Понятие формы Многообразие форм окружаещего мира

Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Цели урока:

научить учащихся видеть внутреннюю структуру предметов

научить определять подобие форм предметов и простейших геометрических тел

ознакомить учащихся с понятием формы, конструкции, стилизации

воспитывать у учащихся наблюдательность и художественное восприятие окружающего мира

Оборудование: ММУ, презентация, компьютеры.

Ход урока.

Организационная часть.

Сообщение нового материала.

Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.(Слайд № 1)

Форма — это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень. (слайд 4)

Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, дракона или принимая очертания сказочного замка. (слайд 5)

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные линии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе,— все это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.(Слайд № 6)

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха (Слайд № 7). Можно придумать много таких примеров.

Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисовать в случайных пятнах (слайд 8)

Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие очертания и наконец детали.(Слайд 9-11)

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.(Слайд № 12-13)

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.(Слайд 14)

Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. Посмотрите, каким необычным способом передал форму лица художник Дж. Арчимбольдо в картине «Вертумн» (Слайд № 15). У этого художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и других предметов.

Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой (Сайд № 16).

Рассмотрите рисунок. Как правило, поверхность, заключенная в пределах определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.

В изобразительной деятельности, передавая форму предмета, мы не можем не учитывать значение фона. Каждый объект существует в нашем понимании только вместе с фоном, поэтому фон в картине, то есть пустота между предметами, приобретает равное значение с изображенными объектами. Сравните два изображения одних и тех же вещей, а именно позитивное и негативное (Слайд №17), и вы увидите, что их форма воспринимается в определенной зависимости от фона.

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.(Слайд № 18)

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.

Конструкция — это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.(слайд 19)

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 20)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (Слайд тот же).

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные — представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно-пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело — цилиндр. (Слайд № 21)

Современный уровень техники помогает художникам придумывать новые формы. Посмотрите какие удивительные рисунки можно сделать с помощью компьютерной графики. (Слайд № 19)

He правда ли, иногда архитектурное сооружение напоминает шар, а в конструкции дома можно увидеть подобие многим геометрическим телам (Слайд № 20).

Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусферы, крыши некоторых домов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета. (Сайд № 22)

Стилизация формы. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 23) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

Возможные практические задания:

Используя компьютер ( текстовый процессор Word или графический редактор Paint) нарисо вать натюрморт из простых геометрических фигур или

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Рисование с натуры натюрморта из гипсовых геометрических тел.

Заключительная часть.( Слайд 25)