Пойдем со мной на елку мальчик Урок литературы в 7 классеФМ Достоевский Мальчик у Христ

Урок в 6 классе «Пойдем со мной на елку, мальчик».(Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»)

Урок – диалог с текстом.

Учитель – Белякова Т.М.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Вызвать интерес к творчеству Ф.М Достоевского.

2. Познакомиться с историей жанра святочного рассказа, отражающим пласт культуры; увидеть причины возникновения этого жанра;

3.познакомить с методами наблюдения над стилем;

4. отработать семантическое содержание слов

Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей. Детская тема интересовала Достоевского настолько, что он «поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях… и… о теперешних их отцах в теперешнем взаимном их отношении. Формула детства у Достоевского скорбная.

В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им проходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф., 19, 14).

«Дневник писателя» — главная часть религиозного и философско-публицистического творчества Достоевского. Но в него вошли и собственно художественные призведения, к коим относится и рассматриваемый нами рассказ. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника за 1876 год (как узнаем о том из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. Понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия и композиционного места в писательском дневнике.

Задание к уроку: 1) прочитать рассказ, 2) составить словарь, 3) составить план сюжета рассказа, 4) вспомнить композиционные части рассказа.

Словарь

Романист — писатель романов.

Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.

Захворать – стать больным, простудиться.

Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь. Подворотня – проём или проход под воротами.

Смрад – вонь , отвратительный запах, вонючий дым.

Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он жил во второй половине девятнадцатого века и писал правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.  Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего разговора.Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках, заостряя внимание на проблеме будущего таких детей.

Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», — запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого исвятого мировосприятия?

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.

Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой – ребенок, мотив чудесного.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно». Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

*А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были проследить последовательность событий , происходящих в рассказе и составить план. Давайте проверим его и сопоставим с композицией рассказа. Обратите внимание, у вас на столе лежит листок, в правой части план рассказа, а левую мы заполним вместе)

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.(экспозиция)

2.Мальчик в городе.(завязка)

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.(кульминация)

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.(развязка)

* Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

Композиция — это построение литературного произведения. Композиционные части рассказа —экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение».

УЧИТЕЛЬ:

*Кто же является главным героем рассказа? Чьими глазами мы видим происходящее? (всезнающий автор)

*Каким видим его мы, а каким автор?

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать».

*Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере. Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? Кстати, как его зовут? Обратите внимание, как автор говорит о его одежде(халатик)?Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?

* Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.

И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события

*. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)

*Какие слова часто повторяются???? Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?

Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

*Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала?

(город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство). Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

* Какие художественные выразительные средства использует автор?(эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

*Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?

(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется). Достоевский рисует образ дурной бесконечности. Столкнулись две реальности. И то и другое существует на самом деле.

*Зачем автор сталкивает эти реальности?

Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

*Почему герой в отчаянии?

Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.

«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.

УЧИТЕЛЬ: Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

* Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.

*Что бы вы сделали на его месте?

У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.

.*Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела». Почему именно копеечка, а не копейка?

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы.

Эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

УЧИТЕЛЬ: Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

*Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

«Вспомнил, заплакал, побежал».

*Куда побежал герой?

О чем вспомнил мальчик?

(свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда).

*Зачем автор приводит эти воспоминания?

(снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города). Возникает образ Рая.

*А почему они ушли из своей деревни?

(после отмены крепостного права крестьяне были вынуждены уходить в город, они стали ненужными. Земля перестала кормить крестьян, земельные наделы стали слишком маленькими. И для многих отмена крепостного права стала настоящей трагедией. Достоевский говорит о последствиях этого процесса. А сколько таких мальчиков бродило по стране???

*Как мальчик оказался в подворотне?

( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются). Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.

Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

*Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский переводит повествование в другую плоскость.

*Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?

Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…

*Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)

УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

«Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».

УЧИТЕЛЬ: Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание… Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры.

Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха, и всем дарит Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…

Страдания родителей отзывались сердечной вселенской болью… Но он верил во всемилосердие Божие и высшую справедливость, верил в вечную жизнь ив то, что из грешного приземленного мира беспорочные души скорбящих детишек попадают в мир иной, с трану отрады и утешения, и живут там новой жизнью …Осознавал Достоевсий и то, что «все за всех виноваты», а значит, страдания детей закономерны – за порочность и виновность отцов и матерей… Это также требуется принять на веру. Мы сознаем судьбу страдания ребенка и даже смерть его в категориях земного бытия, в вечности все это должно восприниматься качественно иначе.

По фтлософии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребена», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на земле быть ангелами, славящими Христа.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат зеленые листочки в виде ладошек. Давайте сегодня мы постараемся мысленно протянуть руку помощи нуждающимся и напишем на этих ладошках те слова, которые необходимы миру, чтобы чудо стало явью. И из этих ладошек составим рождественскую елку

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать своими руками открытку для своих родных и близких и пожелать им того, в чем прежде всего нуждаются. А потом мы устроим выставку рождественских открыток.

Список литературы:

1. Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III–VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. – Л.: Наука, 1988.3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 1985.