Полифония в музыке и живописи В музыке Баха слышатся мелодии космосаа

Проект урока по музыке  в 5 классе

Тема урока: «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о жизни и многогранности творчества немецкого композитора И.С.Баха, освоить понятия гомофония, полифония, фуга, месса.

Расширять музыкальный кругозор учащихся, стремление любить и понимать музыку.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству.

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

учащихся

I.Активная деятельность учащихся.

II.Формирование теоретических знаний.

Музыкальное приветствие.

Слайд 1. «Любить музыку вовсе не означает любить всех композиторов, но любить музыку, не любя Баха, невозможно» Кабалевский Д.Б.

Послушайте музыкальное произведение и определите: какой музыкальный инструмент будет его исполнять.

(Звучит «Органная прелюдия И. С. Баха)

Звучание какого музыкального инструмента вы услышали?

Слайд 2. Величественный, могучий инструмент соревноваться с которым трудно даже большому составу симфонического оркестра. Где можно услышать звучание органа?

Музыка, которую мы услышали наз.» Органная прелюдия» (светлая, прозрачная, лирическая)

Для какого композитора орган был любимым инструментом и он владел им в совершенстве?

А какому народу принадлежит этот великий композитор?

Как бы вы определили тему нашего урока?

Слайд 3. Тема урока.(В музыке Баха слышатся мелодии космоса)

Как вы считаете с чего мы начнём изучение этой темы?

Слайд 4. (Цели)

Да, сегодня на уроке мы узнаем о жизни и творчестве И.С.Баха и познакомимся с понятиями, характерными для музыки Баха.

Слайд 5. (Германия) Мы отправляемся с вами в путешествие по Германии.

Слайд 6. А именно в город Эйзенах, где родился великий немецкий композитор ХVIII в. И.С.Бах в семье бедного городского музыканта.

Слайд 7. (Портрет) Я думаю мало найдётся таких людей, которые не слышали бы об этом гениальном композиторе. Родился И.С.Бах 21 марта 1685г.

Слайд 8. Дом, где проживала семья Бахов

Слайд 9. Церковь святого Фомы (биография)

При жизни Бах не получил заслуженного признания как композитор, но органист он был непревзойдённый.

Сейчас мы послушаем стихотворение Вадима Егорова «Играет Бах»

Слайд 10. (Соборы) Органная музыка Баха созвучна величию соборов. На предыдущих уроках мы знакомились с архитектурой.

Как называли мы архитектуру?

Всматриваясь в эти строгие очертания Реймского и Кёльнского соборов, куда устремляется непроизвольно наш взгляд?

А если архитектура — это застывшая музыка , то скажите какая музыка возникает у вас в душе, глядя на эти соборы?

Сейчас мы послушаем органную музыку И.С.Баха, и обратите внимание на характер музыки, сколько частей прозвучит в ней .

(Звучит Прелюдия и фуга до мажор)

Что вы можете сказать о характере этой музыки?

Что вы почувствовали в душе, слушая её?

Сколько частей услышали в музыке.

В музыке существует два вида многоголосия:

1.Когда в музыке слышим главную мелодию в одном голосе и аккомпонемент к ней в других голосах.

2.Когда в музыке много голосов и все они главные и значимые.

В какой части вы услышали многоголосие, в котором все голоса главные?

Звучание органной музыки связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония. Что же такое полифония?

Слайд 11. Полифония (в переводе с греческого — многозвучие) – вид многоголосной музыки, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных голосов.

Гомофония – вид многоголосной музыки, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют.

Наивысшего расцвета полифония достигла в творчестве И.С.Баха.

Произведение, которое мы прослушали называется Прелюдия и фуга.

Что же такое фуга?

Слайд 12. Фуга (в переводе с латинского — бег ) — это самая развитая, высшая форма полифонической музыки,

в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах.

В фуге может звучать от двух до шести голосов.

Развертывание одной мысли, одной идеи – характерная черта фуг И.С.Баха. Сам И.С. Бах так высказывался о фуге: «Каждый голос в сочинении, каждая тема, каждая мелодия — это личность, а многоголосное сочинение — беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь»

Динамическая пауза и распевка.

Исполнение песни «Бах творит»

Слайд 13. (Мендельсон) Интерес к музыке Баха возник почти 100 лет спустя после его смерти. В 1829г. под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею».

Слайд 14. ( произведения) Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Более 1000 произведений было написано Бахом. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.

Слайд 15, 16. Высокая Месса И.С. Бах.

Ария альта «Агнец божий» Месса — многоголосные песнопения, исполняемые во время дневной службы в католической церкви.

(Слушание)

Какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ария звучит как песнь успокоения. Любая тема Баха — выражает ли она радость или скорбь звучит возвышенно.

Месса ни при жизни Баха, ни в последующие времена во время богослужения не исполнялась. Как вы думаете, почему?

Это произведение называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру.

Когда с высоты двух с половиной столетий мы смотрим на музыку И.С.Баха, она представляется нам грандиозным фундаментом, на котором покоится всё музыкальное творчество композиторов, живших после Баха, вплоть до нашего времени. Каждый из них чему-нибудь у него учился. Жизнь каждого настоящего музыканта начинается с Баха. Нет наверное ни одного композитора в жизни которого не встречалась бы полифония.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и в то же время, понятны любому человеку.

Слайд 17. Когда-то Бетховен сказал о своём великом предшественнике: «Не ручьём, а морем надо бы ему называться!» Если бы Бетховен жил в наши дни, он говорил бы не о море, а об океане.

Сейчас мы вернёмся к началу урока, когда мы обозначали цели. Слайд 18. Были ли реализованы цели, поставленные нами в начале урока?

Сегодняшний урок мне хочется закончить стихотворением Н.Н. Ушакова

Слайд 19. «Иоганн Себастьян Бах»

Мне дорог Бах…

Ну как бы вам сказать,

не то чтоб нынче музыки не стало,

но вот такого чистого кристалла

еще нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

какая всеобъемлющая совесть,

какая удивительная повесть

о брошенной

в века

душе моей!

Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На доске вы видите Чемодан, кофемолку и корзину для мусора.

ЧЕМОДАН — беру знания ,полученные на уроке с собой в жизнь КОФЕМОЛКА- надо еще подумать над проблемой урока МУСОРКА — выброшу , мне эти знания не пригодятся. На столе у вас есть карточки с нотками, пройдите к доске и прикрепите карточки.

Орган.

В церкви, на концерте.

Для Баха.

Немецкому.

Музыка Баха.

С изучения биографии и знакомства с музыкой Баха.

Застывшая музыка.

К небесам.

Возвышенная, небесная, обращённая к космическим просторам.

Величественная, торжественная, уносящаяся от земной суеты ввысь, ясная и спокойная.

Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.

Две.

Во 2-й.

Чувство светлой печали, скорби и вместе с тем покоя.

Причина этого — большая глубина и значительность содержания, безграничность оттенков человеческих чувств.