Поколение вещей

Тема урока

Поколение вещей

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Класс

5 а,б

Литература

Кравченко А.И. Обществознание: ученик для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2008

План урока

1. Понятие вещей.2. Вещи в нашем доме.3. Роль вещей в различные эпохи

Цель урока

 Познакомить учащихся с понятием вещей.

 Формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать отдельные факты.

 Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые создавали различные предметы материальной культуры.

 Способствовать развитию познавательных интересов

Задачи урока

1) Образовательные:

Закрепить знания о том, что такое вещь;

2) Развивающие:

развитие способности к исследовательскому типу мышления;

развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе

уметь работать в группе и выслушать мнение собеседника

Формы и методы

урока

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия

культурная память поколений, человечество, материальная культура, культурное наследие, предки, потомки

Планируемые образовательные результаты

Ожидаемые результаты

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Учащиеся должны:

 описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им характеристику;

 объяснять роль вещей в разные исторические эпохи;

 объяснять значение терминов и понятий;

 давать личностную оценку отношению к вещам людей и в обществе в целом

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

УУД

Промежуточный контроль

Оргмомент

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Ф

ЛУД: понимают знаний для человека и принимают его

ПУД: формулирование ответов на вопросы учителя;

Поиск существенной информации

Устный опрос

Проверка домашнего задания

1.Что такое человечество?

2. Культурное наследие?

3. Культурная память?

4.Конфликт поколений?

5.Распределите вещи, к форме культуры они относятся

Ответы учащихся

И

И

Ф

И

И

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД: Диалог учителя и ученика

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией

ЛУД: Рассуждение учеников

Устный ответ

Проверка таблицы в тетради

Актуализация знаний

«О чем может рассказать история вещей?»

Отвечают на вопросы. Постановка целей и задач урока

Ф

ПУД: осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения;

Формулирование ответов на вопросы учителя;

Анализирование объектов;

Выделение главного;

Проведение сравнений;

Дополняющие и расширяющие имеющееся представления о культуре общения, целях общения

Устные ответы

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «вещь», поговорим об истории возникновения различных вещей, об их значении для человека. На протяжении всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, и вы будете рассказывать друг другу истории возникновения наиболее интересных вещей. В конце урока мы с вами должны будем ответить на главный вопрос: «О чем может рассказать история вещей?»

– Ребята, как вы понимаете слово «вещь»

– В толковом словаре Ожегова слово «вещь» имеет несколько значений:1. Вещь –  это отдельный предмет, изделие.2. Вещь – это то, что принадлежит к личному движимому имуществу (сдать вещи в багаж).

–  Итак, первая загадка:

1. Надеваю на глазаДва стеклянных колеса.Для чего нужны колеса?Чтобы видеть дальше носа (Очки)

Ученик рассказывает историю возникновения очков

2. Под крышей – ножки,На крыше – ложки,А рядом с ними – С похлебкой плошки (Стол)

Ученик рассказывает историю возникновения стола

3. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз.Чтобы ноги отдохнули, отдохни-ка ты на … (стуле)

Ученик рассказывает историю возникновения стула

4. Стоит солнцу в тучах скрыться,А дождю – заморосить,Как спешит он весь раскрытьсяИ собою нас укрыть. (Зонт)

Ученик рассказывает историю возникновения зонта

5. Перед тем, как в стену лечь,В печь залез – бока обжечь. (Кирпич)

6. Открыть свои тайны любому готова.Но ты от нее не услышишь и слова. (Книга)

7. Может и разбиться,Может и свариться,Если хочешь – в птицу может превратиться. (Яйцо)

8. Греет руки пара печекИз колечек от овечек. (Варежки)

9. На черном поле – Скок-поскок – Гуляет зайчик-белячок.  (Мел)

10. Если день стоит погожий,Он не выйдет из прихожей.Если дождик моросит,Он на улицу бежит. (Плащ)

11. Я увидел свой портрет,Отошел – портрета нет. (Зеркало)

Ученик рассказывает историю возникновения зеркала

12. Из горячего колодцаЧерез нос водица льется! (Чайник)

– Итак, ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте посмотрим, какие ключевые слова у нас получились в заштрихованных клеточках.

Ответы учащихся

Записи термина в тетрадь

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

История вещей

Ф

И

РвП

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

КУД: совместная деятельность

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

ЛУД: Рассуждение учеников

Записи в тетради

Задания в РТ

Устный ответ

Устный ответ

Первичное осмысление

– Итак, ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте посмотрим, какие ключевые слова у нас получились в заштрихованных клеточках.

– Так давай те ответим на главный вопрос урока: «О чем может рассказать история вещей?»

– Для чего нужны вещи в наших домах?

– Как нужно относиться к вещам?

– Какова роль вещей в различные эпохи?

- История вещей

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

РвП

Ф

И

ПУД:

Самостоятельное выделение и формулирования цели;

Поиск информации

ЛУД: Понимают значение знаний для человека и принимают его

Устный опрос

Итоги урока. Рефлексия

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

1.Отвечают на вопросы

2.Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Ф

ЛУД:

Понимают значение знаний для человека и принимают его

РУД:

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

параграф 5, вопросы устно

Составить рассказ на тему «История одной вещи нашей семьи»

Записывают домашнее задание

И