Полученная уверенность в собственных силах — «Я — могу! Ура!»

3. Возможностьполучения новых умений и навыков «Покорение компьютера» (обязательный показ своих проектов в классе «Смотри и учись!»

4. Повышение педагогического мастерства учителей.

5. Определение профильности учащихся.

6. Формирование портфолио современного ученика:

- ученик

- родители ученика

- учитель-предметник

«Ты сам строишь свое будущее» — 3 ступень предусматривает организацию профильного обучения, которое поможет выпускнику сделать правильный выбор своей будущей профессии.

Особое место в цепочке воспитательных дел на этой ступени моего принадлежит классным часам. Основное требование к классному часу — активное участие всех учащихся, то есть приобщенность старшеклассника к происходящему.

Ещё обязательное условие при проведении классного часа — рефлексия. Целенаправленное побуждение к самоанализу — к осознанию ответственности за свои суждения и поступки, обдумыванию жизненных смыслов.

Все темы классных часов обсуждаются на первом классном собрании.

В старшекласснике мы должны увидеть заинтересованного ученика, желающего вести диалог «Ученик — учитель», «Ученик — родитель». Я уверена в том, что главным должен быть ученик, а учитель и родители помогают и направляют его. Здесь как раз и приемлема технология диалогового обучения, нередко забытая нами — учителями.

№п/п

Тема классного часа

Ответственные

1

Человек и социум: «Талант, одаренность, гениальность»

Монгул-оол С.С.

2

Внутренний мир человека: «Здоровый образ жизни»

По группам – воспитатели

Девушки – Монгул-оол С.С.

3

Отечество Россия: «Как взаимодействуют государство и гражданин»

юрист

4

Целенаправленная организация свободного времени. Труд и отдых студента

Монгул-оол С.С.

5

«Страницы памяти»

Ученики, воспитатели – Монгул-оол С.С.

6

Формирование здорового образа жизни: отказ от вредных привычек (отдельно)

Ученики, воспитатели – Монгун-оол С.С.

7

«Счастье ребенка не стоит ни одной слезинки» Ф. Достоевский (дискуссия)

По группам – юноши воспитатели – Монгун-оол С.С.

В этом году в школе создан отряд содействия милиции «Патриот», членами этого отряда стали наши ребята. Ответственность, форма придает уверенность и значимость выполняемых поручений.

Личная проблема старшеклассников – чувство одиночества, открытие своего внутреннего мира.

В этот период своей жизни старшеклассник зачастую остатестя один на один со своими проблемами.

Существенное изменение самосознания приводит к тому, что повышается значимость собственных ценностей, самооценка отдельных качеств личности перерастает в оценку своего целостного образа.

Чувство взрослости, осознание собственной свободы, мечты о будущем, свободном от обязательств перед взрослыми, часто приводятся к тому, что старшеклассник становится жертвой сект, начинает употреблять наркотики, может попасть вы опасную компанию.

Отличительной чертой взрослости старшеклассников является то, что они порой не задумываются о завтрашнем дне, сегодня делая то, что требует их внутренний мир о таких страшных явлениях сегодняшнего мира, как СПИД и наркотики, об ответственности, которую начинает нести старшеклассник, если он совершает противоправные действия, об умении взрослых не конфликтовать и о том, как выйти из конфликта с взрослым ребенком.

Реализация этих задач:

п/п

Тема лекции

Форма проведения

Приглашенные

1

«Об этом с тревогой говорят: Наркомания. Что о ней нужно знать?»

Вечер вопросов и ответов

воспитатели – Монгун-оол С.С.

2

Пока не поздно! Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

Обучающий семинар

воспитатели – Монгун-оол С.С.

3

Характер моего ребенка

Родительско-ученический ринг



Страницы: 1 | 2 | Весь текст