Подростковый алкоголизм

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Выступление на родительском собрании на тему:

«Подростковый алкоголизм»

Составила:

Балабаева О.А. специалист

муниципальной опорной площадки

«Подросток и общество»

Проблема алкоголизма в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь. Очень часто ни педагоги, и родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или милицию

Даже эпизодическое употребление алкоголя в подростковом возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе и взаимоотношения с родителями. Алкоголизм у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15 летних ребят с алкоголизмом второй и даже третьей стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, так как у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга- алкогольная энцефалопатия Бородкин Ю.С., «Алкоголизм : причины, следствия, профилактика» Л., 1987 с. 28

По статическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголь именно в подростковом возрасте.

Причин, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки, множество. В целом их можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которого он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте , так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостряться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Большое значение для развития нарушений поведения у ребенка, имеющие аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатка воспитания.

Если ребенок растет в семье, где его воспитание и коррекцией поведения никто не занимается , где оба родителя злоупотребляют алкоголем или когда отец-алкоголик, а мать озабочена только пьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенок растет в атмосфере скандалов или воспитывается в неполной или деформированной семье, — то все аномалии характера еще больше усиливаются. Заиграева Г.Г., «Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения.», М., 1986 с. 97

Ко второй группе причин, по которым подростки начинают выпивать, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

Употреблению алкоголя в подростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения.

Множество разнообразных причин порождают подростковую алкоголизацию. Трудно не согласиться, что серьезнейшим образом сказывается на развитие пьянства юных сограждан пример больше части родителей. Не случайно же дети детсадовского возраста играют в застолье и на полном серьезе чокаются, только без тостов.

У детей, подростков не воспитывается родителями отрицательное отношение к алкоголю. Да и как можно вырабатывать у молодежи негативное отношение к алкогольным напиткам, когда в семьях пьют, в учреждения, «события» не обходятся без застолья, выпускные вечера в учебных заведениях проводятся не на лимонадной основе. Откуда же может появиться у молодежи отрицательное отношение к алкогольным напиткам?

Антиалкогольная работа в учебных заведениях ведется слабо, досуг организован из рук вон плохо. Главное мероприятие — чаще всего дискотека.

Осведомленность учителей об ориентациях, поступках, поведении учащихся имеет, конечно, важное значение, но а какова реакция родителей? Как родители реагируют на то, что их дети время от времени потребляют спиртные напитки?

Подростковая алкоголизация ведется прежде всего из семьи. Безнадзорность, отсутствие контроля родителей, «пример» семьи и конфликтная в ней обстановка- это главные причины подросткового пьянства.

Как правило, родители в школе — редкие гости. Одни бывают на родительских собраниях, участвуют в ремонте класса и его подготовке к новому учебному году, другие приходят по поводу в случае ЧП, третьи участвуют в торжественных актах. Есть родители, которые не появляются в школе ни по какому поводу. Устойчивый контакт между семьей и школой отсутствует. Прочные связи затруднены занятостью и родителей и учителей. Нет инициативы ни с той, ни с другой стороны. Отсутствует понимание того, что кооперация всегда дает лучшие результаты, нежели разрозненные усилия. Зачастую нет должного взаимного уважения: родители не очень высокого ценят умение и желание учителей воспитывать, а те платят им таким же недоверием.

Анкета исследования

Были ли случаи , когда ваш ребенок приходил домой в нетрезвом состоянии. А) да ; Б) нет;

Если вы узнали , что Ваш ребенок употребляет спиртные напитки, Ваши действия.

А) объясню, сколь вредно это;

Б) Буду следить, чтобы это впредь не повторялось;

В) буду воздействовать личным примером трезвости;

Г) посоветуюсь в школе, как мне поступить;

Д) затрудняюсь ответить;

Является ли трезвость родителей обязательным условием трезвости Ваших детей: а) да, является; б) нет, не является.

Считаете ли Вы, что потребление алкоголя и потребление наркотиков имеет нечто общее? а) да; б) нет;

Как часто в Вашей семье употребляют спиртные напитки? а) раз в неделю; б) только по праздникам; в) ежедневно

Какие причины, по вашему мнению, побуждают подростков употреблять спиртные напитки? а) любопытство; б) не знают чем заняться в свободное время;

в) было неудобно отказаться ;

г) хотят отвлечься от повседневных забот;

д) просто так, без всякой причины;

е) не развиты здоровые интересы, нет цели в жизни;

Что необходимо предпринять, чтобы алкоголизация не получили дальнейшего распространения среди подростков:

а) профилактические меры;

б)больше внимания уделять детям в семье;

в) усилить контроль учителей и повысить роль школы в воспитательной работе;

г) объединить скоординировать усилия семьи и школы;

Достаточно ли хорошо проводится антиалкогольная пропаганда в школе? а) да , достаточно; б) нет, не достаточно;

Считаете ли Вы, что учитель должен быть трезвенником?

а)да, обязательно; б) нет, необязательно;

Надо ли уделять внимание в средствах массовой информации проблеме подростковой алкоголизации?

а)да ; б) нет; б) затрудняюсь ответить;

Выводы

Итак, одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем среди подросткового поколения нашей страны является выяснение причин , вызвавших массовое употребление алкоголя среди подростков.

Это вредная привычка, как фактор риска, оказывает неблагоприятное влияние на показатели здоровья: ее следствием стало увеличение заболеваемости, травматизма, инвалидности, обострение криминальной ситуации.

«Анкетные данные» опрошенных родителей дают определенную пищу для родителей. Поэтому поводу считаю нужным сказать следующее.

Во-первых, из существования зависимости, о которой идет речь, не следует делать ложный вывод, будто правильно поступают те родители, которые спешат сами угостить своих детей вином. Формальное участие родителей подростков из неблагополучных континентов, разумеется, ни в коей мере не является причиной неблагополучия их детей — наоборот, неблагополучное развитие детей ( в чем в свою очередь, во многом виноваты родители) приводит к тому, что дети берутся за рюмку сами ( в одиночку или в своей компании) и просто опережают родителей. Понятно, что если родители начнут думать о том, как бы не упустить тут первенство, а не о том, как лучше воспитывать детей то станет только хуже.

Во-вторых, анализ бюджетов времени наглядно показывает, что у современных родителей на воспитание детей остаются в будни считанные минуты, не многим больше в выходные дни. В основном дети предоставлены сами себе и улице. Вот поэтому-то, не снимая ответственности за воспитание с родителей, приходится говорить об увеличении роли и ответственности образовательных учреждений.

В-третьих, растет роль школы и в связи с усиление негативных явлений в молодежной среде. Без активного и умелого участия школы в профилактике социальных болезней трудно рассчитывать на успех в воспитании здорового, в физическом и нравственном отношении, молодого поколения.

Необходимо воспитывать в ребенке трудолюбие, ответственность, умение вести себя — эти качества уберегут от пьянства. Воспитывать названные качества должны не только родители, но и педагоги.

Список используемой литературы

Братусь Б.С., Психологический анализ изменений личности при алкоголизме., М., 1974

Еникеева Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков., М., 1999

Заиграева Г.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения., М., 1986

Левин Б.М., Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен // Социс., 1997 №4

Лисицын Ю.П., Копыт Н.Л., Алкоголизм., М., 1983

Медицинская энциклопедия., М., 2002

Мендельсон Г.А., Ткачевский Ю.М., Алкоголизм и преступность ., М., 1969

Нарушения связанные с потребление алкоголя /Под ред. Дж.Эдварса., М., 1978