Положение о письменных работ

ПОЛОЖЕНИЕ

о письменных работах

в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Московский экономико-правовой институт»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003г. № 1155, иными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки и локальными актами, регламентирующими учебный процесс в НОУ ВПО МЭПИ.

1.2. Положение определяет:

- порядок утверждения тематики рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных работ или дипломных проектов);

- технологию написания и правила оформления письменных работ;

- требования к научному руководству по выполнению письменных работ;

-порядок защиты и критерии оценки письменных работ.

2. Реферат

2.1. Написание реферата является частью учебно-педагогического процесса, одной из наиболее важных форм закрепления студентами знаний, полученных при изучении дисциплины.

Реферат-это вид самостоятельной работы, вырабатывающий у студента умение анализировать учебную и научную литературу, развивающий навыки исследовательской деятельности.

2.2.Цели выполнения реферата:

привлечение студента к самостоятельному исследованию практически значимых научных проблем в рамках конкретной актуальной темы;

выработка у него соответствующих умений и навыков, необходимых для аналитической работы в ходе изучения дисциплины, практической деятельности.

2.3. Задачи реферата:

- исследование источников и литературы по конкретной теме;

-обобщение и систематизация знаний, полученных в результате изучения литературы, нормативных материалов, статистических данных, а также работы с эмпирическим материалом;

- формирование умений: самостоятельно работать с научными источниками, литературой, сравнивать, выделять главное, анализировать, формулировать выводы, дискутировать, соблюдая научную этику, отстаивать свою позицию, и т.д.

-формирование навыка оформления письменных работ с учетом требований ГОСТа.

2.4. Рефераты выполняются в соответствии с программой дисциплины, планами семинарских и практических занятий.

Рефераты хранятся на кафедре в течение календарного года, после чего, уничтожаются в установленном порядке.

2.5.Общее руководство за организацией выполнения и защиты рефератов возлагается на преподавателей института.

2.6.Преподавателями разрабатываются тематика рефератов, методические рекомендации, определяющие структуру, порядок выполнения, оформления и защиты реферата с учетом особенностей конкретных дисциплин и общими требованиями к реферату, установленными настоящим положением.

2.7.Заведующий соответствующей кафедры осуществляет анализ качества методических рекомендаций по написанию рефератов для студентов, периодически проводит выборочный контроль рефератов с целью определения соответствия реферета, предъявляемым к нему требованиям.

2.8.Нагрузка профессорско-преподавательского состава, участвующего в разработке тематики и методических рекомендаций по написанию реферата, учитывается согласно нормативам на методическую работу, определеным в инструкции Положения о планировании учебной, методической и научной работы в МЭПИ.

2.9. Преподаватель организует выполнение реферата студентами. На него возлагается:

- закрепление темы и назначение сроков выполнения и защиты рефератов;

- проведение консультаций по методике выполнения реферата по мере необходимости и разработка методических рекомендаций по написанию рефератов;

- рецензирование реферата и выставление оценки в журнал учета посещаемости и успеваемости группы.

2.10. Закрепление темы реферата за студентом осуществляется не позднее, чем за 7 дней до его защиты или до следующего семинарского занятия, на котором он должен быть заслушан (студентам заочного обучения — в период экзаменационной сессии на установочных занятиях).

2.11. Работа над одной темой реферата нескольких студентов допускается лишь в случае, когда тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над ее отдельной частью.

2.12. Выполнение рефератов студентами осуществляется во время самостоятельной работы (слушателями заочной формы обучения – в межсессионный период).

2.13. После закрепления темы реферата студент приступает к подбору, изучению необходимой литературы, нормативных материалов, статистических сведений и т.д.

2.14. На втором этапе работы студент составляет план реферата и в случае необходимости согласует его с преподавателем.

2.15. Структура реферата должна включать:

- титульный лист (приложение 1);

- план;

- введение;

- основную часть (параграфы);

- заключение;

- список источников и литературы;

- приложения (при их наличии).

2.16. В среднем объём работы должен составлять от 10 до 15 страниц компьютерного текста на листах формата А-4, шрифт 14, интервал -1,5, выравнивание по ширине листа.

Сноски по тексту необходимо оформлять согласно правилам, установленным ГОСТом (приложение №2).

2.17. На усмотрение преподавателя защита реферата может происходить:

в виде доклада на занятии по соответствующей теме;

в виде индивидуальной беседы;

публично, на любого уровня конференции.

2.18. Итоговая оценка по реферату складывается из устной рецензии преподавателя на него и защиты реферата (ответе студента на вопросы по реферату). Оценка выставляется в журнал учебных занятий и может учитываться при промежуточной аттестации студента.

2.19. Преподаватель может вместо реферата на семинарское занятие предложить студентам подготовить доклад или опережающее сообщение.

2.19.1.Опережающее сообщение готовится по проблеме, которая конкретизирует и уточняет вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии. Студент выступает с сообщением на занятии. Преподаватель оценивает знания студента, логику изложения, доказательность суждений, при этом оформление в письменном виде сообщения не обязательно.

2.19.2. Доклад студента, в отличии от опережающего сообщения, требует оформления в письменном виде. Оценка за доклад складывается из глубины содержания, логики изложения и доказательности представленных фактов и умозаключений, сообщения студентом информации по докладу и правильности и грамотности изложения вопроса в письменном виде. Строгие правила и требования к оформлению доклада не предъявляются.

2.19.3.Реферат, в отличии от опрежающего сообщения и доклада, предпролагает более серьезную работу и поэтому к нему предъявляются более строгие требования по содержанию и оформлению (порядок оформления и защиты представлен выше).

3. Контрольная работа

3.1. Контрольная работа, как форма самостоятельной работы студентов, определяется Учебными планами по заочной форме обучения.

3.2. Контрольная работа предназначена для контроля преподавателем усвоения студентом-заочником тем, выносимых на самостоятельное изучение. Соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу на заочной форме обучения определено Государственным образовательным стандартом с приоритетом последней, и поэтому, большая часть материала осваивается студентами самостоятельно.

3.3. Учебный отдел в межсессионный период размещает на сайте института учебный график очередной зачетно-экзаменационной сессии, в котором указывается форма промежуточной аттестации по дисциплине и наличие (или отсутствие) контрольной работы по той или иной дисциплине.

3.4. Преподавателями разрабатываются тематика, методические рекомендации, определяющие структуру и порядок выполнения, оформления и защиты контрольной работы с учетом особенностей конкретных дисциплин.

3.5. Заведующий заочным отделением осуществляет контроль за предоставление студентам тематики (вариантов) контрольных работ и методических рекомендаций по их выполнению. Как правило, тематика контрольных работ размещается на сайте института и периодически обновляется (не чаще 1 раза в год).

3.6. Нагрузка профессорско-преподавательского состава, участвующего в составлении тематики и методических рекомендаций по написанию контрольных работ, учитывается согласно нормативам на методическую работу, определеным в инструкции Положения о планировании учебной, методической и научной работы в МЭПИ.

3.7. На преподавателя возлагается:

-разработка тематики (вариантов) контрольных работ и методических рекомендаций по их выполнению;

- проверка контрольной работы и выставление оценки в журнал учета посещаемости и успеваемости группы;

- право проводить собеседование по контрольной работе (теме) до или во время проведения зачета или экзамена по дисциплине (особенно в случае невыполнения работы или наличия существенных ошибок, допущенных в работе).

3.8. Студентам предоставляется право выбора темы (варианта) контрольной работы.

3.9. В задание контрольной работы может входить: теоретическое изложение материала по вопросу, задачи, требующие решения, творческие задания, тесты и т.п.

3.10. Выполнение контрольных работ студентами производится во время самостоятельной работы в межсессионный период. Контрольная работа предоставляется преподавателю на проверку не позднее, чем за 1 день до зачета или экзамена по соответствующей дисциплине.

Организация выполнения контрольной работы

3.11. После выбора темы контрольной работы студент приступает к подбору, изучению необходимой ему литературы, нормативных материалов, статистических материалов и т.д.

3.12. Подобрав и изучив литературу, студент составляет план работы, ориентируясь на методические рекомендации. Он имеет право обратиться за консультацией к преподавателю.

3.13. Структура теоретической работы (письменный ответ по одной теме) должна включать:

- титульный лист (приложение №3);

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список источников и использованной литературы;

3.14. В среднем объём работы должен составлять от 10 до 14 страниц компьютерного текста на листах формата А-4, шрифт 14, межстрочный интервал-1,5, выравнивание по ширине листа.

Ссылки и сноски по тексту необходимо оформлять согласно правилам, установленным ГОСТом (см. приложение №2).

3.15. Структура работы, предполагающей решение задач, тестов и т.п:

- титульный лист (приложение №4);

-формулировка задания или задачи;

- решение задачи или тестов.

- список источников и использованной литературы.

316.Объем контрольной работы, предполагающей решение задач или тестов, не регламентирован.

3.17. Контрольная работа, признанная неудовлетворительной, возвращается студенту для доработки, при этом указываются её недостатки и даются рекомендации по их устранению.

3.18. Если студент не представил контрольную работу или не исправил, указанные преподавателем ошибки, то преподаватель проводит собеседование по теме контрольной работы во время зачета или экзамена, как дополнение к вопросам билета. Результаты контрольной работы учитываются при выставлении экзаменационной (зачетной) оценки.

319. Оценка контрольной работы и замечания указываются на титульном листе работы или на его обороте.

3.20. Контрольная работа хранится на кафедре в течение года и по истечении этого срока ликвидируется в установленном порядке.

4. Курсовая работа

4.1. Курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов.

Цель выполнения студентами курсовой работы состоит в систематизации, закреплении теоретических знаний и практических навыков и обучении студентов самостоятельному применению их при решении практических задач, а также в научной и учебно-исследовательской деятельности. Подготовка курсовой работы развивает способность к анализу научной литературы, практики, вырабатывает умения систематизировать и обобщать научный и практический материал.

4.2.Курсовая работа предусмотрена Учебными планами по соответствующей специальности (направлению). В семестре студент выполняет, как правило, не более одной курсовой работы.

За весь период обучения студентами, как правило, выполняется четыре курсовых работы по наиболее важным и значимым дисциплинам.

4.3. Перечень тем курсовых работ разрабатывается преподавателями, обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Обновление тем проводится не реже одного раза в учебном году. Тематика курсовых работ, как правило, размещается на сайте института.

4.4.Тематика должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки. Кафедры разрабатывают методические рекомендации по выполнению курсовой работы с учетом специфики дисциплины и общих требований, установленных настоящим Положением. Методические рекомендации утверждаются на заседании кафедры и входят составной частью в учебно-методический комплекс по дисциплине.

4.5. Нагрузка за разработку (переработку) тематики и методических рекомендаций по курсовым работам определена в инструкции Положения о планировании учебной , методической и научной работы в МЭПИ.

4.6. В обязанности научного руководителя входит:

- разработка тематики и методических рекомендаций по написанию курсовой работы по дисциплине;

закрепление темы за студентом и предоставление этой информации в учебный отдел (соответствующее отделение)

в случае необходимости проведение консультаций по методике написания работы и ее содержанию;

контроль за выполнением работы и своевременным представлением работы на проверку;

составление письменной рецензии о представленной курсовой работе;

проведение защиты курсовых работ и выставление оценки.

4.7. Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной подготовки (слушателями заочной формы обучения – в межсессионный период) и является одной из ее важнейших форм.

4.8. Вместо курсовой работы по решению кафедры на защиту может быть представлена научная работа студента, выполненная по данной дисциплине. Научная работа должна представлять собой опубликованную научную статью по проблемам дисциплины объемом не менее 1 п.л.

4.9. Курсовые работы сдаются студентами для рецензирования в сроки, устанавливаемые кафедрами, но не позднее, чем за 3 дня до начала экзамена по соответствующей дисциплине.

Организация выполнения курсовой работы, требования к ее оформлению, содержанию и защите

4.10. Основными этапами подготовки курсовой работы являются: выбор темы, подбор литературы и материалов практики, составление плана, изучение вопросов темы, написание текста, оформление и представление работы научному руководителю, получение рецензии и устранение указанных в ней замечаний.

4.11. Студент вправе, по согласованию с научным руководителем, расширить перечень предлагаемых вопросов плана либо внести другие коррективы, привлекать источники, публикуемые в специальных журналах, применять иллюстрированный и другой материал из периодической печати.

4.12. Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы. Выбранная тема обсуждается с преподавателем. Закрепление темы работы за студентом производится в начале семестра и закрепляется распоряжением проректора по учебной работе.

4.13. Студенту, не определившему самостоятельно тему курсовой работы, закрепляется тема по усмотрению преподавателя (из списка утвержденных тем).

4.14. Работа над одной темой нескольких студентов допускается лишь на заочной форме обучения. На очной и очно-заочной формах обучения допускается только в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью.

4.15. Для правильной организации выполнения курсовой работы студент самостоятельно составляет план-график выполнения работы, в котором определяются сроки выполнения ее составных частей (глав параграфов и т.п.).

4.16. Студент по мере необходимости может обратиться за консультацией к преподавателю относительно плана работы подбора источников и литературы, оформления работы и т.п.

4.17. Структура курсовой работы, как правило, включает в себя:

титульный лист (приложение №5);

оглавление;

введение;

основную часть (главы и параграфы);

заключение;

список источников и использованной литературы;

приложения.

4.17.1.Оглавлением (планом) является перечень глав и параграфов, составленный в определенной последовательности, с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения материала параграфа главы, введения, заключения и т.п. (приложение №6).

4.17.2. Введение должно содержать: актуальность темы, обоснование цели и задач работы, краткий обзор источников и литературы по проблеме. Объем введения, как правило, составляет 1-2 страницы.

4.17.3. Основная часть курсовой работы состоит из 2-3 глав, каждая глава состоит из параграфов (не менее 2-х). Параграфы и главы должны заканчиваться краткими выводами, причем вывод предыдущей главы должен подводить к содержанию последующей, чтобы обеспечить единство и целостность всей работы.

Цитаты заключаются в кавычки, и делается сноска с указанием автора, работы, места и года ее издания страницы на которой взята цитата. В целом, цитаты не должны превышать 25% объема работы.

Мысль автора, использованная в курсовой работе, без сохранения дословности не заключается в кавычки, но на нее оформляется сноска.

Главы должны иметь названия, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов повторять название глав.

4.17.4. В заключении формулируются общие выводы по курсовой работе, излагается собственное видение возможных путей и методов решения спорных вопросов. Выводы должны быть четкими, лаконичными и отвечать поставленным задачам и цели работы. Заключение занимает, как правило, 1-2 страницы.

4.17.5. Список использованной литературы включает в себя:

-Источники (нормативно-правовые акты, материалы практики, документы статистические отчеты, мемуары и т.п.).

Нормативные правовые акты в строгой последовательности:

1). Федеральные конституционные законы;

2) Федеральные законы и законы субъектов Федерации;

3) Подзаконные акты.

Практические материалы (с указанием выходных данных источника).

Практические материалы относятся к источникам работы и включаются в список после нормативно-правовых актов перед монографиями.

Научную литературу и материалы периодической печати в последовательности:

монографии;

научные статьи в материалах научных конференций или сборниках научных трудов;

учебники и учебные пособия;

статьи периодической печати (журналов, газет)

интернет-источники.

В список источников и литературы включаются только те источники и работы, которые реально использованы студентом в процессе написания курсовой работы. Список литературы оформляется с учетом правил определенных ГОСТом (приложение №7).

4.17.6. Приложения к курсовой работе (таблицы, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т.п.) выполняются на стандартных листах формата А-4 или на них наклеиваются. Подписи и пояснения помещаются на лицевой стороне. Используемые студентом в работе практические материалы, отражающие деятельность конкретной организации, заверяются подписью руководителя и печатью этой организации.

4.18. В конце основного текста курсовой работы студент должен поставить дату сдачи курсовой работы преподавателю и свою подпись.

4.19. Общий объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц компьютерного текста (без приложения) с междустрочным полуторным интервалом, 14 размером шрифта Times New Roman; страницы, включая приложения, должны быть, пронумерованы на середине верхнего поля по порядку от титульного листа до последней страницы (цифра «1» на титульном листе не ставится) и иметь поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм. Выравнивание текста по ширине строки. Каждый абзац начинается с «красной строки».

Курсовая работа сшивается по левому краю и подшивается в папку. В файловых папках работы не принимаются.

4.20. Работы, не отвечающие требованиям самостоятельного и творческого подхода к раскрытию темы, к защите не допускаются. Небрежно оформленные или имеющие другие нарушения установленных требований курсовые работы возвращаются на доработку.

4.21. Срок, отведенный преподавателю на проверку и подготовку рецензии на курсовую работу, как правило, 10 дней. В связи с этим преподаватель имеет право не допустить студента к экзамену по дисциплине, если работа сдана в день экзамена.

4.22. В ходе проверки преподаватель обязан указать на ошибки, неточности и неверные формулировки, отметить степень самостоятельности выполнения работы, полноту раскрытия темы, обратить внимание на все замеченные стилистические погрешности, оформление работы.

4.23.В замечаниях, сделанных на полях страницы, не должно быть никаких неясностей, сокращений, вопросительных, восклицательных и других знаков без необходимых разъяснений. Исправления в тексте и замечания пишутся с соблюдением педагогического такта, разборчивым почерком, чернилами, отличными по цвету от чернил, которыми выполнена курсовая работа.

4.24. В рецензии должны быть отмечены достоинства работы, произведен анализ и классификация ошибок, перечислены недостаточно полно изложенные вопросы темы, даны конкретные указания по устранению отмеченных недостатков. Отзыв подписывается преподавателем и датируется (приложение 8).

Защита курсовой работы

4.25. Защита курсовой работы студентом проводится индивидуально, в срок, определяемый кафедрой по согласованию с заведующим отделением (очной, очно-заочной и заочной форм обучения) института.

4.26. На защите курсовой работы могут присутствовать студенты преподаватели, члены администрации института.

4.27. Если преподаватель по объективным причинам не может проводить защиту (болезнь, командировка и т.п.), заведующий кафедрой по согласованию с проректором по учебной работе и заведующим отделением поручает провести защиту курсовых работ другому преподавателю.

4.28. Студент на защите должен быть готов:

к краткому изложению основного содержания работы, результатов исследования проблемы;

к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы;

к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

Предварительно ознакомившись с рецензией, студент дает пояснения по существу критических замечаний, отвечает на вопросы, аргументировано обосновывает свои выводы.

4.29. По результатам защиты курсовой работы студенту выставляется дифференцированная оценка – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Преподаватель, ставит оценку:

- на титульном листе курсовой работы,

-в рецензии на курсовую работу;

- в ведомости с указанием темы работы;

- в зачетную книжку на правой стороне листа, там, где проставляются зачеты. Оценка «неудовлетворительно» в зачетную книжку не ставится.

4.30. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю.

4.31. Студент, не защитивший курсовую работу в установленные сроки, к сдаче экзамена по этой дисциплине не допускается. Заведующий отделением в экзаменационной ведомости пишет «не допущен» и ставит свою подпись.

4.32. После защиты курсовая работа вместе с рецензией преподавателя сдается в архив. Курсовая работа хранится два года, а затем уничтожается по акту в установленном порядке.

Критерии оценки курсовых работ

4.33. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент в полном объеме раскрыл тему, показал наличие прочных навыков самостоятельного проведения научных исследований и глубокого анализа, систематизации и обобщения источников, научной литературы и практического материала, последовательно, грамотно и логически стройно изложил работу, убедительно обосновал принятые решения, оформил курсовую работу в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями.

4.34. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент в целом раскрыл тему, показал навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа, систематизации и обобщения источников, научной литературы и практического материала, не допустил существенных неточностей в изложении работы и обосновании принятых решений, не нарушил требования к оформлению курсовой работы.

4.35. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент при раскрытии темы использовал недостаточный круг необходимых источников и литературы, допустил некоторые неточности в изложении работы, слабо использовал практический материал, неубедительно обосновал отдельные из принятых решений, не нарушил требования к оформлению курсовой работы.

4.36. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент в большей части не раскрыл тему, не показал навыков самостоятельного проведения научных исследований, анализа, систематизации и обобщения материала, оформил курсовую работу с существенными нарушениями предъявляемых требований или вообще не представил работу.

5. Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа или проект)

5.1. Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования. Выпускная квалификационная работа (далее — ВКР) выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта (по специальности «менеджмент организации»)

5.2. ВКР представляет собой исследование актуальной и практически значимой проблемы, оформленное в соответствии с требованиями настоящего Положения.

5.3. Выпускная квалификационная работа является формой самостоятельной подготовки, которая позволяет студенту более полно и всесторонне изучить поставленную проблему; приобрести и развить навыки научно-исследовательской деятельности; систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять их при последующем решении служебных задач.

ВКР позволяет выявить качество знаний выпускников по профилирующим дисциплинам специальности. С учетом результатов ее выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия (далее – ГАК) принимает решение о присвоении квалификации и выдаче диплома выпускнику.

5.4. Успешное выполнение ВКР и ее защита зависят от того, в какой степени она соответствует следующим требованиям:

- научная актуальность и практическая значимость работы;

- глубина раскрытия вопросов темы;

- знание источников и научных работ по исследуемой проблематике;

- самостоятельное и творческое выполнение ВКР,

- наличие у студента собственных суждений по проблемным аспектам темы;

- соответствие содержания ВКР заявленной теме работы и ее плану;

- логичность изложения, убедительность выводов и обобщений;

- работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики;

-соответствие оформления работы предъявляемым к ней требованиям.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст