Подсказки молодым специалистам Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в

Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.

В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение необходимо проводить обследование речи. У детей 4-го года жизни в первую очередь следует смотреть, в каком состоянии находятся словарь и фразовая речь. Чем меньше запас слов, беднее фраза, тем чаще встречается замена одних звуков другими и/или отсутствие некоторых звуков.

Воспитатель, прислушиваясь к речи детей во время игр, занятий и в повседневной деятельности, может уловить, услышать неточность произнесения звуков родного языка, заикание, неумение правильно построить фразу. После таких наблюдений надо проверить речь каждого ребёнка с помощью специально подобранного речевого материала. Для обследования фразовой речи используются сюжетные денотаты, для обследования звукопроизношения – предметные денотаты. Воспитателем обследуются:

свистящие звуки – с, сь, з, зь, ц

шипящие звуки – ш, ж, ч, щ

соноры – л, ль, р, рь

звонкие звуки – в, б, д, г

звук j в начале и в конце слога

На основании данных индивидуального обследования, записанных в «Тетрадь обследовании», составляется сводная таблица состояния речи группы (диагностическая карта). В дальнейшем все изменения речи детей фиксируются в этой тетради.

Материал подбирается воспитателем и правильно оформляется. Для обследования звукопроизношения необходимо иметь предметные денотаты (карточки) на определённые звуки. Часто этот материал оформляется в виде альбома, но целесообразнее иметь современные фотоальбомы, так как в них картинки не вклеиваются, а вкладываются в ниши и в дальнейшем карточки можно использовать для других видов работы. Воспитатель так подбирает картинки, чтобы каждый из обследуемых звуков слышался в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится неодинаково. Картинки на карточках должны быть яркие и доступные детям по содержанию.

Приведу небольшой пример: звонкие согласные В, Б, Д, Г:

В – валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, ведро, павлин

Б – банка, бутылка, батон, ботинки, бабочка, грибы

Д – дом, дым, девочка, дыня, дудочка, удочка, лебеди

Г – гуси, голубь, гусеница, вагон, иголка

Звук j в конце и в начале слога:

Й – скамейка, чайник, лейка, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай

Я (jа) – ягода, якорь, яблоко, одеяло, маяк, листья, змея

Е (jэ) – ели, ежи, поезд, платье

Ё (jо) – ёжик, ёлка, ружьё

Ю (jу) – юбка, юла, Юра, Юла

При подборе предметных денотатов следует помнить, что звонкие звуки З, Ж, В, Б, Д, Г в конце слов и в середине, если за ними слышен глухой согласный – оглушаются, то есть произносятся как соответствующие им парные глухие звуки. Звук З как С (арбуз, берёзка), Ж как Ш (нож, ложка), В как Ф (морковь, лавка), Б как П (столб, коробка), Д как Т (дед, лодка), Г как К (луг, когти). Поэтому не стоит отбирать картинки, где эти звуки слышатся в конце или середине слова, когда за ними идёт глухой согласный. Слова для картинок следует подбирать так, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы, брызги).

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и искажение, неточность произношения. Когда не удаётся точно установить, как ребёнок произносит звук, но на слух произнесение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесён «нечётко». При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, чёткость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Все имеющиеся недостатки фиксируются в тетради.

В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесённые ребёнком звуки, слова, фразы. Это не только травмирует ребёнка, но и способствует неправильному произношению.

После подведения итогов обследования и заполнения диагностической карты группы, в конце сентября на родительском собрании педагог знакомит родителей с состоянием речи их детей. В своей дальнейшей работе воспитатель учитывает особенности речи каждого ребёнка, используя фронтальные и индивидуальные занятия, помощь родителей, формирует у детей красивую, правильную и чёткую речь.