Подробное изложение текста

План-конспект урока с учащимися 4 класса.

Тема урока: Изложение.

Цели урока: совершенствовать умение учащихся анализировать текст, раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста с элементами описания. Закреплять понятие «подробное изложение» текста.

Ход урока

I.Организационный момент и сообщение целей урока.

-Вам предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан. Текст надо пересказать подробно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

-Что значит подробно пересказать текст? (Со всеми подробностями, использовать слова автора).

-В тексте рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о них? Какой их внешний вид? Где они живут?

-Рассмотрите иллюстрацию с изображением пингвина. (Тело пингвиненка похоже на ракету. Ноги с перепонками для плавания. Короткий хвост. Перья на теле и крыльях темно-синие, а на брюшке белые. Голова черная, а по бокам головы и шеи красивые оранжевые полосочки. Крылья похожи на длинные плавники. Под кожей – толстый слой жира, чтобы пингвину было тепло. Пингвины хорошие пловцы, полжизни они проводят в воде. Питаются пингвины рыбой и кальмарами.)

II.Чтение текста.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок. Ему было страшно броситься в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на краю. Его сносил ветер. От страха малыш закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, выкарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном море.

(Г.Снегирев)

III.Анализ текста

-Подумайте, как лучше озаглавить этот текст («Как купался пингвиненок», «Отважный пингвиненок», «Маленький пингвиненок»).

т какого лица идет повествование? (От лица автора).

-Что делал автор? (Он спускался к морю)

-Кого он увидел? (Пингвиненка)

-Что делал пингвиненок? (Он смотрел, как взрослые пингвины купаются)

Почему пингвиненок не купался? (Ему было страшно броситься в море)

-Как он пырнул в море? (Он закрыл глаза и бросился вниз)

-Какой это был пингвиненок? (отважный)

-Определите тему текста (купание пингвиненка)

-Какова главная мысль? (Пингвиненок первый искупался в холодном море, потому что это был отважный пингвиненок)

-Сколько частей в тексте? (4: завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

-Какой это текст? (Повествование с элементами описания)

-Докажите (Всё изображенное в рассказе можно запечатлеть на нескольких снимках)

-Опишите внешний вид пингвиненка (Три пушинки на голове и коротенький хвостик)

-Обратите внимание, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

-Как автор связывает предложения? (он, пингвиненок, ему)

-Подберите синонимы к слову пингвиненок (птенец, малыш)

-Прослушайте пересказ. Можно ли этот пересказ назвать подробным?

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на море. (Нет. Это краткий пересказ)

IV.Физкультминутка

Vабота над планом

1)Маленький пингвиненок

2)Птенец посмотрел, как купаются взрослые пингвины

3)Наконец малыш решился и бросился в море

4)Это был самый отважный пингвиненок

VI.Повторное чтение текста, пересказ

VII.Словарно-орфографическая работа

Правописание слов маленького, купаются, броситься.

VIII.Самостоятельная работа учащихся (учитель перед написанием обращает особое внимание, что все четыре части пишутся с красной строки)