Подросток в социальной среде

Урок обществознания по теме «Подросток в социальной среде»

(урок закрепления и обобщения знаний)

Цель:

формировать основы правовой культуры;

развивать у учащихся навыки решения практических задач;

содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам;

воспитывать уважение к закону.

Подготовила учитель

истории и обществознания

Гильмутдинова З.М.

2012г

Урок обществознания по теме «Подросток в социальной среде»

(урок закрепления и обобщения знаний)

Цель:

формировать основы правовой культуры;

развивать у учащихся навыки решения практических задач;

содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам;

воспитывать уважение к закону.

Ход урока

Эпиграф: Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение.

Актуализация прежних знаний.

Дискуссия

Обсуждение социального портрета современного подростка.

Беседа по вопросам:

Перечислите основные новые черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подросткам и молодежи сегодня. Как они влияют на молодежь?

О каких современных молодежных проблемах вы знаете?

О чем говорит тот факт, что современные молодые люди весьма меркантильны (ориентированы преимущественно на деньги)?

Опишите, на какие ценности ориентируются современные подростки, которых вы знаете.

Какие родительские ценности вы принимаете и какие отклоняете? Почему?

Кого бы вы назвали кумиром современной молодежи? Кого вы считаете своим кумиром? Почему?

Выполнить тестовые задания по аналогии ГИА (задания представлены на интерактивной доске). После выполнения каждой части заданий — комментарий ответов учащимися.

Часть 1

Выполните задания с выбором ответов А1-А10

А1 Поступок человека, который является опасным для других людей, общества, государства и записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание

преступление 3) поведение

проступок 4) привычка

А2 Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения –

правила поведения 3) трудовой договор

социальные нормы 4) правовая культура

А3 Социальные нормы, в которых выражаются представления людей о добрых и злых поступках, это нормы –

политические 3) моральные

правовые 4) эстетические

А4 Шестнадцатилетний Николай нарушил правила трудового распорядка на предприятии. Это правонарушение повлечет наступление ответственности

административной 3) дисциплинарной

гражданской 4) уголовной

А5 Верны ли следующие суждения о правах и свободах граждан в демократическом обществе?

А. Права граждан определяют обязательством государства.

Б. Реализация свобод человека не зависит от численности населения и демократического состава государства, в котором он живет.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6 Антон – жизнерадостный общительный человек, всегда готовый прийти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

индивида 3) личность

гражданина 4) профессионала

А7 Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление влечет за собой административную ответственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А8 Что отличает Конституцию от других законов государства?

высшая юридическая сила

обеспечение принудительной силой государства

обязательность исполнения

письменная форма

А9 Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?

право на жизнь

право знать своих родителей

право жить и воспитываться в семье

право на социальное обеспечение

А10 Верны ли следующие суждения о правах человека?

А) Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Б) Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

Выполните задания с кратким ответом В1 – В4

В1 Сравните два вида социальных норм – моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

письменные форма

выражение государственной воли

регулятор общественных отношений

образец одобряемого поведения

Черты сходства

Черты отличия

В2 Вставьте пропущенные слова в предложения:

Уголовный кодекс РФ. Извлечения

….. признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

В3 Продолжи предложение:

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, является:

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

…..

В4 Продолжи предложение:

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

предупреждение;

передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

возложение обязанности загладить причиненный вред;

….

Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы. Социальные нормы – это правила поведения общего характера, их требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям.

Социальные нормы, действующие в обществе, подразделяются по способу их установления (создания), по средствам охраны их от нарушений. На основании этого выделяются нормы морали, нормы права, нормы общественных организаций. С точки зрения содержания выделяют нормы политические, технические, трудовые и др.

Существуют точки зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека, их к себе человек предъявляет сам. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности заданы человеку извне, являются требованиями общества к человеку.

Нормы права и морали отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу охраны от нарушений, по степени детализации. С точки зрения происхождения нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Нормы права устанавливаются государством.

Нормы морали и права органически взаимодействуют между собой. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют при решении конкретных юридических дел. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества.

(В.Н.Хропатюк)

С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2 Укажите три основания, лежащие в основе выделения социальных норм.

С3 Приведите три любых вида социальных норм, упомянутых в тексте. Используя обществоведческие знания, еще один вид норм.

С4 По каким признакам различаются моральные и правовые нормы? (Укажите четыре признака.) В тексте конкретизируется первое различие. Дайте конкретизацию любых других двух признаков.

С5 В государстве Z резко возросло неприятие подростковой жестокости. В общественном сознании оно стало рассматриваться как проявление разрушения нравственных норм. Законодатели приняли решение ужесточить законодательство в области наказаний за преступления, совершенные подростками.

Связь каких социальных норм в этом примере? Какой фрагмент текста наиболее точно отражает характер этой связи?

С6 Какие две позиции по вопросу об источнике моральных норм рассматриваются в тексте? Опираясь на текст, обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргумент в поддержку любой из них.