Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Всем известно, что ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка дает классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.

Я являюсь классным руководителем 6 Б класса. Работаю с детьми этого класса в качестве наставника 2-ой год. В 2010-2011 учебном году выпустила 9-ый класс, с которым проработала 3 года.

Учащиеся 6Б класса отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Шестиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 13 лет работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:

1. Система воспитательной работы.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

Основываясь на Программе воспитательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38», я в своей работе ставлю следующие воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.

Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.

Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.

Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

В воспитательном процессе реализую следующие направления программы:

- духовно-нравственное воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- эколого-краеведческое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- семейное воспитание;

- профилактическое направление.

Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

2. Наличие системы самоуправления в классе.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.

Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.

Задачи структуры самоуправления:

развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;

развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;

развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Модель ученического самоуправления за 13 лет работы в качестве классного руководителя часто видоизменялась. В настоящее время использую следующую структуру самоуправления:

Классное собрание

Совет класса

Староста

Члены актива школы

лицеистов

Ответственные

Культмассовая работа

Дежурство

Спортмассовая работа

Успеваемость

Редколлегия

Летопись класса

Трудовой сектор

Цветовод

Совет дела — СД

Коллективное творческое дело — КТД

Классное собрание

Совет класса

Староста

Члены актива школы

лицеистов

Ответственные

Культмассовая работа

Дежурство

Спортмассовая работа

Успеваемость

Редколлегия

Летопись класса

Трудовой сектор

Цветовод

Совет дела — СД

Коллективное творческое дело — КТД

Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.

Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту класса, членов школьного актива.

 Староста – следит за работой членов актива школы и помогает им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:

- вопросы текущей недели;

- обсуждение нарушителей дисциплины;

- составление планов работы;

- подведение итогов работы ( отчет каждого сектора);

Управляет детским сообществом совет класса, состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.

     Трудовой сектор – несёт ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.

    Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.

 Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.

 Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.

  Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости.

  Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.

 Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение,  и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.  

Совет класса работает под руководством Актива школы.

 

Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела, для проведения которых создаются советы дела. Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5 Б класса:

Фамилия,

имя

Честность и скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Долг, ответственность

Общественная активность

Дисциплинированность

Отношение к коллективу

Культурный уровень

Доброта и отзывчивость

Эстетический вкус

Средний бал

1

Баляев Тимур

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

2

Белоусова Екатерина

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3,9

3

Вашуркина Валерия

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

4

Верушкина Елена

4

3

3

5

4

3

5

3

4

4

4

3,8

5

Грушев Егор

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

3,2

6

Девяткин Евгений

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

7

Иневаткина Ксения

5

4

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст