Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности Кружок

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности.

(Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой.

Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоиндетификации, как части духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. А значит художественное образование на основе поликультурного компонента направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, действительности, на развитие способности личности и преобразованию себя.

Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности.

Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа.

Изобразительное искусство на основе поликультурного компонента является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества, народов мира. Приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.

Результатами художественно-эстетического развития, как и интернационального, должны быть:

понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

способность общаться;

осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;

основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;

готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Задачи:

привитие интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;

расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа;

пробуждение интереса к художественному творчеству других народов;

воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;

знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;

ознакомление детей с костюмами разных народов.

Реализация поставленных задач предполагается через следующие 

виды деятельности:

Виды художественно-творческой деятельности в изостудии «Очумелые ручки»

Методы развития эстетических потребностей и художественно-творческих способностей

Средства развития эстетических потребностей и художественно-творческих способностей

Изобразительная деятельность и Художественный труд

Знакомить детей с разнообразными художественными материалами и техниками, приобретать умение изображать различные образы. Совершенствовать творческие способности детей, художественный вкус в процессе работы с различными материалами.

Зрительный и музыкальный ряд произведений

Самостоятельная изобразительная

Привлекать детей к самостоятельному творчеству: изображение понравившихся

Выбор изобразительных и художественных материалов по желанию.

Подготовка и проведение праздников

Выставка детских работ, обмен мнениями, рассматривание разных работ своих друзей.

Занятия в изостудии проводятся в младшей и средней группе 1 раз вмесяц, в старшей и подготовительных группах – 1 раз в две недели.

Младшая группа.

Сентябрь

Октябрь

«Дружная семья горы свернет»

Цель:

-побеседовать с детьми об их семьях, объяснить им, как важно бережно хранить память о своих предках;

- изобразить свою семью.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Мой город»

Цель:

- формировать понятие дом, улица, город;

- изображать любимые места в нашем городе (дом, улица, парк).

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Ноябрь

Декабрь

«Люби и знай свой край»

Цель:

-знакомство с родным краем, с национальностями ,населяющими волгоградскую область;

- изобразить пейзаж «степь».

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Народные забавные игрушки»

Цель:

-знакомство с исскустврм дымки;

- роспись дымковской барышни.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Январь

Февраль

«Русский костюм»

Цель:

-рассказать детям как называются детали костюма, из какого материала изготовлены;

-предложить детям изготовить элементы костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Моя Страна Россия»

Цель:

-рассказать детям о стране Россия, показать место на карте, ландшафт, климатические особенности;

-познакомить с национальными ремеслами, традиционым национальным костюмом;

-изобразить карту России.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Март

Апрель

«Ай да пряник»

Цель:

-приобретение навыков фигурной лепки. Лепка по мотивам тульских пряников.

Материалы: глина, гуашь, кисти.

«Ванька-встанька».

Цель:

- знакомство с народными игрушками. Создание выразительных образов народных забавных игрушек.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Май

«Мы такие разные»

Цель:

-предложить детям изобразить людей разных национальностей;

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Средняя группа.

Сентябрь

Октябрь

«Семья »

Цель:

формировать у ребенка представление семья;

- воспитывать доброе отношение к родным и близким;

- изображение своей семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Моя родословная»

Цель:

- продолжать формировать понятие «семья»;

- узнавать о своих корнях, предках;

-изобразить портрет бабушки или дедушки.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Ноябрь

Декабрь

«Россия-страна мастеров»

Цель:

-познакомить детей с народными промыслами России (Хохлома, Гжель);

- украшение миски орнаментом на выбор.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Мы все такие разные»

Цель:

-познакомить детей с искусствомИндии;

- изготовление поделки «Лотос».

Материалы: бросовые материалы, клей, картон, гуашь, кисти.

Январь

Февраль

«Игра-путешествие во Францию»

Цель:

- познакомить со страной Францией;

- рассказать, что Париж- столица моды;

- создание эскизов одежды для бумажных кукол.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Русская изба»

Цель:

- знакомство с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья;

- изображение интерьера русской избы.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Март

Апрель

«Музей старины»

Цель:

-знакомство с предметами старины (полотенца, крынки, веретено);

-зображение предмета на выбор.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Татарские сапожки-ичиги».

Цель:

- знакомство с народным ремеслом, традиционными элементами украшения.

Материалы: бумага формат А3, , гуашь, акварель, мелки, кисти.

Май

« Земля — наш общий дом»

Цель:

-познакомить детей с различными народами, населяющими нашу планету;

- воспитывать доброе отношение к различным народностям;

- изобразить на выбор представителей любой народности.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Старшая группа.

Сентябрь

«Мой дом, моя семья»

Цель:

-Формировать у дошкольников представление о семье;

-побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным;

- воспитывать доброе отношение к родным и близким;

- изображение портрета членов семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

«Герб моей семьи»

Цель:

-продолжать формировать понятие семейных ценностей;

- изображение герба своей семьи.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Октябрь

«Профессия моих родителей»

Цель:

-знакомить детей с различными профессиями;

-изображение профессии своих родителей.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Мой город»

Цель:

- воспитывать чувство патриотизма за свой родной город;

- знакомить детей с различными достопримечательностями родного города;

-развивать внимательность, фантазию и воображение;

- изображать памятные места города Волгограда.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

Ноябрь

«Русский костюм»

Цель:

-познакомить детей с русским народным костюмом, его основными деталями: рубаха, сарафан или понева, фартук, душегрея, головной убор; декоративными украшениями;

-дать представление, что народны костюм является частью русской культуры;

-воспитывать интерес и уважение к русской истории;

-изображение русского костюма.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, акварель, мелки, кисти.

«Русская горница»

Цель:

- знакомить с бытом русских крестьян;

-познакомить с произведениями русских художников, изображающих деревенский быт;

- познакомить с предметами деревенской утвари;

- изображение интерьера русской избы.

Материалы: бумага формат А3, гуашь, кисти.

Декабрь

«Украина » (Приложение 3)

Цель:

-познакомить детей с Украиной, дать детям знания об украинцах;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст